Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2009

Жорж де Латур: ПРОСТОФИЛЯ В РУКАХ ШУЛЕРОВ

Странная карточная партия! Рты безмолвны, жесты и взгляды застыли. Похоже, остановилось само время. Это один из шедевров постоянной экспозиции Лувра – «Шулер с бубновым тузом». Подпись – Жорж де Латур, лотарингский мастер XVII века.

Художник сделал и второй вариант картины – «Шулер с трефовым тузом» (сейчас находится в одном из музеев США). Мотив тот же, но иные освещение и цвета. В обоих случаях мы видим вокруг стола трех карточных игроков и служанку. С виду игра идет в добром согласии. Вероятно, это игра в прим – предшественник покера. В XVII веке в азартные игры, кости и карты сражались только в притонах, поскольку церковь их проклинала, а король запретил. Часто случалось, что в игре участвовали профессиональные шулера, которых привлекали суммы ставок.

Ощутите напряжение, буквально сочащееся из картины! Видно, что есть нечто таинственное во взаимоотношениях персонажей. Игра здесь всего лишь предлог. Мастер использует ее, чтобы вывести наружу три порочных искушения в соответствии с моралью XVII века: игра, женщины и вино. Это – аллегория.

Человек из тени

1. Посмотрите на человека в тени слева – это шулер. Он вытаскивает из-за спины бубнового туза, который был спрятан в его поясе. Для усиления образа порока лотарингский мастер поместил его спиной к зрителю, в тень – как хищника, подстерегающего добычу. Он одновременно как бы внутри и вне сцены. Свисающие наплечники (шнуры) свидетельствуют о полном физическом и моральном расслаблении. А его взгляд! Его лицо вполоборота к зрителю и усмешка свидетельствуют о дурных намерениях. Похоже, он хочет сказать: «Поглядите-ка, как я его обчищу!», приглашает нас в игру. И мы в мгновение ока превращаемся в сообщников зла в ущерб молодому человеку, становимся молчаливыми участниками, более того – нас развлекает недобрый спектакль, разворачивающийся на наших глазах. Истинно мастерский прием!

Жертва

2. Молодой буржуа справа – это жертва. Он символизируют обманутую невинность. Он – полная противоположность негодяя. Богатые и блестящие одежды отличного покроя, наплечники тщательно завязаны бантом. Кукольное лицо, красная шляпка, перо, вонзенное в нее, и цветастые одежды придают ему облик инженю. Его поведение говорит о наивности. Взгляд не отрывается от карт, он не видит, что оказался в кругу заговорщиков. Карты прячет в руках. Золотые монеты, признак его богатства и доверчивости, рассыпаны перед ним. Это испанские пистоли, валюта той эпохи. Он сидит лицом к опасному трио и выглядит изолированным! От шулера и двух женщин, объединенных между собой, его отделяет лишь краешек стола. В этом и есть гений художника. Композиция подчинена строгой геометрии: три нечестных протагониста соединены в один треугольник. Сидящий в стороне дурачок потеряет всё.

Организатор игры

3. Женщина в тюрбане в центре – это организатор игры. Только она одна обращена лицом к нам. Остальные показаны в профиль. Именно она организует игру и принимает игроков. Именно она главный вдохновитель коррупции! Латур изобразил ее в виде куртизанки. Жемчуг вокруг шеи, в ушах и на запястьях был тогда символом продажной любви. С эпохи Возрождения эти драгоценности имели символику чувственности и эротичности. Посмотрите на ее щедрое декольте! Оно притягивает взгляд, на него падает весь свет. Символ плотского греха, женщина к тому же играет в карты и пьет вино. Монеты перед ней говорят об алчности. Косой взгляд пугает. Этими деталями Латур превратил ее в символ пороков. Игра, шикарная жизнь, вино, плотские удовольствия и деньги в центре его композиции. Дух либертианства пронизывает картину и подчеркивается разгулом оранжево-красных тонов и богатых предметов: венецианское стекло, жемчуг, перья, переливающиеся шелк и бархат...

4. А теперь насладитесь игрой взглядов!

Куртизанка косится на шулера, служанка следит за молодым человеком, шулер смотрит на нас... Именно движение взглядов выдает в трио сообщников. Кроме того – в центре скрещение рук, которое еще больше усиливает ощущение, что перед нами сообщники. И напротив – руки и глаза жертвы полностью исключены из этого действа. Именно это делает картину уникальной. Мы даже не говорим об игре света и тени! Боковое освещение придает всей сцене некий драматизм. Свет направляет взгляд зрителя на лица, декольте, бокал с вином, золото... Он еще больше подчеркивает все символы порока. А чтобы сильнее выделить их, Латур использует черный фон.

Нет сомнений, что лотарингский мастер был под влиянием техники светотени Караваджо, художника итальянского Возрождения и специалиста по свету. Кстати, «Шулер с бубновым тузом» возобновляет тему, введенную впервые в 1594 году итальянским художником в «Игроках в карты».

В XVII веке северные художники и коллекционеры обожали жанровые сцены, или «картины о нравах», которые выделяли интерьеры, нищих, притоны, карточные игры или музыкантов в полроста, всяческие проделки... Говорят даже, что Людовик XIII убрал из своей спальни все картины, оставив лишь ноктюрн, подписанный Георгиусом де Латуром.

Заимствование

В 1948 году Балтус написал свою «Карточную игру», которая напрямую вдохновлена «Шулером с бубновым тузом» Латура. Он обнаружил этот шедевр и его создателя во время выставки «Художники реальности», открывшейся в 1934 году в Оранжери в Париже. В этот день одиннадцать картин Латура, которые до этого приписывались другим художникам, выплыли из небытия благодаря усилиям историка Эрманна Восса. Через три века после смерти мастер возродился.

1593 год. Рождение Жоржа де Латура в Вик-сюр-Сен (Лотарингия). Сын булочника, он был вторым отпрыском в семье с семью детьми. Его детство и первоначальное образование неизвестны.

1617 год. Латур женится на Диане Ле Нерф, наследнице богатой семьи серебряных дел мастеров, находящихся на службе герцога Лотарингского.

1638 год. Латур проходит через ужасы Тридцатилетней войны, которые разорили Лотарингию. В первой половине XVII века регион, ослабленный войнами, грабежами, голодом, борется за политическую независимость. Люнневильский пожар уничтожает мастерскую Латура. В пожаре гибнет большая часть его произведений.

1639 год. Латур едет в Париж, чтобы представить свои работы Людовику XIII. Его назначают «ординарным художником короля» и поселяют в луврских галереях. К нему неравнодушны великие мира сего. Ришелье покупает у него «Святого Иеронима».

1652 год. Латур умирает в расцвете славы 30 января в Люнневилле – скорее всего, от чумы.

Подготовила Марина ХОВАН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива