Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 03, 2009

Ф.Д. Константинов: Правда, Красота и Гармония

В Музее экслибриса состоялась обзорная выставка народного художника России Ф.Д. Константинова. Имя этого мастера – в ряду классиков графики. Нашего постоянного автора Валерия Покатова связывали с Федором Денисовичем дружеские отношения. Сам Валерий Васильевич говорит о наставничестве старшего по цеху над младшим. Предлагаем вниманию читателей заметки о творчестве замечательного русского художника.

Изобразительный мир Константинова широк и многопланов. Каждая область искусства, в которой он пробовал себя, будь то живопись, станковый рисунок, цветная или черно-белая линогравюра, отмечены плодотворными поисками и яркими творческими удачами.

Особенно рельефно его достижения проявились в гравюре на дереве. Это касается как книжной иллюстрации, так и станковых работ, где блистательное граверное мастерство и необыкновенная работоспособность позволили ему создать более пяти тысяч произведений, выдвинув имя Константинова в ряд мастеров мирового уровня.

«Правда, Красота и Гармония для меня являются священными законами и долгом в трудах искусства», – повторял художник.

Федор Денисович обладал многими уникальными свойствами. Одно из них – способность к перевоплощению. Он всегда стремился к тому, чтобы язык литературного произведения нашел стилистическое созвучие в графике, чтобы иллюстрации и текст, т.е. будущая книга, представляли собой цельное, гармоничное, единое пространство. И потому старался не только почувствовать особенности авторского замысла писателя, но и ощутить своеобразие, колорит эпохи, среду обитания героев, материальную культуру. Важно все это увидеть преломленными в материале, в гравюре. При этом необходимо оставить за собой право на свободу, на собственную интерпретацию образов главных героев.

Художнику было важно почувствовать себя как бы участником событий иллюстрируемого произведения. А еще важнее, по словам мастера, «быть одним из его героев», без этого он «не смог бы делать иллюстрации, особенно к тем книгам, которые любил».

Если пристально всмотреться в характеристики созданных им главных действующих лиц, можно уловить знакомые черты, жесты, движения. Например, в композиции поединка Ромео с Тибальтом из «Ромео и Джульетты». В динамике карающего выпада Ромео без особого труда угадывается характер самого художника, его непримиримость к неправде, к подлости, к коварству, предательству. Недаром он считал эту композицию своей творческой маркой и создал несколько авторских повторений.

Или портрет Тиля, помещенный на суперобложке книги Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Обратите внимание на рисунок губ, очертания носа, искорки в глазах. Наверняка вам покажется, что вы это лицо где-то уже встречали. Да конечно же – у Константинова! Я по крайней мере вижу в этом портрете черты самого художника.

Ему были близки романтика свободы и стихии, героика подвига и величие смелого, даже дерзкого поступка. Здесь Константинов был не только на стороне героя, но и всецело выступал этим героем.

«Ромео и Мцыри и их поединки, одного – на шпагах, другого – с барсом, как мог, рисовал с себя в зеркале», – вспоминал художник. Испытывая глубокую симпатию к мятежному юноше, восторгаясь поэмой «Мцыри» Лермонтова, он создал образы большой художественной силы.

Многим друзьям и завсегдатаям мастерской памятен рассказ о том, как искал художник позу и жест Гамлета для выражения сакраментального вопроса «быть или не быть?» Долго бродил он по мастерской, придумывая и изображая различные жесты, пока не остановился, поняв вдруг – вот то, что он так упорно искал.

А Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского – чистый автопортрет. Это уникальное явление, когда изображенный главный герой и художник – одно лицо. Константинов как настоящий русский интеллигент, подобно своему герою, пытался найти ответы на «проклятые вопросы». Вот слова Федора Денисовича: «Раскольникова я рисовал с себя. И настолько вживался в образ, среду, обстоятельства, что даже думал о том, а что делает мой герой в то время, когда описываются другие сцены».

Наличие личностной компоненты не ограничивается перечисленными примерами. Она присутствует и в других изображениях: Евгении Онегине, Петре I, Дон Кихоте...

Вживаться в образ героя и в философский смысл иллюстрируемого произведения – стиль художника, залог создания гравированных шедевров. Чтобы достичь наибольшей близости с героем и выразить это духовное родство в композициях, которые мы можем видеть, нужна была гигантская творческая работа!

Константинов всецело погружался в такую работу, забывая порой про время суток, условия быта, житейскую суетность ради торжества прекрасного, ради великого предназначения искусства, которому был предан до последних дней своей жизни.

Я счастлив и тем, что гравирую на его досках, которые он адресовал мне еще при жизни. Остаются в моем инструментарии и несколько константиновских штихелей, к которым во время работы, словно к магическим, наэлектризованным предметам, непроизвольно тянется рука.

Валерий ПОКАТОВ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива