Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 04, 2009

Оттиски станут книгой

Владимир Кортович и студенты

Он – один из интереснейших сегодня мастеров малой графики. За тридцатилетнюю творческую деятельность Владимир Васильевич Кортович приобрел собственный стиль, который позволяет отличать его произведения от экслибрисов других мастеров.

Созданные им миниатюры изящны, экспрессивны, художественно совершенны. Именно поэтому за ними охотятся коллекционеры, многие его работы отмечены наградами на российских и международных выставках.

Практически каждый из современных гурманов-библиофилов первого ряда уже имеет для своей библиотеки личный книжный знак, изготовленный для него Кортовичем, либо намеревается его заказать.

Но Владимир Васильевич не только успешный, востребованный художник. Он – доцент кафедры иллюстрации и эстампа Университета печати, пытается передать свое мастерство молодому поколению.

От вступившего на эту стезю требуется не только талант, но – в известном смысле самоотречение, максимализм, подвижничество во имя искусства.

Творческая усидчивость и настойчивость – обязательные условия развития и достижения результата.

А поскольку труд гравера не из легких, то кое-кого он отпугивает.

Тут с наскока не возьмешь. Только усвоением традиции и мастерства предшествующих поколений, развитием художественного вкуса и чутья, только напряженными ежедневными штудиями можно придти к желаемому результату.

Тогда в твоих замыслах появляется яркость, красота и даже легкость. Но рождаются они в напряженном учили, подлинных муках творчества.

К этому осознанию доли художника и подводит на практических занятиях своих подопечных педагог и художник-мастеровой.

Чтобы не отпугнуть студентов трудностями, педагог ищет и находит оригинальные, даже неожиданные ходы.

В этом я недавно убедился, заглянув в специальный учебную аудиторию МГУП, где студенты постигают азы печатного дела.

По сути – это небольшой цех, в котором есть все, чтобы понять, оценить, усвоить работу гравера и печатника. Ни раз я видел здесь, как юноши и девушки усердно режут штихелями по деревянным дощечкам некий незамысловатый узор или одну из букв кириллицы.

Это так сказать, обычный путь постижения основ ксилографии (гравюры на дереве). Соглашусь со скептиком: не такое уж это увлекательное дело вырезать букву или две.

Впрочем, в этот раз я увидел совсем другую работу. Студенты работали с большими, профессиональными досками.

Они осторожно закатывали их поверхность краской, а затем выполняли оттиск на бумагу. Чтобы они получался ровный и точный, ребята тщательно, аккуратно, не торопясь, водили по бумаге кто оловянной ложкой, кто костью.

Поняв, что они таким образом фиксируют красочный слой на бумаге, решил тоже попробовать свои силы, включился в эту довольно напряженную и нудную работу.

Моих усилий хватило едва ли на четверть часа. Потом, уверенный в том, что сделал все возможное для получения качественного оттиска, осторожно снял с доски свой оттиск. И положил его на стол, где уже лежали листы бумаги, с которыми работали студенты.

Увы, мой оттиск оказался самым мутным, неровным и с большими искажениями… Я был обескуражен.

Чтобы отвлечься от своей неудачи, стал допытываться у ребят: а что, собственно говоря, за оттиски мы исполняли?

Оказалось, что мы работали с досками одного из выдающихся русских граверов Владимира Андреевича Фаворского.

А само это учебное задание было придумано для этих счастливчиков внуком художника Дмитрием Шаховским и Владимиром Кортовичем.

Оттиски с досок Фаворского должны были стать детской книгой, которую Владимир Андреевич подготовил еще в 1928 году. Однако она тогда она так и не увидела свет…

Теперь – 80 лет спустя – возник новый проект. Оттиснуть так и не вышедшую к читателю книгу руками студентов.

И адресована она теперь уже не детям, а… коллекционерам.

Учебная группа Картовича выполнила задание в кратчайший срок, гравюры передали в издательство. Затем студенты и преподаватель стали ждать, когда же, наконец, разрозненные листы станут книжечкой…

Рождение гравюры

Эстамп – искусство печатное. Художник режет особыми резцами деревянную доску или линолеуме, рисует на литографском камне или вытравливает изображение на металлической пластине.

С полученной печатной формы делают оттиски.

Ксилография – самый древний вид оттиска изображения. Дерево крепких пород использовалось как материал для рисунка выпуклой гравюры, то есть рисунок возвышается над углубленным вырезанным фоном.

Техника гравюры на дереве выглядит следующим образом:

на отшлифованную поверхность доски толщиною около 2,5см наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается специальным инструментом до глубины 2-5мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.

Именно с возникновения бумаги в Китае начинается история ксилографии.

С того времени (VI век) встречаются первые упоминания изготовленных таким способом печати книг. Так что первая дата в истории гравюры практически совпадает с первой датой в истории книгопечатания.

Окончание на стр. 64


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива