Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2003

Чтобы стать Ньютоном, надо быть самим собой

Как определить и реализовать свои способности

Не наступайте на горло собственной песне. Примерно такими словами напутствовал нас на выпускном бале учитель истории. Историк был мудр, а посему знал, что говорил: природа оказалась воистину упрямой девицей. Те, кто прислушался к ее зову, попали в свою тарелку. Большинство же мается до сих пор: в поисках себя меняют одну работу на другую, третью-пятую-десятую. Но радости от горячо нелюбимого дела как не было, так и нет. А нужно-то было всего ничего: вовремя определиться с талантами и пристрастиями. Но чего стоит разобраться в себе и найти свою нишу - об этом интервью с Владимиром Шадриковым, академиком РАО и крупным специалистом в области психологии одаренности.

- Владимир Дмитриевич, вы-то сами как добились столь больших успехов в психологии, стали академиком, замминистра образования?

- Не поверите, закончил физмат Ярославского пединститута и попал учителем в школу. Но стандартная педагогика меня не устраивала - взялся за эксперименты и тут же увлекся психологией. Оказалось, все, до чего дошел своим умом, было известно задолго до меня. Разозлился и решил открыть в психологии новое, копнул глубже - заинтересовало: поступил в аспирантуру, написал две диссертации. Вот уже почти 30 лет занимаюсь любимым делом. Кстати, знания точных наук тоже использовал по максимуму: в статистике и обработке экспериментальных данных - тех разделах психологии, где гуманитарию разобраться сложнее всего.

- Но как все-таки выявить свои способности и при этом не ошибиться?

- Идем от печки. Природа наградила нас общими, так называемыми биологическими способностями - мыслить, воспринимать, представлять, чувствовать, желать. На их базе развиваем те или иные специальные способности: умение работать с текстом, оперировать числами, манипулировать. Заметьте, наши способности природа предопределяет не полностью: интеллект человека складывается из природного и культурно обусловленного. Последний мы совершенствуем, вбирая в себя достижения культуры и науки: решаем задачи, читаем книги, мыслим. Словом, природа закладывает общие способности, а мы должны их развивать. А как - зависит уже от нас самих. Если учесть, что 60 процентов способностей передается по наследству, то шансы стать талантливыми и достичь успехов в той или иной области у нас не так уж и малы.

- И как использовать эти шансы?

- Можно обратиться к квалифицированному психологу: он измерит общий интеллект, частные способности. Скажем, тест на IQ показывает, как ваш интеллект, мышление проявляются в различных видах деятельности. Есть масса других тестов: на диагностику специальных способностей. Это специально подобранные задачи, разного типа, разной степени сложности. Чем больше их "щелкаешь" и чем разнообразнее задачи, тем больше вероятности обнаружить свои способности. Хочешь определить склонности к определенной сфере деятельности - тебе дают задачи одного типа. Интеллект в целом - тогда задания разного вида. Набрал средний балл - есть предрасположенность к данной области, но не более того. Дошел до высшего уровня - ярко выраженный талант. Впрочем, не стоит полностью доверяться тестам: они дают гарантию 70 - 80 процентов. Кроме того, многие тесты интеллекта измеряют конкретную способность и не затрагивают ее связи с другими. Например, тест структуры интеллекта Амтхауэра годится только для профориентации и профотбора, тест DAT - для прогноза академической успеваемости. Я лично советую другой, более эффективный способ самоопределения - попробовать себя в разных видах деятельности.

- Скажем, я склонна к литературному творчеству и рисованию, в то же время люблю лицедейство. Мне нужно заниматься всем сразу?

- Почему бы нет? Способности проявляются только в активной деятельности. Есть желание писать, рисовать - значит, ваш труд уже мотивирован. Нет интереса к предмету - усваиваешь его на основе так называемой замещающей мотивации (ради стипендии, академической успеваемости). В этом случае учеба противоречит вашей природе, а значит, толку от нее мало. Поэтому пробуйте себя в том, к чему лежит душа: в чем достигните большего успеха, тем и занимайтесь. В этом, кстати, и преуспеете: ведь удовольствие получаешь только от того, что получается. Успех - это стимул, во многом от него зависит наше желание и умение заниматься тем или иным делом.

- А если везде получается?

- Замечательно. Возьмите Пушкина: великолепный поэт, прозаик, отменный историограф (вспомните "Историю Петра" и "Историю Пугачевского бунта"), неплохо рисовал. Талант многогранен. А почему? Потому что в его основе лежат общие способности, а раз они общие, то и проявляются в различных сферах деятельности. Откуда природа могла предугадать, что человечество создаст более 5000 профессий? Она поступила мудрее: дала общие способности, на основе которых мы формируем способности к конкретному виду деятельности. Скажем, вы тренируете воображение, а в это время развиваются ваши задатки к рисованию и сочинительству. Или мой пример: всерьез занялся психологией, а ведь мог преуспеть и в философии, и в генетике, потому как науки смежные. Вообще, если ты не доволен профессией - надо менять. Искать себя незазорно, только до определенного момента - 30 лет.

- Как же тогда утверждения вроде "за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь"? Где-то читала, что информационные потоки от разных видов деятельности переполняют нашу "оперативную память" и тем самым подавляют не только способности, но даже интеллект (умение анализировать и решать задачи).

- Нет, способности не пропадают. Через одну деятельность мы совершенствуем способности в другой. Скажем, танец развивает воображение, которое вам пригодиться как в игре на скрипке, так и в техническом конструировании. Но если движетесь в трех направлениях, вы нигде не достигнете той высоты, на которую могли бы подняться, профилируя одну способность. Займетесь одновременно танцами и скрипкой - вряд ли станете где-либо профи, а направите силы только на скрипку - добьетесь высших результатов, но зато потеряете в танцах.

В первом случае вы развиваетесь гармонично, без особого ущерба своим способностям. Во втором рискуете не проявиться до конца в наиболее приемлемой для вас сфере. Что лучше, что хуже - решать вам. Мое личное мнение: общие способности лучше развивать в школе, то главное, что в вас заложила природа, а в вузе - специальные. Ведь проблема не в том, как развиты способности, а в том, какая составляющая общих способностей у меня развита больше всех. Дабы определить это главное, повторюсь, нужно действовать - искать, спотыкаться, браться за новое.

Методом проб и ошибок определяете качественные различия способностей, выбираете свои самые сильные стороны и "наращиваете" их. Вот вы, например, чувствуете, что на литературном поприще добиваетесь больших успехов, нежели в живописи - оставьте рисование на хобби и сосредоточьтесь на журналистике. Если наоборот - тогда попробуйте себя в дизайне. Может, это у вас пойдет лучше.

- Есть практические советы, как по максимуму реализовать способности?

- Опять возьмем ваш пример. Занимаетесь журналистикой - а может, вы мечтаете потом книгу выпустить? Так вот, чтобы писать, надо приобрести жизненный опыт: без чувственного наполнения не создашь ни дельной прозы, ни стихов. Профессор филфака МГУ Юрий Владимирович Рождественский говорил: "Стихи плести я научу любого за две недели, а писать - пусть сам учится". Таланты талантами, но надо еще знать, что сказать людям - нужно содержание. Где его взять? Только из личных переживаний, размышлений - ведь хороший писатель, когда пишет, обнажается.

- То есть надо создавать себе проблемы?

- Достаточно научиться сопереживать другим. Плюс сформируйте круг общения - из профессионалов своей области (это, кстати, относится ко всем сферам деятельности). Почаще обсуждайте со специалистами глобальные темы (не бытовые). В серьезных разговорах вы себя напрягаете: спорите, ищите аргументы, утверждаете свою точку зрения, осмысливаете чужую. Дабы найти доводы, обращаетесь к литературе. Так вы развиваетесь интеллектуально, ведь мысль - это тоже действие. Когда общаетесь, пишете материал, вы внутренне дискутируете с оппонентами. Ими могут быть как авторы прочитанных вами книг, так и ваши знакомые. Я, например, когда пишу свои работы, заочно спорю с мэтрами психологии - моими же учителями. И еще один совет, кому-то он покажется странным, но все же... Смотрите телевизор избирательно: не забивайте голову мелочами шоу-бизнеса. Второстепенные проблемы загружают нашу "оперативную память", но не развивают интеллект. А вот научные и культурные передачи развивают.

- Какие книги стимулируют развитие одаренности?

- Стимулируют не столько книги (хотя и они тоже: мысль - это деятельность), сколько различные формы активности. В том деле, которым занимаешься серьезно, надо повышать планку и преодолевать ее. Допустим, я хочу быть программистом, а мне 17 лет. Сколько бы задач в пределах четырех арифметических действий я ни решал, не сдвинусь ни на йоту в интеллектуальном развитии. Потому как работаю вхолостую: решаю задачи ниже достигнутого мною уровня. А вот если бы я занялся этими задачами в 1 - 2-м классе, когда решение их представляет определенную трудность, был бы эффект. Дабы развить способности, надо ставить себе цели нарастающей степени сложности. Особенно наглядно это представлено в спорте, где результаты прошлых завоеваний улучшают на сотые, десятые, а потом и целые секунд.

- Вы сказали, что без жизненного опыта талантливых стихов и тем более романов не создашь. Но есть тому прямые опровержения: Рембо к 14 годам написал все самое гениальное, Лермонтов - к 27...

- Лермонтов изложил тот социальный опыт, который имел уже к 27 годам. А какой шедевр он сотворил бы еще, останься жив? Есть все-таки определенная взаимосвязь между возрастом, в котором проявляется одаренность, и сферой деятельности. Раньше всего дарование "зажигается" в искусстве, особенно в музыке, чуть позже - в живописи и скульптуре. А также в математике, где талантливые ученые могут написать докторскую уже в 22 - 24 года. Вспомните Лейбница, Галуа и Гаусса. В остальных же науках открытия и изобретения происходят позже, и это понятно: надо получить глубокие и обширные знания, без фундамента никакие научные новации невозможны. То же самое касается социальной сферы: талант писателя, журналиста, психолога, педагога, адвоката, следователя, историка, руководителя особенно ярко "высвечивается" после 30 лет. До этого момента люди набираются не только профессионального, но и жизненного опыта, столь необходимого их работе.

- Кстати, кроме умных бесед, что еще развивает способности тех, кто намерен заниматься "социальной" сферой?

- То, что я скажу, опять-таки относится ко всем без исключения специальностям, но к гуманитарным особенно. Учитесь не только дискутировать и отстаивать свою позицию, но и принимать чужую. Это важно для вашего же развития. Почему многие из нас в дискуссиях смотрят друг на друга с озлоблением? Считают, истина моя - другой не может быть. А если исходить из того, что истин много, и я прав, и вы правы - то я получу целостное представление о мире. Это положение хорошо сформулировал философ Ясперс в теории множественности истин: откройте и почитайте.

- Есть профессии престижные и не очень. Ты любишь копаться в радиоприемниках или машинах, но знаешь: это тебе не даст таких денег, как, скажем, специальность адвоката или биржевого маклера. Приходится выбирать между любимым делом и доходным. И сразу вопрос: как соотнести свои желания со своими дарованиями?

- Нет недоходных и нетворческих профессий - есть неквалифицированные работники. Любую престижную и интересную специальность легко превратить в рутину. Сколько юристов в конторах и министерствах монотонно визируют документы? Тысячи - и только единицы из них, действительно талантливых, выбиваются в высокооплачиваемые адвокаты. И есть обратные примеры. Казалось бы, кому нужен историк? Оказывается, если он высокого уровня - нужен: его книги моментально раскупают, его работы публикуют самые популярные журналы, его зовут читать лекции в Гарвард и Сорбонну, он ведет телепередачу. Если ты дельный инженер, да еще неплохо разбираешься в карбюраторах и сцеплениях - тебя с руками оторвут: знакомые, а потом знакомые знакомых доверят тебе ремонт своих авто - появится клиентура, потекут деньги. Квалификация в любом деле обеспечивает высокий социальный статус и приличный заработок. Надо только быть на своем месте.

- Но в мире, вы сами сказали, более 5000 профессий. Как определить, какая из них тебе подходит больше всех?

- Нет однозначного соответствия между видом деятельности и дарованиями. Со способностями одного человека связан целый набор видов профессиональной деятельности. Тот, кто тяготеет, допустим, к естественным наукам, может стать врачом, ученым, флористом, инженером или даже путешественником. Надо только правильно найти ту область, к которой у тебя есть склонности. А это, повторюсь, не так уж и сложно, если "услышать" свои желания и реализовать их в действии. "Услышать" себя - значит, обречь себя на успех. Опять-таки в той области деятельности, которую ты для себя определишь (скажем, естественные науки), нужно выбрать узкую специальность. И здесь стоит задуматься о престижности, прибыльности той или иной профессии.

Учтите и такую вещь: в массовой профессии легче себя проявить, чем в редкой. Хотя сама по себе редкая специальность несет такие же возможности, что и любая другая: путешественники Жан Жак Кусто и Федор Конюхов добились высоких результатов и стали известны всему миру.

- Как психические качества влияют на способности? И насколько важно при определении способностей обращать внимание на черты своего характера?

- Так ведь способности и есть психические качества. Наши дарования влияют на формирование всех других качеств личности, определяют наше поведение. Как говорят, посеешь привычку - пожнешь характер.

- Но есть же, наверное, предпочтения в профессиях для разных типов характеров?

- Есть, но не строгие. Интроверту не стоит быть менеджером и постоянно общаться с людьми: он замкнут и тяготеет к самоанализу, неохотно вступает в контакты с окружающими, ему импонирует узкий круг друзей. Разумеется, это кладет отпечаток на его профессиональную деятельность. Журналисту желательно быть выраженным экстравертом, но и это не обязательно.

- Да?! А я вот на одну половину интроверт, на другую - экстраверт.

- "Чистых" типов не так уж много. Смотрите, что в вас перевешивает: стремление моментально войти в контакт, собрать новые факты, быстро их обработать и представить в виде "горячей" информации? Или желание посидеть, внутренне осмыслить факты и вынести их в виде проблемного, аналитического материала на бумагу? Как журналист вы можете проявиться и в том, и в другом. Главное - чтобы выбранная профессия не сильно противоречила вашей психологической конституции.

- Как научиться пунктуальности, самодисциплине, ответственности - тому, что может пригодиться в профессиональной карьере?

- Нет ничего проще: заведите ежедневник, строго следуйте записанному в нем графику, отключите автоответчик и обязательно отвечайте на каждый звонок.

- Посоветуйте, на примере каких выдающихся людей надо себя воспитывать и как?

- Следовать чьему-то примеру не продуктивно, потому как у вас свой, особенный, непохожий на других склад личности. Возьмем артиста: у него есть талантливые студенты, но похожих на него нет. На примере маэстро можно развивать профессиональные навыки - способ поведения, движения, но скопировать талант нереально. Помните, 60 - 75 процентов способностей - наследственные. Могу сказать общие слова - быть целеустремленным, преодолевать трудности... Но ведь это все поверхностно. Дабы стать Ньютоном, надо открыть новые законы, а как - это решать только вам. Так что мой вам совет: хотите достичь успеха в жизни - оставайтесь сами собой и взращивайте свой талант, а он, уверен, есть у каждого из вас.

Беседовала Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива