Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 03, 2009

Эдуард Мане: Скандальный пикник

В середине XIX века обнаженная женщина, сидящая на траве, шокирует и публику, и мир искусства. Они, похоже, невежды, комментирует Эдуард Мане вопли своих критиков.

«Что делает обнаженная женщина на природе вместе с двумя мужчинами в городском облачении?» – возмущается критик. Выставленный впервые в 1863 году в Париже «Завтрак на траве», тогда называвшийся «Купание», не прошел незамеченным. Увидев смотрящую на них обнаженную женщину, зрители были шокированы.

«В день, когда Мане откажется от скандальных сюжетов, у него появится вкус», – выносит приговор некий журналист.

Увидев картину, Наполеон III тут же велит снять ее, а его супруга Евгения стыдливо прикрывается веером.

В ответ художник называет картину «Партия вчетвером». Он еще не подозревает, что завязал беспрецедентную художественную битву против официальной живописи.

Между тем вглядитесь в полотно Тициана «Сельский концерт» (1509), которое долгое время приписывали умершему в 1510 году от чумы Джорджоне. Эдуард Мане напрямую вдохновился сюжетом произведения венецианского художника. Здесь присутствуют две обнаженные женщины – Каллиопа и Полимния, музы эпической и лирической Поэзии, а также два элегантно одетых молодых мужчины, один из которых играет на лютне.

В версии Эдуарда Мане нет аллегории поэзии, а изображен обычный пикник в лесу. Именно в этом и есть оскорбление. Художник изобразил тривиальную сцену, происходящую в повседневной жизни. Не муза, а простая женщина из плоти и крови. Черты лица напоминают Викторину Меран, любимую натурщицу маэстро. Округлое тело принадлежит его жене Сюзанне Леенхоф.

Смотрите! Она – центр притяжения. Резкий свет как бы выявляет ее белую плоть. Правая нога расположена между ног полулежащего денди. А что делает мужская рука рядом с женской ягодицей? Некоторые увидели в небрежно брошенной одежде намек на эротическую сцену. Это слишком!

По мнению Академии, современность персонажей и реализм сюжета делают сцену непотребной. «Вот что жалкий француз с помощью современного реализма отобразил, заменив жуткой французской нынешней одеждой элегантные костюмы венецианцев», – писал знаменитый критик той эпохи, не упоминая даже о стиле. Эти громадные световые пятна, этот декор подлеска, скорее намеченного, чем выписанного, этот резкий свет, эти модели с набросками лиц...

«Какое уродство!» – хором кричали сторонники академических догм. Против них выступили молодые художники под предводительством Эмиля Золя, яростного защитника современности. Он сделал «Завтрак на траве» знаменем движения.

Если вы путаете Мане и Моне, наступил самый подходящий момент для урегулирования проблемы.

Оба художника посещают и ценят друг друга. В доказательство своего восхищения перед тем, кто старше его на восемь лет, Клод Моне выставляет в 1865 году в виде манифеста свою собственную версию «Завтрака на траве». Он и вся группа молодых художников голосуют в доме Эдуарда Мане за светлую живопись, дающую ощущение светимости воздуха, в котором находятся люди. За живопись, где уже нет доминанты уважения классических канонов, ибо речь идет о личных ощущениях художника. За живопись, свободную в выборе сюжетов, способов их изображения и обработки цветом.

Конец – живописи в мастерских, да здравствует живопись в экстерьере! Со своими друзьями Дега, Ренуаром, Сислеем, Писсаро, Сезанном... молодой Моне решает продолжить движение на разрыв, начатое Мане. В кафе «Гербуа» на улице Батиньолль в Париже группа собирается, чтобы объявить об основах нового движения. Так родился импрессионизм.

Пожалуй, в и истории искусства ни одна картина не была повторена столько раз, как «Завтрак на траве». Здесь вы видите «Завтрак на траве» в стиле поп-арта, написанный Аленом Жаке в 1964 году. Художник вдохновился картиной, написанной сотней лет ранее. Оригинальная композиция сохранена. Но Жаке модернизировал персонажи и костюмы в соответствии с духом Мане. Реку заменил бассейн... В 1994 году Гилберт Шелтон сделал версию-комикс, где героями стали наркоманы и одержимые сексом. Женщина там облачена в смешные бикини.

Как говорил Ван Гог, живопись началась с Мане. Но сам Мане не считал картину революционной. Он даже не понял, почему на него наклеили ярлык скандалиста.

«В этой картине надо видеть крепкую плоть, созданную мощными световыми пятнами, мягкие и плотные ткани и очаровательный силуэт женщины в рубашке, которая является на заднем плане чудесным белым пятном среди зеленых листьев».

Эмиль Золя. 1867 г.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива