Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 12, 2008

Такой вот сценарий...

Сценарист телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» Наталья ПАНИНА, выпускница отделения детской литературы Литинститута, побывала в гостях у клуба «Литературная кухня», который существует при нашем журнале (www.club.stm.ru). Вот что она рассказала в беседе с начинающими литераторами:

– В отличие от других вузов, в Литинституте углубленно изучают разных писателей и поэтов и дают студентам один день в неделю на творчество. Институтские семинары, по сути, ничем не отличаются от встреч вашего литературного кружка. Там тоже люди читают друг другу недавно написанные тексты и высказывают мнение о них. В общем, в институте не писать учат, а дают филологическое образование пишущим людям.

– Такое образование писателю нужно?

– Конечно! К тому же получаешь его в близкой по духу среде. Сегодня творчеством заработать трудно, но стоит попробовать.

– У кого вы учились в Литинституте?

– В семинаре Романа Сефа и Сергея Иванова. Сергей Иванов, трагически погибший, когда я училась на пятом курсе, был замечательным педагогом – из каждого доставал что-то ценное. Когда прочитывался какой-либо текст, и чувствовалось, что текст – плохой, он всегда говорил: «Так, что мы скажем хорошего по этому тексту?»

Я ходила и на другие семинары. Там бывало, что один студент прочтет монотонно свою нетленку, другой по ней выскажется – и тишина. А у нас была настоящая жизнь, в которой участвовали все.

– Какие книжки вам самой читали родители, когда вы были маленькой?

– Я выросла на Агнии Барто, Сергее Михалкове, Корнее Чуковском...

– Какими характеристиками должен обладать хороший текст для детей?

– Думаю, чтобы писать для детей, нужно их чувствовать и самому немного быть ребенком. В этом плане мне легко. У меня маленькая дочка. Я на нее смотрю, и она дает мне сюжеты.

– Должен ли детский писатель быть добрым человеком?

- Да, нужно быть добрым и открытым. Ведь дети – очень открытые существа!

– Есть ли у вас мечта?

– Мечтаю написать детскую книжку. Но не детектив. В начале, наверное, напишу для себя. А потом буду думать, как продавать. Есть у меня сейчас одна повесть в работе. Надо ее доделать. Вообще-то хочется писать реалистичную детскую прозу.

– Сотрудничаете ли вы с толстыми журналами?

– Благодаря толстым журналам имя себе сегодня можно сделать только в узком литературном кругу. Широкая аудитория толстые журналы, к сожалению, читает плохо. И гонорары там смешные.

В принципе, сегодня не так много людей, готовых заниматься литературным творчеством. Конечно, толстые журналы создают вокруг себя много пафоса, но, думаю, в глубине души и там рады новым талантливым авторам. Им же нужно как-то существовать.

– На что, по-вашему, молодому автору стоит надеяться? На защиту писательского профсоюза? На гранты и стипендии, в том числе государственные? Или настраивать себя на работу в сугубо коммерческом жанре?

– Некоторое время назад сценаристы Голливуда массово бастовали. В результате расценки на их работу были повышены. Организовал это их профсоюз. В нашей стране Союз писателей давно перестал являться таким профсоюзом и мало что дает. Гранты и стипендии, скорее всего, могут получить те, чьи имена уже более или менее раскручены.

Думаю, прибыль писателю будет приносить то, что можно продать большому количеству людей. Если говорить о ТВ – это сериалы. Если о книгах – детективы, фэнтази, любовные романы.

В чем я вижу задачу современного литератора? В способности совместить то, что ему хочется донести до читателя, и то, что читателю хочется найти в книге или фильме. Писать в стол сейчас – как-то странно. Особенно если пишешь для детей.

– Какого рода литература для детей сегодня востребована издательствами?

– Детские детективы, любовные романы для девочек, сказочные истории вроде Гарри Поттера. В общем – то же, что и для взрослых. Причем, если лет семь назад за детские детективы еще как-то платили, теперь костяк авторов, пишущих в этом жанре, сложился, пробиться в нормально оплачиваемые слои практически невозможно. В других коммерческих направлениях – то же самое.

Одна моя подруга по Литинституту пишет романы для девочек. Ей платят не больше тридцати тысяч рублей за книжку. Представляете? За целую книжку – такие смешные деньги!

– Что сегодня более прибыльно – писать книги или сценарии?

– К сожалению, люди теперь больше смотрят телевизор, чем читают. Соответственно, если пишущий хочет заработать, ему нужно пробиться на ТВ. И начать писать сериалы. Каторжная работа. К счастью, я не связана с этим. Но есть знакомые в сериальной сфере. Там разграничены разные сценарные позиции. Разработчик, например, – тот, кто придумывает сюжетную линию сериала, не вдаваясь в подробности. Потом диалогист – ему дают готовый сюжет, и он прописывает диалоги.

Существуют целые компании, которые создают только сериалы. Одна из самых известных – «Амедиа». Раньше сотрудничать с ними было довольно легко: если проходишь тестовое задание, тебя берут. Сегодня условия ужесточились. Частенько стали требовать сценарное образование.

– Где сейчас лучше всего готовят сценаристов?

– Во ВГИКе. И у Александра Митты есть хорошие курсы.

– Как взаимодействует сценарист с передачей типа вашей?

– Для «Спокойной ночи, малыши!» пишут несколько авторов. Я одна из них. Процедура отработана. Перед тем, как что-то делать, нужно утвердить тему у редактора. Потом создавать сценарий, предполагающий какое-то действие. Причем сами куклы действовать не могут. У них даже ножек нет. Поэтому они не ходят и не бегают. Кроме того, работая над сюжетом, нужно продумать декорации и антураж. Он не должен выглядеть слишком театральным.

– Случались с вами какие-либо казусы или забавные моменты?

– Меня по началу удивляло, что Хрюшу, к примеру, иногда могут заменить на Степашку, чтобы избежать большой разницы во времени пребывания этих персонажей на экране.

– Вы пишете для «Спокойной ночи, малыши!». Можете сказать, как платят за сценарии к детским телепередачам?

– В «Спокойной ночи» – порядка 700 долларов за серию длительностью в четыре минуты.

Конечно, написание сценариев для детских передач имеет большую специфику. Где сценарист может по настоящему творчески и финансово развернуться, так это в художественных фильмах. Одна моя подруга, сделав сценарий к фильму, купила машину.

Правда, до этого она пропахала немалый путь. Имея высшее образование и владея двумя иностранными языками, несколько лет проработала в крупной сериальной компании, начав карьерный путь с самой нижней ступеньки: помощника менеджера. Достигнув достаточно высокой должности, перешла в сценарный отдел на более скромное место. Получила второе высшее сценарное во ВГИКе... Так ей хотелось писать!

– Сколько в месяц получает рядовой сценарист сериалов?

– Порядка двух тысяч долларов. Хотя может быть и больше.

– А сколько платят за художественный фильм и за документальный?

– За сценарий к документальному фильму сегодня дают от трех до пяти тысяч долларов. За сценарий к художественному могут заплатить и пятьдесят.

Более подробную информацию о том, где нужны сценаристы и как это оплачивается, можно посмотреть в Интернете. У каждой кинокомпании есть свой сайт, где обычно вывешиваются и все необходимые телефоны. Достаточно зайти на страничку сценарного отдела.

– Может, потребность в авторах сегодня отпала – их слишком много?

– На самом деле авторы нужны. Моя подруга редактор, которая читает сценарии, сетует, что хороших авторов не хватает. Так что пишите, пишите, люди!

Если чего-то хочется, не надо бояться пробовать, двигаться в избранном направлении. Когда дело – твое, успех придет обязательно. Важно понимать – сразу золотые горы на тебя не свалятся. Какое-то время придется довольствоваться скромными средствами, оттачивая мастерство.

Светлана РАХМАНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива