Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 07, 2009

Модильяни: ОН СЛИШКОМ ЛЮБИЛ ЖЕНЩИН

1. Посмотрите на эту красавицу-брюнетку! Ах, эти знаменитые ню Модильяни с их вытянутой в длину фигурой. Они наделали шума. Вы себе представляете эту эротику, сочащуюся из-под кожи, это очертание бедер, этот изгиб груди и ягодиц, с размаху брошенных в лицо буржуа!

 

«Большая ню» (1917)

Масло на полотне 60,6х92,7 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Из примерно четырехсот картин Модильяни оставил в основном портреты и ню. С помощью тел и лиц женщин он пытается проникнуть в души своих персонажей.

Декабрь 1917 года. Мы на первой персональной выставке Амедео Модильяни в галерее Берты Вей, улица Тэбу, 50 в IX округе Парижа. Живущему в нищете художнику откровенно повезло. НО, увидев его полотна в витрине, посетители испытывают шок. Тут же прибывает полиция и конфискует пять полотен за «покушение на нравственность». И уже через несколько часов после открытия выставки галерея вынуждена закрыть свои двери. И Модильяни удаляется с пустыми карманами, несмотря на теплую поддержку друзей.

«Мы – один мир. Буржуа – совершенно другой», – говорит художник. Но что было такого вызывающего в этих ню? Волосы! Посмотрите на подмышки дамы! В серии ню, написанных между 1916 и 1917 годами, Модильяни всегда отказывался скрывать волосяной покров женщины. Для него как почитателя античности тело и обнаженность никогда не были грязными. Франсис Карко, писатель и художественный критик, сказал ему: «От твоих ню веет духом, истинным духом жизни».

2. Нитевидные черты, удлиненная шея, миндалевидные глаза, небольшой ротик в виде сердечка и преувеличенно длинный нос... Именно по этим отличиям узнаются портреты женщин, созданные Модильяни. Их множество. Ведь Модильяни любит женщин более всего на свете. И безостановочно рисует их. Одетых и обнаженных, лежащих, сидящих, но лицом всегда к зрителю. Женщина – центр его творчества.

Красавец-итальянец с его сумрачным обаянием пользовался репутацией великого соблазнителя. Друзья-художники говорили, что девушки, попадавшие в его мастерскую, тут же влюблялись. И часто перебирались из постели в картину! Среди них Беатрис Хастингс, английская поэтесса, с которой он разделяет бурную страсть. Жанна Эбютерн, юная модель художника Фухиты, обворожительная красавица, в 18 лет станет его женой и музой. Он нарисует шестнадцать ее портретов. «Меня интересует человеческое существо. Ее лицо – величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь», – повторял он.

3. Поглядите на это лицо с четкими контурами – оно похоже на скульптуру. И не без оснований! Ведь художник начинал со скульптуры. С 1909 года он изготавливает модели лиц... конечно, женщин. Его вдохновляют статуэтки Берега Слоновой Кости (сейчас Кот д’Ивуар). Та же удлиненность, та же утонченность черт. Он ищет идеал истинной красоты. Его называют «Боттичелли-негр». Он творит скульптуру из бумаги. Иногда использует известняк, который ворует на стройках. Из-за отсутствия места работает на дубовых балках, которые предназначены для строительства метро Барбес-Рошешуар. Всего он вырезал 25 голов. Но по причине легочной болезни, вызванной физическими усилиями при резке камня и пылью, Модильяни вынужден в 1914 году расстаться со скульптурой. С тех пор он рисует. Опыт скульптора останется в центре его творчества.

4. Обратите внимание на простой и чистый декор полотна. Модильяни прежде всего интересует чистота и сдержанность линии. Сезанн научил его упрощать объемы и облегчать материал. Окружение едва намечено, а цвет без плотности лишь подчеркивает рисунок. Тела выглядят как бы обезличенными, плоскими, словно вырезаны из бумаги. Поверхность картины гладкая. Только некий мягкий оранжево-розовый цвет для кожи. Отметьте черную линию, подчеркивающую формы. Линия – она и только она.

Модильяни любит рисовать все, что попадает под руку, и рисует быстро. Некоторые специалисты говорят о стилизованном до предела произведении, другие о драгоценном и повторяющемся стиле. Но стиль Модильяни состоит как раз в полном отказе от течений его эпохи – фовизма, кубизма, футуризма. Кое-где ощущаются намеки на влияние: Сезанн, Тулуз-Лотрек, примитивное искусство или итальянское Возрождение, но ничего ярко не выражено.

Его искусство принадлежит только ему. Модильяни никогда не стремился совершить революцию в искусстве. Он единственный из художников своего поколения, который никогда не вносил правки в свои картины. Его единственная цель: «Одним глазом наблюдать за внешним миром, вторым заглядывать вглубь себя», – говорил он.

5. Обратите внимание на выражение лица женщины. Она словно в беспамятстве. Как всегда у Модильяни, глаза пусты и не имеют зрачков, лица лишены выражения и неподвижны. Быть может, таково влияние наркотиков и вина, которыми художник пользуется и злоупотребляет? За четырнадцать лет короткой карьеры Моди – так его прозвали – создал себе репутацию проклятого художника. Кокаин, алкоголь, опустошающие связи, болезнь, нищета – здесь всё! Он – одна из самых мрачных артистических легенд века. Он умирает в 36 лет, выжатый туберкулезом и искусственным раем. На следующий день его жена на восьмом месяце беременности бросается вниз с седьмого этажа.

Остались лишь узнаваемые портреты. Женщины, которые с загадочным видом смотрят на нас, безразличные или меланхоличные. Эти лица, кричащие о внутренней боли художника, напоминают, как говорил сам художник, о «выражении немого согласия с жизнью». В 1913 году Модильяни написал: «Счастье – это ангел с серьезным лицом» и подписался: Воскресший.

«Рюш» – город художников.

Это место расположено на улице Данциг в Париже. Мифическое место в сердце Монпарнаса, которое с 1902 года принимало молодых обездоленных художников. Среди обитателей Рюша – Модильяни, Задкин, Шагал, Сутин, Утрилло, Диего Ривера, Фернан Леже...

1884. Рождение в Ливорно в Италии. Он – четвертый ребенок в семье разорившегося торговца-еврея.

1901–1905. Посещает музеи Неаполя, Рима, Флоренции. Записывается на курсы свободной школы ню во Флоренции, потом в Институт искусств в Венеции.

1909. Встречается с Бранкузи, с которым начинает заниматься скульптурой. Между 1909 и 1914 занят лишь рисунком и скульптурой.

1914. Поэт Поль Гийом сдает ему мастерскую на Монмартре и дает 15 франков в день в обмен на его творения.

1918. Состояние здоровья Модильяни ухудшается, его жена Жанна беременна. Пара отправляется на Лазурный берег. Рождение Джоанны, их дочери. Первая выставка вместе с Матиссом и Пикассо в галерее Поля Гийома.

1920. 22 января его увозят в больницу. Через двое суток он умирает от туберкулезного менингита.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива