Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 03, 2012

Бренд по имени МСПО

Мы не в первый раз встречаемся с ребятами из Московского студенческого педагогического отряда (МСПО), действующего на базе и при поддержке широко известного в стране вуза – «МАТИ – Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского». Невероятно увлеченные, веселые, образованные девушки и молодые люди не перестают удивлять. Итогами их социально значимой деятельности являются новые программы помощи детям в школах и детских домах, вожатская работа в детских оздоровительных лагерях, дворовые праздники, соревнования и многое другое. Это не осталось незамеченным – в 2011 году МСПО признали лучшим молодежно-студенческим педагогическим отрядом столицы. Поработать здесь рвутся даже старшеклассники и студенты многих вузов Москвы. Ведь сегодня МСПО – уже бренд!

Светлана Сергеевна Новикова и Андрей Юрьевич Ховрин
Даниил Павлов

Директор Центра гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов МАТИ Светлана Новикова сама окончила этот вуз и была в течение четырех лет командиром МСПО. По ее словам, здесь все время генерируются новые идеи, проекты, постоянно что-то улучшается. Работать хочется, потому что виден результат, ощущается мощная эмоциональная отдача.

В педагогическом отряде есть и 16-18-летние, и более старшие ребята, потому что новая «кровь» вливается постоянно. Курирование работы МСПО является одним из основных видов деятельности центра. Это предполагает создание методических разработок студенческих мероприятий, организацию курса «Школа молодого вожатого» для студентов, трудоустройство вожатых и социально-психологическое сопровождение их профессиональной деятельности.

Вся деятельность нацелена на реализацию различных форм работы с детьми в конкретной школе, детском доме, детском оздоровительном лагере.

– В чем идея? Студенты московских вузов и колледжей с нашей помощью приобретают временные рабочие места. К этой работе готовятся, получая дополнительное образование во время 72-часового базового курса. Разработана специальная программа. Мы ее апробировали, отработали. Курс нравится ребятам и профессионалам, работающим в этой сфере. Программа устраивает руководителей детских оздоровительных учреждений. Они нам иногда подсказывают, что в курсе подготовки нужно скорректировать. Ведь берут максимально подготовленных.

– Как только молодой человек чувствует в себе готовность к общению и работе с детьми в детском оздоровительном лагере, он записывается в нашу «Школу молодого вожатого». Среди преподавателей – и взрослые, и аспиранты МАТИ из Центра гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов, и бывшие руководители детских оздоровительных лагерей. После окончания курса – итоговый выездной сбор, зачет. Потом отправляем студентов на работу в детский лагерь отдыха. Стараемся не терять связи с заказчиками, чтобы разрешать возможные сложности. Например, вдруг выяснилось, что детский коллектив – не та среда, в которой молодой человек мечтал работать. Такое отрезвляет.

В течение года педотряд взаимодействует с детскими домами, общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования, управами, префектурами в проведении праздников, мероприятий, организации работы секций и кружков. Используя бесценный многолетний опыт, стараемся все время развиваться в этой сфере.

– Мы проводим в школах презентации, рассказываем о МСПО, МАТИ. Образовательные учреждения в нас заинтересованы. Школьные учителя сильно перегружены. Подчас им не всегда хватает сил и времени заниматься с группой продленного дня. Поэтому наши студенты помогают школьникам делать домашние задания, приходя два-три раза в неделю к тем, кому нужна их помощь, а также занимаются кружковой работой с детьми. Они участвуют в этой работе с любовью, с интересом и, разумеется, бесплатно. Дети получают недостающие знания, позитивную энергию, пользуются вниманием и поддержкой старших по возрасту (а это очень важно). Нередко студенты организуют проведение для школьников познавательных и профориентационных мероприятий. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня психолого-педагогической компетентности, наращиванию коммуникативных и интеллектуальных способностей студентов, их общекультурных компетенций. Чтобы провести экскурсию для детей по музею или сходить с ними в театр, надо как минимум быть готовым к беседе, диалогу, рассказу. Приходится много читать, учиться общению и просто говорить на хорошем (правильном) русском языке.

– Идет постоянная работа по сохранению традиций и программ, которые мы сформировали, а теперь модернизируем и адаптируем к современным условиям. Движение живет, потому что оно необходимо и студентам, и детям, и учреждениям по работе с молодежью, и организаторам детского отдыха, и органам государственного и муниципального управления, функционирующим в этой сфере.

– Между прочим, движению студенческих педагогических отрядов в МАТИ исполняется 20 лет! – продолжает моя собеседница. – У истоков его создания стоял директор Института молодежной политики и социальных технологий, первый проректор МАТИ, доктор социологических наук, доцент Андрей Юрьевич Ховрин.

МАТИ – инженерный вуз, но два десятка лет назад именно в его стенах зародилась и успешно развивается в новых условиях традиция шефства молодежи над детьми и подростками. Сегодня данная деятельность стала для нас уже традиционной. Ведь вожатские кадры остро востребованы. Участники МСПО работают не только в Подмосковье, но и в детских лагерях, которые расположены далеко от столицы, например, на Черноморском побережье России, в Болгарии, Турции, Финляндии. Инициативу МАТИ много лет поддерживает Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Московская Федерация профсоюзов, Московский городской штаб молодежных студенческих отрядов, префектуры, управы и муниципалитеты столицы, заинтересованные в вожатских услугах.

Ведущая роль в этой работе отведена одному из факультетов МАТИ – Институту молодежной политики и социальных технологий. Созданный в 2003 году, он объединил в своем составе кафедры гуманитарной и социально-управленческой направленности. Именно в рамках этого подразделения удалось синтезировать потенциал МАТИ в области социогуманитарной подготовки. Но, безусловно, базовой задачей МАТИ была, есть и будет подготовка инженеров технологического профиля, выпускники которого всегда востребованы предприятиями аэрокосмической отрасли, научными учреждениями, органами государственного и муниципального управления.

А.Ю. Ховрин рассказал о работе со студенческой молодежью и движении студенческих отрядов.

– Для нас это уже «классика». Образование – это обучение и воспитание. А воспитание, в свою очередь, предполагает целенаправленное воздействие на личность человека. В процессе обучения молодого человека в вузе он должен не только получить профессию, но и стать носителем признанных в обществе ценностей, сформировать у себя определенные социальные компетенции. Если говорить об инженере или менеджере, просто о молодом гражданине, он явно не должен быть потребителем, отказывающимся от службы в армии, легко нарушающим социальные нормы, пренебрегающим окружающими и т. д. В представлении коллектива преподавателей МАТИ молодой гражданин после окончания университета должен стать порядочным человеком. В связи с этим наше движение студенческих педагогических отрядов полноценно укладывается в поле воспитания и решения актуальных задач, стоящих перед обществом и страной.

– Насколько, как вам кажется, МАТИ влияет на реализацию молодежной политики?

– Как вы знаете, в МАТИ есть профильный Институт молодежной политики и социальных технологий. Те, кто приходят сюда учиться, предполагают в дальнейшем трудиться в системе государственного и муниципального управления, хотят быть социальными менеджерами, работать с молодежью. Выпускников принимают на работу наши партнеры, с которыми мы совместно реализуем проекты и программы. А в целом студенчество МАТИ традиционно социально активное, интеллектуально развитое, имеет серьезный потенциал и возможности для осуществления своих идей, чему мы способствуем как администрация вуза и пытаемся совместно с другими субъектами государственной молодежной политики поддержать инициативы студентов.

– Работая в педагогическом отряде, студенты заметно меняются?

– На мой взгляд, есть два пути. Ты плывешь по течению и являешься банальным потребителем. Государство предоставляет тебе бесплатное образование, родители материально обеспечивают твою жизнь. Существует проблема, хотя об этом никто не говорит, – сегодня немало обеспеченных молодых людей из финансово благополучных семей не хотят учиться, работать. Они социально инертны, пассивны.

Человек, выбравший противоположный стиль жизни, активен в социальном плане, продуктивно взаимодействует с обществом, используя все возможности и реализуя свой частный интерес, способствует развитию общества. Такая позиция определяет его будущее. В нашем случае, если ты – вожатый, то ты – и руководитель. Попробуй поруководи детьми. Дома один ребенок – с ума сойдешь, а в отряде их двадцать – тридцать. Когда у тебя что-то получается, и ты достигаешь хороших результатов, – это громадная польза при подготовке к управленческой деятельности. Кроме того, ты становишься социально компетентным. Получив необходимые первичные навыки в нашей вожатской школе, молодой человек затем едет работать в оздоровительный лагерь. И там уже начинается жизнь по распорядку, плюс громадная ответственность за себя и за детей. Это серьезное взросление, интенсивная социализация. И здесь ты должен решить: поехать отдыхать на море и лежать на пляже, или поехать в детский лагерь, где работа с людьми. Значит, стимул к совершенству, опыт, движение.

– С чего начинать работу в педагогическом отряде?

– С определения цели в жизни. Чтобы ее достичь, надо что-то делать. Ты выбрал путь – хочу работать с детьми, – значит, должен быть готовым отстаивать свои интересы и двигаться вперед, наращивать компетенции – без этого никуда. Захотел быть лучшим – сделай что-то для этого. Начни с чего-то: выбери и действуй!

Командир МСПО Даниил Павлов отмечает, что от своих не участвующих в деятельности отряда однокурсников педотрядовцы однозначно отличаются.

– Достаточно пообщаться – разницу почувствуешь сразу. Приходящим впервые в отряд студентам занятия и тренинги помогают понять, подходит ли им эта работа. Потом – зачеты, экзамены. Вырисовывается окончательная картина. Если человеку действительно интересно, и у него к этому лежит душа, то он все сможет понять и во всем разберется, – считает Даниил.

В январе этого года прошел набор в «Школу кураторов и инструкторов». Ее выпускники будут помогать в организации процесса обучения новичков в «Школе молодого вожатого», набор в которую проходит с февраля по апрель. В МСПО постоянно разрабатываются новые интеллектуальные, конкурсные, развлекательные, игровые программы.

Участвуя в деятельности педагогического отряда, студенты получают хороший опыт, который в дальнейшем помогает им устроиться на работу в коммерческие фирмы, занимающиеся организацией детского досуга и отдыха.

Александра РАКОВА

(Окончание в следующем номере)

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива