Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2009

Группа «Мельница»: НАШЛА СВОЕГО КОРОЛЯ

«Мельница» – группа, играющая живую, не фанерную музыку, при этом еще и в полной акустике: скрипка, флейта, виолончель, две акустические гитары, разнообразная перкуссия. Вместе с тем подобный состав вовсе не делает группу академичной, камерной. Рок-н-ролльный драйв присущ ей ничуть не меньше, чем многим по-настоящему роковым составам.

Наталья Николаева, она же Наталья О’Шей, она же известна под псевдонимом Хелавис. Группа "Мельница"Основа творчества «Мельницы» – стихи и музыка Натальи Николаевой, она же Наталья О’Шей, она же известна под псевдонимом Хелависа. Наталья закончила филологический факультет МГУ, владеет чуть ли не половиной западноевропейских языков, включая древние. Подобное образование не могло не сказаться на направлении творчества: ведь большинство таких языков, как древнеисландский, готский или древнеирландский, известны нам только по сохранившимся в рукописях легендам. Хелависа поет и играет на акустической гитаре и арфе.

Чус (Алексей Сапков) – гитара, вокал, перкуссия, музыка, стихи, аранжировки. Участником группы стал в декабре 1999-го. Сергей Заславский – флейта, мелодика, жалейка, сампони, аранжировки. Алексей Орлов – виолончель, аранжировки. Алексей Кожанов – бас-гитара, аранжировки. Дмитрий Фролов – ударная установка, аранжировки.

Группа "Мельница"Когда мало знакомые или вовсе не знакомые с творчеством группы люди задают вопрос: «В каком, собственно, стиле вы играете?», это ставит в тупик даже самих музыкантов. По-видимому, вдохновение они черпают почти во всем, разве что кроме электронно-индустриальных течений. Тут есть отголоски и классики (сказывается музыкальное образование), и фолка (русского, кельтского, скандинавского и даже испанского), и менестрельских баллад, и мрачноватость готики, и энергетика и рифы рока, а в некоторые песни так и просится гитара потяжелее. Да и то, наверное, не все перечислено. При всем этом «Мельница» лишена какой-то излишней концептуальности, сложности в восприятии, расчета на изрядно подготовленного слушателя.

Группа популярная, играющая для всех, кому нравится музыка вообще, – то есть настоящая поп-группа в самом хорошем смысле этого слова. Итог любопытный: за своих «Мельницу» принимают любители и фолка всех мастей, и готики, и металла, и русского рока...

Недавно Наталья О’Шей родила дочку. Событие произошло в одном из роддомов Швейцарии, именно там живет Хелависа с мужем Джеймсом. Девочку назвали Нина Катрина. Хотя девочка еще совсем мала, Наталья и Джеймс вовсю планируют путешествия.

Мы беседуем с Натальей .

– Как вы думаете, малышке нравятся ваши песни, музыка вообще?

– Да, она очень хорошо слушает с самых первых дней. Еще бы – она провела внутри меня столько концертов, репетиций, сессий записи! У Нины вполне определенные вкусы – любит, чтобы пели, инструментальная музыка ей быстро надоедает, даже арфа, а уж оркестровые классические записи она вообще не воспринимает. «Чтобы пели» – это Гамлет Гонашвили, Робби Вильямс, Кети Мелуа, Марианна Фейтфул и собственная мама.

– Почему ирландская филология стала вашей специальностью?

Группа "Мельница"– Филология – попытка понять древнего индоевропейца, смысл, который он вкладывал в слово. Это путь к интеграции. Ирландский язык мне понравился тем, что он сложный и интересный. Я азартный человек, и меня можно взять на «слабо». А слабо выучить? И я выучила. Стала заниматься лингвистикой, потому что было интересно влезть вглубь языка, посмотреть, как оно там работает. В результате я – кандидат филологических наук, член трех научных обществ, преподаватель МГУ, Тринити колледжа Дублина, читала лекции в Германии. Много написала статей, есть публикации в профессиональной прессе.

– В ваших песнях часто встречается тема гор. Для этого есть серьезная причина?

– Я из семьи потомственных альпинистов. Бабушка и дедушка профессионально занимались альпинизмом на Кавказе. Я с детства была окружена фотографиями Шхельды, Ушбы, Домбая. Кавказ для меня очень важен. И в отпуск предпочитаю ездить в горы, а не на море. В горах стоит бывать как минимум два раза в год: зимой – кататься на горных лыжах, летом – бродить. Мне просто необходим этот воздух, адреналин и ощущения природы, не подвластной человеку. Поэтому и пишу песни про горы, причем про горы вполне определенные. У меня есть свои любимцы и аутсайдеры среди гор.

– Кто придумал название группы «Мельница»?

– Я. И объяснила это примерно так: «Очень милое сказочное сооружение, нам подходит». Потом объяснение обросло всякими подробностями, что подразумевается под словами «милое сказочное сооружение», а именно – «обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо-лопаренка», и т.п. А вначале была просто милая сказочная мельница.

– А псевдоним? Он взят из книги Томаса Мэлори «Смерть Артура». Это ведьма-неудачница, пытавшаяся соблазнить сэра Лонселота. А у Бердслея есть изображение Хелависы, имеющее портретное сходство с вами. Вы поэтому его выбрали?

– Сознательно выбрала: он соответствует мне и моей жизни. И сходство оказало влияние. Но я так же могла взять любое волшебное имя, не обязательно черного или белого мага.

– Существует параллельно ваш проект Clann Lir. Причем довольно давно. Не получится так, что они когда-нибудь сольются в одно целое, хотя по сути далеки друг от друга?

Группа "Мельница"– Ни в коем разе. Суть проекта Clann Lir в том, что он играет традиционную музыку кельтских народов, песни на ирландском, шотландском, валлийском языках, и тяготеет к барочному стилю. То есть прямая противоположность «Мельнице», где наше кредо – только авторский материал и современная электроакустика.

В Clann Lir очень интересный состав. Две ирландских арфы, на которых играем я и Татьяна Струнина. Владимир Лазерсон – волынки, флейты, лютня, мандолина. Юрий Андрейчук – второй вокалист и боуранист. Константин Вышинский – спинет, синтезатор, дульцимер. Это один из немногих российских проектов, не исполняющих ни одной песни на русском языке. Целью группы было придать ирландской музыке чуть менее привычное звучание и познакомить слушателей со старинными традициями, когда народная музыка смешивалась с барокко; когда одним из основных инструментов была арфа, а песни исполнялись преимущественно на ирландском языке.

– Несколько лет назад вы однозначно самой любимой своей песней считали «Королевну». Это так и теперь?

– Да, и, возможно, так и будет, потому что песня прожита и наполнена очень дорогим для меня смыслом буквально на сто процентов. Это удачный, работающий витраж. За ней очень, очень многое стоит. И волшебная страна Исландия, где магия просто реет в воздухе, и ее нельзя не чувствовать, и такому сенсору, как я, просто тяжело там спокойно жить. И несбывшаяся любовь. И средневековый миннезанг о такой же несвершившейся любви, который сыграл не последнюю роль в моей истории. И воплощение в тексте одного из моих любимых образов – сокола. Хотя сейчас я брежу своим же «Шелкопрядом» с будущего альбома – тоже очень ценная песня, но гораздо менее светлая.

– Цитирую: «Но никогда, мой брат-чародей, ты не найдешь себе королеву, а я не найду себе короля». Я так понимаю, вы его все-таки нашли.

– Да, это муж. Судя по фамилии, в нем течет кровь древнеирландских принцев. Он из юго-западной Ирландии, одной из самых волшебных областей этой страны. Там сильны магические традиции, и там действительно был король-чародей. Но замуж я не поэтому вышла!

– Есть и другие группы, игpающие такую музыку. Вы воспринимаете их как конкурентов? Интересуетесь их творчеством? Если общаетесь, то с кем?

– На этот вопрос хочется задать ответный – какую «такую» музыку? Если речь о фолке, с интересом слушаю Пелагею и с удовольствием с ней общаюсь, то же могу сказать об Инне Желанной, Раде, Миле Кикиной; со стороны «кельтов» давно дружим с группой «The Dartz».

Если речь об авторской акустической музыке, мы замечательно общаемся с «Северо-Востоком», «Тол Мириам». Кстати, проект «АлевтинА», созданный нашей бывшей участницей, очень приятный, и с Алей мы поддерживаем связь.

Касательно конкуренции – нет, я не мыслю такими категориями и не понимаю людей, которые готовы перестать слушать одну команду из-за того, что им понравилась другая. Больше музыки – качественной, хорошей и разной!

– Есть ли пожелания, советы для тех, кто в музыке пойдет вашей дорогой?

– Наверное, в первую очередь – слушать как можно больше хорошей музыки разных жанров, а не только того, который вы выбрали для себя. Возможно, вы найдете именно тот грув, который вам нужен, на каком-нибудь фанковом альбоме, или услышите такую скрипку, которая требуется, на записи ренессансной музыки.

Во-вторых, как это ни странно – учиться, учиться и учиться. Работать и работать, нос об стенку загибать, играть и петь, чтобы добиться техники и звучания, максимально приближенных к идеалу.

А в-третьих – не слушать ничьих советов и самим себя ничем не ограничивать, предоставить песне самой решать, какой аранжировки она хочет.

Ольга БЫСТРЫХ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива