Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 06, 2009

«Вицин, Никулин, Моргунов...»

Стефан Цвейг писал, что люди со странностями способны зажечь в нем безумную жажду заглянуть им в душу. Тема, конечно, деликатная (не каждый пустит в свою душу постороннего), но в данном случае я с классиком полностью согласен. Тем более что не такой уж я посторонний своему собеседнику – мы дружим много лет.

Так было угодно Богу, что он несет по жизни почетное звание чудака и большого оригинала. Записи на его автоответчике дадут фору записным юмористам. В шестом классе он сидел три года, за что по праву считался худшим учеником школы. Из перечня блюд холостого мужчины в совершенстве овладел... подогревом чайника. Категорически не признает мобильники и имеет на этот счет стройную теорию. Блистательный рассказчик. Конферансье, клоун, фокусник. Дышит юмором. Живет увлеченностью.

Обычный поход в кино в детстве определил его судьбу. Судьбу человека, ставшего создателем первого в стране прижизненного актерского музея. Мой собеседник – Владимир ЦУКЕРМАН.

Судьба домашнего музея великих артистов

Георгий Вицин– До того момента, как ты посмотрел первый раз фильм про пса Барбоса, у тебя были какие-то кумиры в жизни?

– У каждого из нас в детстве были любимые персонажи: Буратино, Чипполино, Иванушка-дурачок... Потом они все уходят вместе со сказкой, потому что понимаешь – это придуманные персонажи.

Фильм Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» я впервые посмотрел вместе с папой зимой 1965 года, когда мне было восемь лет. И поначалу отказывался верить, что люди, сыгравшие в нем, могут реально существовать! Затем увидел в киоске черно-белую открытку с Никулиным, Вициным и Моргуновым, выпросил у родителей восемь копеек, положил открытку под стекло письменного стола и стал любоваться. То же самое проделал с открыткой, на которой изображен фрагмент из «Кавказкой пленницы», и вырезкой из «Советского экрана». Сперва собирал только фотографии, но постепенно в моей коллекции появились и статьи. А в 1979 году дошла очередь до картотеки.

– Расскажи, как познакомился с Моргуновым.

– Мне было тогда 12. Друг нашей семьи поэт Виктор Урин дружил с «Бывалым», а его жена Татьяна была подругой моей матери. Когда она рассказала Моргунову о мальчике, который всё собирает об их троице, он... сам мне позвонил: «Здравствуй, мой дорогой друг!» Я ему не сразу поверил: «Вы меня разыгрываете! Вы не Моргунов, вы – Евтушенко!» Ведь того тоже зовут Евгений Александрович!

В том же году в Доме кино я случайно увидел Моргунова с пятилетним сыном Антоном. Мы поговорили, и я понял, что он – настоящий! То же открытие сделал для себя, познакомившись чуть позже с Вициным и Никулиным. Они перешагнули экран, пожали мне руку и не выпускали эту руку в течение тридцати с лишним лет.

– И все это время ты пополнял свою коллекцию?

Юрий Никулин– Откладывал деньги, которые мне давали на завтрак, и за месяц накопил неплохую сумму. Помощников себе находил едва ли не во всей школе! Ребята, собирая макулатуру, выдергивали страницы с фотографиями Никулина, Вицина и Моргунова из «Советского экрана», «Недели», «Вечерней Москвы» и продавали мне. Ночью с ножом или бритвой ходил, срывая плакаты в кинотеатре «Россия». Помощники мои занимались тем же, и за их ночную работу я платил им три рубля.

Сын кинорежиссера Владимира Вайнштока (который поставил такие фильмы, как «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров») продал мне в шестом классе фотографию героя Никулина Семена Горбункова с итальянской проституткой. На ней была подпись: «Ученику шестого класса «б» Вове Цукерману, 26 раз посмотревшему «Бриллиантовую руку». Режиссер Гайдай». За пять рублей, которые я копил полтора месяца! Через пятнадцать лет приходит ко мне Гайдай, и я ему говорю: «Леонид Иович, вот видите, у меня раритет! Ваша подпись!» Он мне в ответ: «Это не моя подпись!» «Как не ваша?! Я купил ее за пять рублей – бешеные деньги!!!» «Это не моя подпись. Тебя надули!» Вычеркнул подпись и написал: «Это не Гайдай. Гайдай»

– Ты не раз называл Георгия Вицина самым гениальным из троицы. Расскажи о встрече с ним.

– Мой отец сорок лет проработал на заводе «Знамя труда», которому принадлежал клуб имени Чкалова. Как-то там выступал Георгий Михайлович. Отец подошел к нему и сказал: «Мой сын – поклонник вашего таланта». «Пускай мне позвонит», – ответил Вицин.

Поскольку у нас не было телефона, каждый день мы выскакивали с папой на улицу и бежали к телефону-автомату. И наконец в один прекрасный день, в 1974 году, он назначил мне свидание у Театра киноактера, и я убедился, что Вицин тоже существует!

Мы проговорили с ним четыре часа! Я читал ему свои стихи, которые тогда писал. Он повел меня в театр, где в то время выступал с рассказом Михаила Шолохова «О казаке, крапиве и прочем...»

Евгений МоргуновКак мало людей знает, каким он был в действительности!

В отличие от своих экранных персонажей Вицин не брал в рот ни капли спиртного!

Занимался хадха-йогой, до восьмидесяти лет стоял на голове. Цитировал наизусть целые куски из Овидия, Горация...

Из всех троих Вицин был, пожалуй, наиболее религиозен. В Суздале во время съемок «Женитьбы Бальзаминова» ходил в церковь, что в советское время было, мягко говоря, странным. У него была редкая фамилия, которая по словарю Владимира Даля означает – «витая трава». Во Владимирской области есть село «Вица», где все Вицины. А вообще во всех справочниках и кинословарях неправильно указаны его год и место рождения и его первый фильм. Таким он был человеком-загадкой!

– Что ж, самое время внести ясность.

– Написано, что он родился в Петрограде 23 апреля 1918 года и первым фильмом с его участием считается «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.

Во-первых, Георгий Михайлович родился в 1917 году в местечке Териоки, принадлежащем в то время Финляндии. Во-вторых, Эйзенштейна, по словам нашего героя, он в глаза не видел! Кинодебют Георгия Вицина состоялся в фильме «Здравствуй, Москва!» Сергея Юткевича, где он исполнил небольшую роль железнодорожника. Кстати, это был тот самый Юткевич, который «провалил» Никулина при поступлении во ВГИК, сказав при этом: «Для кино вы не подходите. Вы не фотогеничны, и ваше лицо будет плохо пропечатываться на кинопленке».

– Наконец ты познакомился с «самим» Никулиным...

– Это вообще длинная история! Дело в том, что, будучи учеником, я звонил по всем редакциям и представлялся директором школы. Говорил, что мы делаем стенд, посвященный троице, и загадочным голосом спрашивал: «Надеюсь, детям вы не откажете? Я пошлю вам двух мальчиков». Приходил с товарищем и выбирал фотографии.

Как-то позвонил в газету «Вечерняя Москва», где мне сказали, что есть такой корреспондент – Владимир Шахиджанян, который сейчас пишет книгу вместе с Никулиным, и дали мне его телефон. Сначала Шахиджанян подумал, что его разыгрывают друзья. Затем пригласил меня к себе. Пока я его искал, вместо часа добирался два с половиной. «Если бы вы приехали на два часа раньше, вы застали бы Юрия Владимировича». Говорю: «Не может быть!» Шахиджанян звонит Никулину: «Юра, пришел ко мне какой-то странный парень, о котором я тебе рассказывал». И дает мне трубку. «Здравствуйте, Юрий Владимирович!» «Здравствуй, мальчик Вова Цукерман! У тебя есть шаржи из латекса?» «Есть!» «А есть тройка на дереве?» «Нету!» «Если жена не выбросила – дам». Позже он подарил мне еще несколько вещей. А потом пошло-поехало!

И только с 1978 года между нами началась настоящая дружба! 14 октября 1979 года в окружении своих друзей-журналистов он приехал ко мне домой, перерезал ленточку и открыл музей. И когда увидел ВСЁ ЭТО, он ошалел! Ведь он и половины не видел раньше! «А откуда это? А это!?» Уходя, Юрий Владимирович написал на музейной табличке: «Ухожу потрясённый» И нарисовал рожицу убегающего человека.

– В то же время, как мне кажется, ближе всего тебе был Моргунов. Почему?

– Он доверял мне все свои тайны и боли! Он больше всех общался со мной. Звонил сам. Никулин тоже звонил, но реже. Вицин не звонил вообще, только я ему. Осталось много аудиокассет, где я беседую с ними по телефону.

– Но насколько это было этично по отношению к твоим абонентам?

– (Задумался) Понимаешь, собирая коллекцию, я собираю о тройке всё! От сковородки, принадлежавшей Никулину, до замусоленных черновиков, реприз, мемориальных вещиц...

Что же тогда говорить о живых интонациях этих великих артистов, их неподражаемых афоризмах и каламбурах (того же «Бывалого»!). Разве такие непосредственные разговоры не имеют для потомков ценности?! А на правах директора музея ответственно заявляю, что эти записи, как говорится, только для служебного пользования!

– Как к твоему домашнему Музею трех актеров относятся те, кому сегодня 18–20 лет?

– Ко мне часто приходят школьники и студенты. Более взрослые, конечно, тоже. Все они едины во мнении – это нужно людям! Я сделал это для них, чтобы новые поколения знали, каким может быть великое искусство в его лучших образцах! Ведь, к сожалению, такого масштаба артистов пока не видно и новый Гайдай – еще, может быть, даже не рожден.

Андрей ЛОМАКИН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива