Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2009

Станкин: высокий рейтинг

Возможно, не все знают, что веселый праздник «Фестос», где ежегодно меряются талантами российские студенты, родился в МГТУ «Станкин». Казалось бы, серьезный ВУЗ: станки, авиация, машиностроение. Инженеры, программисты, технологи, метрологи. А тут – фонтан идей, песни-танцы, турпоходы и прочая романтика. Как это совмещается?

Совмещается, и очень успешно. Станкин – университет с традициями. В следующем году отметит 90-летие. Именно в 30-е годы прошлого века стране отчаянно понадобились квалифицированные кадры станко-инструментальной промышленности. Тогда и возник вуз. Потребность в станкиновцах жива и поныне. Недаром университет занял третье место в России по успешному трудоустройству выпускников. Как это удалось? И вообще – чем жив университет? Это мы и решили узнать, придя в Станкин, – попросту, в гости.

Живая связь

Елена Чекалова – не только преподаватель МГТУ «Станкин», она руководит здесь специальным центром. Полное его название: «Центр по трудоустройству выпускников и адаптации их к рынку труда». Все – очень актуально в нынешнее непростое время, когда с работой легче расстаться, чем ее получить.

Заботу о выпускниках вуз проявлял всегда. Еще лет восемь назад здесь начали практиковать живую связь с дружескими предприятиями. Представители НПО имени И.И. Румянцева, ОАО «РСК «МиГ», ФГУП «ММПП Салют» приходили на госэкзамены и отбирали толковых ребят.

А года три назад вышел правительственный документ, обязавший вузы вести эту работу целенаправленно. Так и возник в Станкине упомянутый центр. К счастью, репутация университета – по-прежнему на высоте.

– Конечно, мы не проектируем машины, самолеты, вертолеты, – рассказывает Елена Анатольевна. – Но мы готовим технологов,метрологов, станочников, информационщиков, экономистов, без которых сделать самолеты и автомобили просто невозможно. Лучшие из них – штучные специалисты. Поэтому наших выпускников всегда ждут на предприятиях.

– Часть активных студентов устраивается самостоятельно, – уточняет моя собеседница. – Им не нужна дополнительная помощь. Они и работают, и экзамены вовремя сдают. Заходят на сайт нашего университета в раздел «трудоустройство», выбирают себе предприятие. Звонят: «Мы из Станкина. Возьмете?». А нам сообщают: «Мы идем в такую-то фирму».

Другим нужна поддержка. На старших курсах студенты приходят в наш центр. Рекомендуем им предприятия, с которыми сотрудничаем, – у нас много заявок на специалистов. Центр предлагает несколько фирм – на выбор. Ребята смотрят, где им интересней, где они смогут себя проявить.

Связываемся с предприятием. Там говорят: «Да, мы согласны за них платить и потом возьмем на работу». Станкин заключает договор, и ребята спокойно работают, а вечерами учатся. Вуз подбирает им индивидуальную программу. Если возникают проблемы, договариваемся о пересдаче зачета, экзамена. Все-таки работа и учеба – двойная нагрузка, и ее осилит не каждый. Из шести тысяч студентов по такой форме учатся сегодня 270.

Предприятие платит за учебу каждого 27 тысяч рублей в семестр. За два-три года студенты успевают «пустить корни» на производстве. Начинается их карьерный рост. Приходят учениками, а дорастают до мастеров, ведущих инженеров. К тому же они всегда чувствуют себя под нашим крылом.

Раньше на предприятиях платили мало. Зато сейчас, чтобы закрепить у себя студента, многие готовы платить ему даже больше, чем опытному мастеровому. Ребята, которые совмещают работу с учебой, быстрей взрослеют, встают на ноги, ощущают свою востребованность. Нередко и дипломы делают по заказу ставшего родным предприятия.

Со слов Елены Чекаловой, на работу по специальности устраиваются примерно 80% выпускников Станкина. Еще 10% уезжают домой, на родину.

Догнать нетрудно

– Еще одна эффективная форма сотрудничества вуза с предприятиями, – считает Елена Анатольевна, – учеба в Станкине выпускников техникумов и колледжей. Руки, голова у таких парней на месте. С чертежами, станками управляются хорошо, наставник им не нужен. Но школьные дисциплины успели подзабыть. А предприятия, где они работают, заинтересованы, чтобы толковые токари и фрезеровщики учились и росли.

– Мы набираем группу таких студентов – в год примерно 15 человек. Днем они работают, а вечерами занимаются по щадящей программе. К третьему курсу постепенно наверстывают упущенное и идут с одной скоростью с прочими студентами.

Со следующего года Станкин начинает обучать специалистов по госзаказу для «Роскосмоса» и Союза машиностроителей России. Эти ведомства обратились к государству с запросом: нужны кадры! Государство обязалось платить за их подготовку, а базой будет Станкин. НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина уже определил квоту на инструментальщиков, инженеров по автоматизации. Решено отбирать сюда самых сильных и толковых.

Перевернуть страницу

Максим Андрианов и Денис Горбачев – представители нового станкиновского поколения и студенческого самоуправления. Макс – аспирант ЭМИТ (факультет экономического менеджмента инновационных технологий) – в будущем, возможно, – системный аналитик, проектировщик информационных систем, программист. Денис учится на третьем курсе технологического факультета, потенциально – инженер-эколог.

Оба – представители студенческого самоуправления.

Времена, когда в Станкине фонтанировали идеями отцы «Фестоса» – туристы, барды, танцоры, поэты – ушли в прошлое. Нужно перевернуть страницу. Написать на ней свой текст – рассказ о поколении XXI века.

И вот как видят новую страницу истории мои собеседники.

– Сейчас, – говорит Денис, – во всех вузах проблема: человек учится, а заканчиваются пары – уезжает домой. Единственное место, где люди встречаются, – общежитие, если они там живут. Если нет – все! Студент ничего не знает о других сторонах институтской жизни.

Поэтому свою главную задачу ребята видят в объединении людей. Чтобы вовлечь студентов в активную жизнь, нужно прежде всего обеспечить приход в вуз интересных, ищущих ребят.

– И мы в этом направлении активно работаем. На выставках, днях открытых дверей рассказываем о нашем университете, его традициях. Приходят школьники, родители, – продолжает Денис. – Некоторые считают, что наш вуз очень непростой – в нем сложно учиться. А где легко? Объясняем, что не боги горшки обжигают, и к нам съехались парни и девушки со всей России.

Спрашивают, как поступить в Станкин, и студенты других вузов. Причем многих наш университет интересует как второе высшее.

– И правильно, – считает Макс. – У нас задан четкий учебный ритм. В отличие от других вузов, где студенты весело живут «от сессии до сессии», здесь кроме экзаменов и зачетов практически каждые два месяца нужно сдавать два потока модулей – определенные задания, нечто вроде промежуточной аттестации. Поэтому и рейтинг выпускников высок. Специалисты в области машиностроения занимают по востребованности третье место в России – это данные агенства Рейтер. Я, например, знаком с новейшими высокотехнологичными производствами. И знаю: предприятиям очень не хватает именно таких кадров. Очень!

Не учебой единой

Сам Максим в свое время выбрал Станкин, потому что хотел стать хорошим программистом – автором сложных компьютерных программ. Но реальная работа с людьми, организация интересных мероприятий, проблемы самоуправления, поиска своего места в жизни так увлекли, что идея отвлеченных проектов осталась в стороне.

Денис три года назад оказался перед выбором: куда поступать – в Бауманку или в Станкин.

– В Бауманке множество разных секций, множество баз для самоуправления, – поясняет он. – Но! Все эти ниши уже заняты. А создать что-то новое, подключиться к какой-то новой идее – можно было в Станкине.

Денис не жалеет о своем выборе. Он – автор студенческого сайта Станкина www.studstankin.ru. Если людям трудно общаться глаза в глаза, пусть делают это хотя бы виртуально – говорит он. Поэтому о конкурсах фотографов, литераторов, играх «Что? Где? Когда?», парламентских дебатах, где студенты оттачивают навыки ведения полемики, многие узнают именно из общения на студенческом форуме. Благодаря этому выяснилось, что...

– Студентов волнует все! – говорит Денис. – Волнует стипендия. Волнует досуговая жизнь – недавно у нас был выезд в пансионат под Воскресенском, в нем приняли участие около 150 человек. Волнует дальнейшее развитие университета: останется ли он вполне консервативным вузом с незыблемыми традициями или будет двигаться вперед? Волнуют отношения с преподавателями...

Так в Станкине возник проект «Кураторы»: третьекурсники помогают новичкам.

– Речь не о подготовке домашних заданий, – уточняет один из собеседников, – а о поиске талантливых, активных студентов. Даже о том, как принять участие в родном «Фестосе», знают не все. Чем еще хороши кураторы-сверстники? Не обо всех личных проблемах студент может сообщить преподавателю. А другому студенту – спокойно может.

На сплочение работают и прочие проекты: в общежитии создан бесплатный тренажерный зал, выпускается собственный университетский журнал. Ожила когда-то знаменитая секция туристов.

– Родители главного нашего туриста Ромы Новикова в свое время тоже учились в Станкине. Ходили в секцию, брали маленького сына в походы. Сейчас Роман на четвертом курсе факультета информационных технологий и руководит туризмом. У нас нет цели сделать из всех ребят кандидатов в мастера спорта, – говорит Денис. – Мы хотим развить навыки товарищества, взаимовыручки – ценности, которых сейчас в нашей жизни мало. Напускной пафос ничего не стоит абсолютно. Мы же стараемся найти и объединить хороших людей.

В целом, по признанию ребят, самоуправление Станкина переживает этап становления. Нужно наработать навыки проведения мероприятий, создать устав студенческого самоуправления, сформировать студсовет, поначалу хотя бы на одном факультете. В общем, на это понадобится года два. Но отступать парни, похоже, не намерены.

– На четвертом курсе, – говорит Макс, – я взял академический отпуск, чтобы осмыслить жизнь. Попутно участвовал в организации тренингов, бизнес-проектов, общался с людьми, которые что-то делают, к чему-то стремятся. И их не сравнить с теми, кто просто ходит на лекции, просто смотрит телевизор или сидит в интернете. Огромный пласт жизненных навыков: информационных, организационных, планирования, постановки целей, взаимодействия с людьми – остается у них неохваченным. А без этого выпускник вуза не может быть по настоящему конкурентоспособным. Осознав это, я вернулся в Станкин и начал действовать, чтобы вокруг было как можно больше людей, живущих интересно, деятельно.

– Для пассивной жизни нет особых причин, – считает Макс. – Не все наши студенты работают. Далеко не у всех плохо с материальной стороной. Я лично не хочу решать чьих-то проблем. Потому что знаю: каждый сам может достичь желаемого. А что мешает? Например, страх зайти в дверь университетского профкома. Барьер в общении, преодоление которого на самом деле ничего не стоит, но открывает перед человеком горизонты для воплощения замыслов, идей.

Чтобы появилась цель, появился интерес, человек должен что-то из себя представлять. А если круг его общения узок и ограничен, теряется смысл жизни. Так и впадают в депрессию, живут неэффективно. Когда ограничение собственных возможностей снимается – человек видит мир. Вот почему мы стараемся каждого привлечь, поставить перед ним цель – может быть, даже большую, чем осмеливается он сам.

Анна МИРГОРОДСКАЯ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива