Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 09, 2008

«Мой жребий пал – я лиру избираю»

В центре столицы, на Пречистенке, есть островок пушкинской Москвы - барская усадьба, построенная «во вкусе умной старины», где нынче находится музей А.С. Пушкина.

 

По заказу гвардейского офицера, участника Отечественной войны с Наполеоном, аристократа А.П. Хрущева архитектор Афанасий Григорьев, сотрудничавший со знаменитым Домеником Жилярди, возводит к 1817 году главное деревянное здание усадьбы на белокаменном цоколе XVIII века. Этот дом в стиле московского ампира отличается необычным сочетанием двух фасадов: одного строгого – по линии Пречистенки, с шестью колоннами и фронтоном с гербом, другого – живописного, со сдвоенными колоннами, лепным многофигурным фризом – со стороны Хрущевского переулка. В глубине сада – изящный угловой павильон.

Внутри здания – лепной декор, роспись потолков и стен. Сюда приезжала московская знать на балы, здесь слушали музыку, играли в карты знакомые и родственники Пушкина, возможно, и он бывал приглашен на званый вечер. Во всяком случае, на Пречистенке и соседних улицах немало адресов, куда заезжал Александр Сергеевич к друзьям и родне. Часть домов, куда наведывался поэт, сохранилась до наших дней – например, дом № 7 на Пречистенке – там жил друг Пушкина Н. Всеволожский; дом № 16 принадлежал И.А. Нарышкину, дяде Натальи Гончаровой; в доме № 17 Пушкин был на балу, затем там поселился Денис Давыдов. Недалеко от будущего музея Александр Сергеевич останавливался у П.В Нащокина. Название улицы упоминается в пушкинском экспромте, адресованном графине Е.П. Потемкиной, посаженой матерее на свадьбе поэта:

Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду...

В советские времена здесь размещались различные учреждения, и лишь в 1949 году в усадьбе открылась выставка в честь 150-летия со дня рождения А.С. Пушкина, а в 1961-м была открыта первая экспозиция для посетителей. К 200-летнему юбилею поэта были проведены при поддержке мэра столицы Ю.М. Лужкова обширные строительные и реставрационные работы.

Сбылась мечта музейных работников – реконструкция объединила в единый комплекс все здания хрущевской усадьбы. В главном доме и других постройках теперь размещены пушкинские экспозиции и сменные выставки. В здании конюшен – читальный зал, библиотека, игровые комнаты, в каретном сарае – концертный зал. За считанные годы возник музейно-культурный центр, где ведется обширная выставочная, концертная, научная и реставрационно-хранительская работа.

С первых дней существования музей стал получать многочисленные дары, связанные с именем поэта: портреты, книги, рукописи, фарфор, мебель.

Посетителей музея, поднимающихся по парадной лестнице, встречает в окружении цветов пушкинская муза в образе покровительницы лирической поэзии Евтерпы. Беломраморная скульптура в точности повторяет античный слепок, который видел Александр Сергеевич в Петербургской академии художеств. В анфиладе из 15 залов – экспозиция «Пушкин и его эпоха».

В зале, посвященном XVIII столетию, на исходе которого родился Александр Сергеевич Пушкин, взгляд задерживается на портретах русских царей и государственных деятелей. Привлекает изображение Полтавской битвы, в которой участвовал прадед Пушкина А.П. Ганнибал, cостоявший в свите Петра I. Рядом – рукопись стихотворения «Моя родословная». Эпоха Пушкина, отмеченная сражениями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, запечатлена в экспозиции мемориями своего времени.

Пушкин начал сочинять еще в детские годы. Залы, посвященные этому времени, воспроизводят быт московского дома Пушкиных: мебель красного дерева, бронзовые светильники, в шкафу книги в кожаных переплетах; здесь же издания для детей, учебники, детские игрушки... На столике карельской березы, рядом с книгами Плутарха и Гомера, которые любил читать будущий поэт, – одна из самых дорогих реликвий музея, портрет Пушкина-ребенка.

Зеркала, люстры, нарядные драпировки на окнах создают праздничное настроение «бального зала». Здесь же замерли костюмированные персонажи балов – манекены в парадной одежде той эпохи. Юный кудрявый Пушкин (таким он запечатлен на гравюре Е. Гейтмана) не пропускал балы в лицее, в Петербурге, Кишиневе и Одессе, о балах вспоминал в Михайловском.

Начинается пора первых влюбленностей поэта. Рисунок Ореста Кипренского запечатлел сестру лицеиста А.П. Бакунина Екатерину, которой были посвящены стихи Пушкина.

После окончания лицея поэт был определен в Коллегию иностранных дел. Но в первой же его публикации – стихотворении «К другу стихотворцу» сказано: «Мой жребий пал – я лиру избираю».

Поэмы Александра Сергеевича представлены различными изданиями. Здесь же у витрины – диванчик из имения Каменка, где Пушкин встречался с участниками тайного декабристского общества. В ссылке в Михайловском поэт прочел о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1925 года в специальном сообщении в газете «Северная пчела».

Центральный зал особняка – Большая гостиная – посвящен роману в стихах «Евгений Онегин», написанному в 1823–1831 годах. Здесь, как «сквозь магический кристалл», можно увидеть приметы жизни и быта героев романа. Глядя в центре Онегинского зала на самый, пожалуй, известный портрет Пушкина работы Кипренского, невольно вспоминаешь строки из романа:

Быть может (лестная надежда),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет и молвит:
То-то был поэт!..

В парадной спальне особняка Хрущева представлена первая публикация философской повести «Пиковая дама». На стене – портрет княгини Н.П. Голицыной, в которой светское общество узнало старую графиню. На ломберном столике зеленого сукна лежат карты: тройка, семерка, туз и, конечно, пиковая дама; рядом – старинный пистолет и серебряный карандаш для записей результатов игры.

При жизни Пушкина было напечатано лишь вступление к «Медному всаднику». На полях рукописи – рисунки наводнения, оживший памятник Петру I, медный всадник, но лишь один конь, без седока. На страницах видны пометки Пушкина.

В зале, посвященном «Капитанской дочке», – портреты двух молодых людей, весьма сходных с Петром Гриневом и Машей Мироновой. Внизу лежит шпага как символ дворянской чести.

В последнем, пятнадцатом зале – панорама Невского проспекта. В шкафах – книги из библиотеки Пушкина (более 5 тысяч томов на 14 языках), чтением которых Александр Сергеевич отвлекался от мрачных мыслей... На столе с рукописями ценнейшая реликвия – перо Пушкина, которое он не выпускал из рук до самой кончины, шкатулка для лекарств и инструментов доктора Н.Ф. Арендта, лечившего смертельно раненного поэта. Рядом с посмертной маской – прядь его волос.

В крытое пространство двора усадьбы Хрущевых выходит фасад двухэтажного здания середины XVIII века. Две уютные комнаты первого этажа занимает специальная экспозиция для детей «Сказки Пушкина».

Из мира гостиных с изящной мебелью, фарфором и бронзой посетители попадают в окружение простых деревянных конструкций, в которых размещены экспонаты, попавшие сюда, можно сказать, из пушкинских сказок. Лапти, прялки, туески, резные ковшики... Подобные вещи окружали поэта в Михайловском, Болдине, в поместьях его родственниках и друзей. Из имения Олениных под Петербургом попали сюда теремок и расписной ковш. Словно пришли из «Сказки о рыбаке и рыбке» пряничная печатная доска, парчовая кичка.

Вспомним строки:

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка...

Среди книг хранятся баллады и повести В.А. Жуковского с автографом – «Сказочнику от балладника». Два замечательных поэта вызвались написать по сказке – чья окажется лучше. Победил Александр Сергеевич, создав «Сказку царе Салтане...».

Перед этим побежденный учитель признал свое поражение от ученика, прочитав поэму «Руслан и Людмила». К ней А.Н. Олениным была сделана первая картинка, слово «иллюстрация» тогда не употреблялось. В дальнейшем многие художники прекрасно оформляли пушкинские сказки, что видно из экспонатов. «Сказку о царе Салтане» проиллюстрировал великолепный художник И.Я. Билибин. Привлекают внимание эскизы и рисунки Т.А. Мавриной, В.М. Конашевича, эскизы к мультфильмам по сказкам Пушкина; персонажи кукольных спектаклей.

Владимир ЛЕБЕДЕВ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива