Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2003

Юрий Арабов: Судьба... и свобода воли

На протяжении многих веков люди пытались решить загадку человеческой судьбы. Чем обусловлена жизнь человека? Что движет ею? Все ли наши действия заранее предопределены или же зависят от нелепых случайностей? И, наконец, насколько велика в этом роль самого человека? Вот, само собой вырвалось слово "роль", как бы подтверждая известную шекспировскую фразу "Весь мир - театр". Если согласиться с великим драматургом, сразу возникают вопросы. "Раз люди - актеры, то кто же тогда режиссер? И кто драматург? Насколько сюжет пьесы допускает актерскую импровизацию? И почему кому-то достаются главные роли, а кому-то реплики "Кушать подано"? Пытаясь решить эти вопросы, поэт и кинодраматург Юрий Арабов написал сборник эссе "Механика судеб", в котором рассмотрел жизнь Пушкина, Гоголя и Наполеона с точки зрения драматургии и причинно-следственных связей.

- Юрий Николаевич, почему для проверки своей теории вы выбрали именно эти фигуры?

- Для моей работы необходимо было взять жизни каких-нибудь известных исторических лиц, в которых нет "белых пятен", а все хорошо изучено, и, следовательно, выявить механизмы работы судьбы легче, чем на жизни рядового обывателя.

- Но, взяв в качестве объекта исследования жизнь Пушкина, вы рисковали вызвать шквал обвинений в некомпетентности со стороны пушкинистов.

- Ситуация, действительно была трудная. Пушкин - культовая фигура в нашей истории. Одно время он в какой-то степени заменял в нашей стране Христа. И хотя я всячески старался обходить всех тех "дохлых собак", которых обычно вешают на Пушкина, все равно в "Новом мире" написали, что подбор цитат в моей книге иначе как подлым и тенденциозным не назовешь. Мне это кажется странным. В своей работе я все время старался уйти от суда, несмотря на то что это было очень трудно - иначе не получалась оценка событий. К сожалению, невозможно быть искренним до конца, и от этого многое не договорено. Меня просто бы съели.

Но в случае с Пушкиным меня не интересовала его жизнь как таковая, а лишь механизм судьбы, имеющий универсальный характер и значение для любого из нас. Любая жизнь и трагична, и комична - смотря как взглянуть на это. Важны драматургические механизмы - завязка, кульминация, развязка. И то, как отражаются на жизни человека те или иные поступки.

- В случае с Пушкиным можно предположить, что кульминацией и развязкой были дуэль и смерть. Где вы увидели завязку?

- Завязку надо искать в юности поэта. Я попытался проанализировать три линии жизни, которые привели к трагическому финалу. Это отношения с властью, любовные увлечения и религиозные воззрения.

Погружаясь в его жизнь, я видел, что все совершенное им в юности обернулось против него в зрелости в увеличенном, безобразно-гротескном виде. Поистине - "посеешь ветер - пожнешь бурю". Его юношеские игровые дуэли, отнюдь не целомудренные отношения с представительницами противоположного пола, довольно странное противостояние власти и, наконец, едва ли не самая тяжелая "завязка" молодости, религиозная, - все это отозвалось впоследствии самым роковым образом.

- Вы считаете, что любой поступок непременно даст плоды в будущем?

- В мире существует невидимый нам механизм причинно-следственных отношений. Практически каждый день мы, совершая поступки, завязываем некие узлы в своей судьбе, которые в дальнейшем нам предстоит или развязывать или перезавязывать. Когда человек совершает какой-то порой просто необдуманный поступок, он может быть уверен, что ему за него в будущем воздастся. Если же кара не постигнет его самого, расплачиваться будут потомки.

- С точки зрения потомков, расплата за чужие грехи не выглядит справедливой.

- Помимо человеческих представлений о справедливости есть еще Высший суд. Ничего не поделаешь, за все надо платить. Однако роль человека вовсе не пассивна. Он способен разорвать кольцо предопределенности.

- Каким образом?

- Прежде всего: осознать и покаяться в содеянном. В христианской традиции нам дано таинство причастия, которое частично или полностью снимает груз зла. У буддистов - это остановка, недеяние. Наконец, по моей концепции можно перевязать узлы, завязанные ранее, что на мистическом языке называется сменой кармы. Это, на мой взгляд, в определенный момент и попытался сделать Пушкин.

Перелом, прежде всего, ложиться на время его ссылки в Михайловском. Что тоже не случайно. В теории драматургии есть понятие "золотого сечения", которое связывается чаще всего с некоей точкой покоя, в которой действие как бы замирает. Эта остановка делит композицию в соотношении двух третей к одной. Вглядевшись в композицию жизни Пушкина, можно легко убедиться в том, что период, проведенный в Михайловском, как раз и делит его жизнь в этом соотношении. После Михайловского поэт пытается перезавязать узлы всех трех основных линий жизни...

Новая завязка линии "я и власть" окажется ложной. Она не укрепит ранее расшатанных отношений, а только усугубит их, вылившись в уже полную фантасмагорию: распоряжение Николая I о том, чтобы Бенкендорф предотвратил дуэль, окажется тщетным - жандармы посланы в противоположную от Черной речки сторону.

Новая завязка линии "я и женщины", выразившаяся в женитьбе, тоже ни к чему хорошему, как известно, не привела.

- Все знают, что Пушкину была предсказана смерть в возрасте 37 лет. Не говорит ли это в пользу жесткой предопределенности?

- Дело в том, что в предсказании Кирхгоф была вариантность: если жизнь поэта не прервется в 37 лет, он будет жить долго. У него была возможность маневра. В истории известны случаи, когда людям удавалось уйти от предначертанного. Если бы таких шансов у человека не оставалось, мир выглядел бы как игра непостижимых сил, и нужно было бы перечеркнуть весь пафос свободы Нового Завета.

-Христианство, кстати, отрицает гадание и закон кармы, но не потому, что этого нет в мире, а потому, что подобная вера-суеверие затормаживает путь души к Богу. Законы кармы отступают перед Богом, который есть любовь, и который может спасать и миловать. Почему же все-таки Пушкину не удалось изменить ход своей судьбы?

-Пытаясь перезавязать узлы религиозной линии жизни, Пушкин отбросил атеизм, делал попытки постепенно войти в мир православия, но усилия оказались недостаточными. Известно, что Пушкин до самой смерти был чрезвычайно суеверен. Вера в приметы, предсказания, рок приводят к тому, что причинно-следственные связи лишь укрепляются, и выбраться из паутины заблуждений становится невозможным. Идя путем искреннего покаяния, поэт, безусловно, мог бы продлить свою жизнь, и тогда бы сбылся другой вариант предсказания Кирхгоф - долгая счастливая жизнь. Ему же, несмотря на гениальность, не хватило той веры величиной с горчичное зерно, которая способна сдвинуть горы.

- А как легла ваша концепция на жизнь Гоголя?

- Разбирать его жизнь с точки зрения драматургических связей было значительно трудней. Во-первых, он почти святой человек по сравнению с Александром Сергеевичем, а во-вторых, фигура очень таинственная. Но действие причинно-следственных связей в его жизни прослеживается довольно четко. Разыгрываемое Гоголем в юности безумие, как и пушкинские игры в дуэль, воплотилось впоследствии в реальность - в невидимую странную болезнь, подозрительность к собственному здоровью, мнительность.

При анализе жизненных линий Гоголя видишь постоянное раздвоение. Это и двойственность помыслов, совмещение "высоких" и "коммерческих" интересов, и потребность слияния государственного "великого дела" с литературным трудом. А это ведь отдельные линии, каждая из которых должна дать разные развязки. Причинно-следственная связь не любит двоящихся целей и помыслов.

Двойственность его жизни проявлялась и в метании между монастырской аскезой и чревоугодием, и даже в том, что духовных наставников у него было двое - митрополит Филарет и отец Матфей. И учили эти наставники противоположному. В них как бы воплотились полюса православия, два полюса гоголевской души. Все эти раздвоения привели к чудовищному раздвоению следствий. И уже не приходится удивляться гротескному финалу его жизни, до сих пор ставящему исследователей в тупик.

- Пытался ли он, по-вашему, перезавязывать узлы своей жизни?

- Думаю, он предчувствовал грядущую катастрофу. Его знаменитое завещание с просьбой не хоронить его до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения, тому подтверждение.

Сожжение рукописи второго тома "Мертвых душ" - попытка перезавязать узлы основной линии жизни, избавив ее от раздвоений. Но было слишком поздно. Лавина следствий, подобно горному обвалу, сметала все на своем пути.

- А роль случая в жизни вы не допускаете?

- Отвечу словами булгаковского Воланда: кирпич просто так никому на голову не свалится, все имеет свои причины. И вот еще о чем я хотел бы сказать. Начав работать над главой о Наполеоне, я вдруг увидел, что события его жизни никак не укладываются в теорию причинно-следственных связей. Вглядываясь в жизнь этого человека, я обнаружил зависание кармических законов, откладывание развязок.

Я долго думал по этому поводу и пришел к выводу, что опыт жизни Наполеона показывает еще один путь разрыва причинно-следственной паутины. И достигается он последовательным служением злу.

Хотя звучит это страшно, но такое служение почти столь же эффективно, как и покаяние. Последовательный аморализм, а то, что Наполеон был глубоко аморальным человеком, не вызывает сомнения, включает некий механизм, и в дело вступают запредельные силы, откладывающие наказание за грехи на неопределенный срок. Вынося его за пределы человеческой жизни.

- За какие пределы? Известно, что Наполеон умер в ссылке, страшно страдая от болезни.

- Но это произошло с ним после того, как он в последней части своей жизни стал принимать чисто человеческие решения вопреки тому, что сулило ему личную выгоду. К сожалению, в рамках интервью я не могу привести массу свидетельств и документов, подтверждающих это. Но факт остается фактом: большую часть жизни Наполеону везло так, как, пожалуй, никому в истории человечества. Но стоило ему попытаться сойти с дороги зла и аморализма, как он тут же потерял покровительство темных сил.

- Продолжите ли вы свое исследование на других персонах?

- Поскольку концептуальный ход найден, я мог бы продолжать заниматься этим еще очень долго, сделав из этого золотую жилу и превратившись во второго Радзинского. Но я не хочу, считая это спекуляцией.

- Предпочитаете сделать короткий залп?

- Да. Потому что, если это будет не "залп", а "очередь", все превратится в коммерческое предприятие. Я стану похож на Глобу, рассчитывая механику судеб и беря за это деньги.

- А самому вам неужели не интересно?

- Мне интересно было бы сделать еще одну главу о жизни какого-нибудь святого. Проследить, как в этом случае работает причинно-следственный механизм. Но это вещь серьезная, и я пока не чувствую в себе нравственных сил подступиться к подобному материалу. Мне кажется, что я не имею на это права. Есть еще одна опасность - это полная рационализация замысла Божьего. Не стоит ставить себя на его место.

Беседу вел Андрей ДМИТРИЕВ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива