Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 07, 2008

Кому улыбается Джоконда?

Через пятьсот лет после создания «Джоконда» Леонардо да Винчи по-прежнему время от времени становится сенсацией. В 2005 году на ней проверяли высокие технологии: рентгеновские лучи, ультрафиолет, трехмерное сканирование, микрофлоуресцентный анализ и так далее. Результат: кроме небольшой тенденции к вспучиванию, она поживает хорошо.

Джоконда улыбается, потому что умерли все те, кто пририсовывал ей усы.

Андре Мальро

 

Джоконда

Масло на тополиной доске, 77х53 см

Леонардо да Винчи начал картину в 1502 или 1503 году во Флоренции, работал над ней пять лет, вносил поправки в Риме в 1513 году. Он никогда с ней не расставался вплоть до самой смерти в Амбуазе (Франция) в 1519 году. «Джоконда», Лувр.

 
 

В 2008 году объявление Гейдельбергского университета попадает в новости. Рукописная запись, сделанная в 1503 году на полях книги, обнаруженной в Германии, открывает личность той, которая изображена на шедевре. Ее звали Лиза Герардини. Мадам Лиза («Монна» – сокращение от «мадонны», мадам) родилась 15 июня 1479 года во Флоренции. В 16 лет она вышла замуж за торговца шелками Франческо дель Джокондо и стала Джокондой.

До сих пор это было лишь гипотезой среди многих других: даже считалось, что это портрет любовника художника, его матери, автопортрет в женском платье... Тайна рассеялась, но почитатели красавицы могут успокоиться – она скрывает еще немало сюрпризов.

1. Улыбка как послание

С 1550 года некий автор говорил об «улыбке столь привлекательной, что она создавала у зрителя ощущение чего-то божественного, а не человеческого». Почему улыбается Лиза? Потому что она только что родила второго сына? Или потому, что да Винчи хочет обыграть имя ее мужа Джокондо, что означает «веселый»? А, может, потому, что художник пригласил музыкантов, чтобы развлечь ее во время позирования? Все это уже предполагалось.

Историк искусства Даниель Арасс говорит о другом, более глубоком смысле. Два хаотических пейзажа по обе стороны лица не совпадают, не склеиваются и даже находятся на разной высоте. Связью служат губы Джоконды. Мимолетная улыбка, гнездящаяся между двумя печальными панорамами. «Ты – прах, и ты станешь прахом». Так говорится в Библии. Таково послание Леонардо: счастье длится лишь мгновение. Улыбка красавицы нечто вроде скобок. Она пришла из небытия и туда вернется. Мост и река справа усиливают эту аллегорию несущегося времени.

2. Скандален ли взгляд?

В Италии VXI века только женщины дурного поведения выщипывали ресницы и брови. Если бы муж Лизы получил этот портрет (художник решил сохранить его у себя), он бы от него отказался! Невозможно было представить изображение женщины в таком образе. Кроме того, Лиза не испытывает ни малейшего стыда и в упор смотрит на нас. Она изображена в три четверти, лицо слегка повернуто влево, а взгляд направлен вправо от нас. Благодаря этому Джоконда следит за нами взглядом при любом нашем перемещении. В ту эпоху это было настоящей инновацией, еще одним подвигом Леонардо.

3. Черная вуаль уложена на растрепанную прическу

Знак траура? Отнюдь. Эта вуаль, называемая «гварнелло», предназначалась для беременных или готовящихся к родам женщин. Она обрамляет лицо, написанное особой техникой. В ту эпоху в Италии художники часто при изображении образа ограничивались четкой цветной линией, сделанной кистью. Леонардо сделал нечто противоположное – последовательно наложил слои прозрачной краски и погрузил Лизу и декор в некий туман, «сфумато» (расплывчатость, размытость), создав иллюзию глубины, третье измерение. Контуры образа растворяются в пейзаже, но в то же время портрет как бы выходит из картины, как ни одно до тех пор написанное лицо.

4. Сложенные руки

Бюстовые портреты XV века обычно показывали персонаж, опирающийся на балюстраду или парапет. Этот барьер мешал зрителю ощущать близость к изображаемой личности. В конце концов, ничего ненормального в этом нет. Речь шла о благородных людях, сильных мира сего, а потому касаться их было немыслимо.

Леонардо да Винчи разрушил этот защитный барьер, показав руки Лизы, спокойно лежащие на подлокотниках кресла (которое, кстати, не имеет спинки). Препятствия между ней и нами уже нет, мы почти можем погладить ее пальцы. Это истинная революция в искусстве портрета: нас приглашают войти в картину. Правый рукав тоже имеет свое значение, отправляя нас к левому пейзажу, потом взгляд, потом улыбка, потом левый пейзаж. И каково бы ни было место, где мы прежде всего останавливаем глаз, мы обязательно читаем послание да Винчи о преходящем времени и неизбежной смерти. Быть может, Джоконда думает о знаменитом стихе Горация: «Прими день и не любопытствуй о будущем».


ПК вернул ей краски

С годами лаки, покрывавшие картину, потемнели, и все цвета словно затянулись коричнево-зеленым соусом. Из-за техники, использованной да Винчи (сфумато) этот шедевр невозможно очистить, ибо лак врос в разные слои красок. Однако остается одно решение: виртуальное снятие лака! Именно такую операцию и проделали, благодаря революционному информационному оборудованию. Пред нами предстает помолодевшая Лиза, позирующая среди пейзажа, тонущего в синем небе.


Примерно 1502 год. Леонардо да Винчи начинает работать над Монной Лизой по заказу итальянского коммерсанта Франческо дель Джокондо.

1516 год. Картина следует за Леонардо, который поступает на службу к Франциску I и живет в замке Кло Люсе под Амбуазом.

1519 год. Леонардо умирает 2 мая. «Лиза» отправляется в замок Фонтенбло вместе с Франциском I.

После 1661 года. Полотно передается в Версаль Людовику XIV.

1800 год. Холст царит в спальне Бонапарта во дворце Тюильри.

1804 год. «Лиза» покидает императора и окончательно располагается в Лувре.

21 августа 1911 года. Полотно исчезло! В краже подозревают Пикассо и Аполлинера. Портрет находят в Италии у Винсенцо Перуджиа, стекольщика, работавшего в Лувре.

1919 год. Художник-дадаист Марсель Дюшан рисует Джоконду с усами и делает скандальную надпись.

1939–1945 годы. Картину прячут в пяти разных местах, в том числе в замке Амбуаз и в музее Энгра в Монтобане.

1963 год. Шедевр отправляется в США, где им наслаждаются 1,7 миллиона зрителей.

1974 год. «Лиза» осуществляет триумфальное путешествие в СССР и Японию.

2008 год. Уже тридцать лет Она не покидает Лувр и принимает 6 миллионов зрителей в год.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива