Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 09, 2008

Группа «Сплин»: До встречи на планете Альтависта...

За 14 лет рок-группа «Сплин» стала одной из лучших российских. Ее песни неоднократно занимали первые места в национальных хит-парадах. «Сплин» сегодня — это действительно легенда русского рока. За плечами музыкантов – девять студийных альбомов и бесчисленное количество концертов.

Из последних достижений группы тот факт, что «Сплин» – первая российская рок-группа, которая набрала более 1 млн прослушиваний на глобальном музыкальном проекте «Last.fm».

Расскажи мне, о чем твое горе.
Я приму твою боль, как свою.
Жаль, что все остальные разбежались по норам,
Нас оставив на самом краю.

Александр Васильев родился 15 июля 1969 года в семье инженера и учительницы. Осенью того же года семья переехала во Фритаун (Сьерра-Леоне, Западная Африка), где мама преподавала русский язык и литературу в школе при советском посольстве (в этой школе училась старшая сестра Саши Наталья), а отец работал на строительстве порта. В 1974 году все советские специалисты были отозваны на родину.

Некоторое время жили в Питере, потом переехали в Литву в небольшой город Зарасай. В 1976-м семья Васильевых окончательно вернулась в Россию, и Саша пошел в школу. До 7-го класса учился на круглые пятерки. В 1982 году родители перевели сына в математическую школу, но было поздно – в летние каникулы подросток научился играть на гитаре...

Появилась первая дворовая группа, и интерес к отличной учебе был утерян. После школы Васильев поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, где познакомился с Александром Морозовым (в институте он годом позже встретился и с будущей женой Александрой). Организовали группу «Митра». Васильев сочинял песни, а у Морозова был магнитофон «Рекорд», микрофон и бас-гитара.

Проучившись в институте два года, Саша попал в армию, где написал часть песен для будущего альбома «Пыльная быль». Вернувшись, поступил в 1992 году на экономический факультет ЛГИТМиКа, учебу в котором совмещал с работой монтировщиком сцены в театре, ночным сторожем, попутно отметился на кондитерской фабрике и даже позанимался бизнесом. В 1993 году Морозов привел в группу клавишника Николая Ростовского.

Так образовался костяк будущего «Сплина». Датой рождения группы считается 27 мая 1994 года, когда в звуковой студии петербургского театра «Буфф», где работали в тот момент Васильев и Морозов, вместе с Ростовским был записан первый альбом — «Пыльная быль», одна из песен которого дала название группе (стихотворение, написанное горячо любимым Васильевым Сашей Черным). Продюссировал альбом Морозов. Весной Васильев из «Буффа» уволился.

В октябре 2005 года группа приступила к записи очередного номерного альбома, прерываемой гастролями в Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне. 2 апреля 2006 «Сплин» участвует в фестивале, приуроченном к выдаче премий рок-журнала «FUZZ» на большой арене Санкт-Петербургского дворца спорта «Юбилейный». К удивлению публики и музыкальных критиков, сыграны всего четыре песни, причем абсолютно новые и незнакомые большинству зрителей.

В 2007 году вышел альбом «Раздвоение личности» - «13 лет в рок-н-ролле», куда вошли самые значительные песни группы за этот период, а также редкие акустические версии абсолютных хитов — «Любовь идет по проводам», «Мое сердце», «Остаемся зимовать» и другие.

Несмотря на солидный возраст питерского мужского рок-колектива, его лидер продолжает удивлять даже самых внимательных поклонников не только своими неординарными суждениями буквально обо всем, но и режессурой концертов. На двух сольниках, прошедших в этом году в Москве, не предупреждая о сюрпризах и нововведениях, Александр Васильев всех поразил.

Отыграв часть программы, все музыканты, кроме вокалиста группы, сложили инструменты и ушли со сцены. Перед залом остался один Александр с акустической гитарой в руках. Последовал сет из пяти композиций, представших в новом свете за счет непривычной залу манеры исполнения. После чего Васильев сказал: «Надо иногда отдыхать от электричества, чтобы потом снова возвращаться к нему». После чего на сцену опять вышли музыканты, и продолжился традиционный электрический концерт. Дополнительным средством создания настроения стал видеоряд.

– Ваши песни можно назвать философскими. Вы даете определение тому, что делаете?

– Старательно избегаю определения. В отношении «Сплина» это для меня просто лишнее движение, которое нужно совершать. Все, что я должен делать, – думать о конкретной песне, которую в данный момент пишу. Когда она написана, я должен про нее тут же забыть и начать думать о следующей. Если начну серьезно относиться к тому, что сделал, – будет сплошное занудство. Меня интересует то, что впереди.

– Какие вопросы вам не нравятся?

– Не нравится объяснять, о чем песня. Дурацкое занятие – объяснять собственные песни. Когда-то дал себе установку не зацикливаться на таких вещах: когда, в какое время, из-за чего была написана. Мне это напоминает сборник плохих поэтов, которые скурпулезно каждый свой стишок подписывают: «Написал на даче такого-то числа, вдохновительницей была Мария Ивановна, соседка, доила козу, повернувшись ко мне спиной, нагнувшись при этом».

– А что вы любите?

– Люблю время от времени различные трипы, приключения, в общем, экшен. Чтобы вокруг меня происходило какое-то действие, и я принимал в нем участие. Для этих целей Москва подходит на все сто! Сюда приезжаешь и получаешь, грубо говоря, свою долю сумасшествия. Как только ты ее получил – очень удобно сваливать обратно домой в Ленинград, где отдыхаешь. Для меня это нормальная модель жизни в стране под названием Россия.

– Насколько в творчестве помогает эгоистическое начало? Музыкант и эгоизм – совместимые понятия?

– Стопроцентно эгоистическое начало у любой песни! Если хотя бы один процент эгоизма отсутствует – это уже «коммерческое», продажное искусство. Эгоизм – право на собственное я, на собственное творчество, право сказать то, что ты сам хочешь, а не то, чего от тебя ждут.

Иногда песня, которая для меня не была самой главной, вдруг становится хитом. Тогда возникает недоумение – пытаюсь найти в ней что-то, что нашли другие, не нахожу и радуюсь за них, что они такие проникновенные!

– Например?

– Выдержанные временем песни из «Гранатового альбома» – «Орбит без сахара», «Приходи». Причем «Приходи» была написана в очередную ссору с женой. Конечно, ссора была навсегда и, конечно, закончилась дней через пять! Видимо, песня сработала – с тех пор жена так и не может уйти!

– Многие ставшие известными музыканты все равно перед выступлением волнуются. Как в этом плане у вас?

– Мандража перед концертом нет никакого. Мы уверены, что хорошо сыграем, поставим зал на уши. Здесь все в порядке. В детстве я хотел научиться водить машину – мечта сбылась. И я стал ко всему остальному относиться очень спокойно. Подсознательно знал – все, что мне нужно, придет само. Не надо искать, делать лишние движения. Так и случилось.

На память о нашем разговоре на моем любимом альбоме он старательно вывел: «Планета Альтависта будет видна 14 февраля 2541 года. Увидимся!»

Я не стала ничего говорить и, только написав эти строки, вспомнила, что 14 февраля – День всех влюбленных! Но уточнить теперь не могу, думал ли он об этом празднике, когда писал – он уже не рядом. А ведь это важно: значит, он в душе – трепетный романтик, и большинство его песен – для нас, женщин. Ответ надо искать в этих песнях, наверное.

У каждого музыканта есть свой лейтмотив. Песня «Далеко домой» с этого альбома, как и многие другие, написана не в самое радостное время. «Далеко домой – далеко до самого себя. Может, когда-нибудь и доберусь!» – то ли шутит, то ли пророчит Саша.

Может, и правда, увидимся?

Ольга БЫСТРЫХ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива