Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 07, 2008

КАК ПОЛЮБИТЬ ПОЭЗИЮ?

Конечно, тут нет единого рецепта. Могу рассказать, как сама полюбила поэзию. Едва ли не с двух лет знала много стихов Чуковского, Маршака, Агнии Барто и Зинаиды Александровой, которые читала мне старшая сестра Татьяна. Довольно рано читала их наизусть. Но не могу утверждать, что прямо вот любила поэзию. Предстоял большой путь впечатлений, познания и работы души.

Первым поэтом, благодаря которому это произошло со мной, стал мой великий земляк Сергей Есенин, которого я узнала и открыла для себя в десять лет благодаря старшему брату Владимиру, который, три года отслужив в армии, привез с собой томик стихов Есенина. Сразу видно, что книжка прошла через много рук, была затертой и потрепанной, но с аккуратно подклеенными рыжими дерматиновыми уголочками.

Иногда брат садился на тахту, брал в руки семиструнную гитару и, аккомпанируя сам себе, пел тиховатым, приглушенным баритоном с плавными вибрациями стихи Сергея Есенина:

Ты меня не любишь, не жалеешь.
Разве я немного некрасив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Меня волновали эти стихи... Не только музыкой своей, но и тем, что поэт говорил в этих стихах не вообще о чем-то абстрактном, отвлеченном, и не вообще о ком-то, не о человеке вообще... Он рассказал о своих личных чувствах и переживаниях, о конкретной девушке и о своих отношениях с ней, которые есть – страсть, пыл, но не любовь в высшем смысле... И о своей грусти о чем-то «дальнем дорогом», что в нем жило, видимо, как потребность.

Есенин выразил это состояние ясными словами, с искренностью и лирической смелостью, с тонким психологизмом и подробным художественным анализом своих чувств, лирической честностью и откровенностью, которых до той поры я ни у кого из поэтов не встречала. Его строки завораживали, притягивали... Поэт в них как бы приоткрыл тайники своей души. И вся поэзия у Есенина – такая. Потому она не может не волновать. Потому ее и нельзя не полюбить.

Когда старших дома не было, я брала с деревянной этажерки старинного образца, с узорными балясинами, томик Есенина и читала, читала, и оторваться не могла: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. //Там, на севере, девушка тоже, // На тебя она страшно похожа. // Может, думает обо мне...» Или: «Я, московский озорной гуляка, // По всему Тверскому околотку // В переулке каждая собака // Знает мою легкую походку...»

Много раз я читала одни и те же стихи, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек». Восхищалась и плакала над ними. Над судьбой поэта, которая, если посмотреть на нее философски, оказалась в общем-то счастливой, потому что он, Есенин, оказался «сподобленным судьбе» Пушкина, стал русским народным поэтом, которого любят вся Россия и весь мир.

Сестра Татьяна, которая была на четыре года старше меня, иногда говорила:
– Тебе еще рано читать Есенина... – и отнимала книгу.

Но я знала, где она стоит на полке, и читала, когда мне никто не мог помешать. Спустя годы написала об этом:

***

Сестре Тане
Мне сестра читать Есенина
Запрещала, не со зла,
Говорила, до Есенина
Я еще не доросла.

Я брала его украдкою
И, действительно мала,
В сенцах пряталась за кадкою
И читала, как могла,

И писала под Есенина,
Стиль стараясь обрести,
Понимая – до Есенина
Мне еще расти, расти...

...Больше всего мне, подростку и девушке, естественно, нравились стихи про любовь. При том, что сама еще не испытала тогда этого чувства. Потом я сферически, как по винтовой лестнице, поднялась и до других стихов Есенина – о родине, которую он не променял бы (и не променял) ни на какой рай, и обо всех его метаниях в эпоху революции, когда он не знал, куда «несет» его и всю страну «рок событий»...

...Рязанский композитор Евгений Попов написал замечательные песни на стихи Сергея Есенина: «Белая береза» и «Над окошком месяц. Под окошком ветер». Многие полюбили поэзию Есенина и обратились к ней благодаря этим песням, из которых вторая особенно популярна:

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.

Кто-то может полюбить поэзию через частушки, которые могут стать первой ступенью на пути к высокой поэзии. Кстати, когда Есенин выступал в элитарных литературных салонах Зинаиды Гиппиус и других, он не столько читал свои стихи, сколько пел свои частушки, в том числе и такие вот культурологические:

Ох, батюшки, ох-ох-ох,
Есть поэт Мариенгоф.
Много кушал, много пил,
Без подштанников ходил.

Полюбив стихи Есенина, я поняла подлинную глубину Пушкина и Блока, перед которыми он преклонялся. И полюбила поэзию вообще. Тютчева и Некрасова, Ахматову и Волошина, ну, и т.д. Выписывала в тетрадь их стихи, а самое любимое учила наизусть. Думаю, для девушки это хорошая школа воспитания чувств.

Став студенткой, писала эссе о поэтах – о том же Есенине, о его предшественнике Тинякове, обо всех поэтах Серебряного века...

Чтобы полюбить поэзию, надо в огромном литературном море найти своего поэта, стихи которого тронут и зацепят твою душу и перевернут ее... И ты поймешь, что не можешь без них жить, что хочется все время читать их, цитировать по поводу и без повода:

Откуда я пришел, не знаю...
Не знаю я, куда уйду...
(Н. Гумилев)

Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
(А. Ахматова)

Назвать ее нельзя красивой,
Но в ней все счастие мое.
(Н. Гумилев)

Что так меня волнует в ней,
Как и в Джоконде, но сильней?
(М. Волошин)

В раз обе рученьки разжал,
Жизнь выпала копейкой ржавою...
(М. Цветаева)

Мне грустно потому, что я тебя люблю...
Мне грустно потому, что весело тебе...
(М. Лермонтов)

Всех женщин все равно не перелюбишь,
Всего вина не выпьешь все равно...
(И. Северянин)

Все-таки когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?
(А. Блок)

Как говорил тот же Есенин, «Попасть достаточно на строчку, и вмиг понятен «Капитал»... Достаточно человеку попасть на ту строчку, которая взволнует, восхитит его, окажется созвучной ему, и он начнет любить поэзию.

А зачем ее любить? Чему она служит?! Прежде всего – душе, помогает каждому из нас увидеть мир прекрасным, отринув «случайные черты»...

Да, еще раз говорю: поэзия развивает душу человека и все прекрасное в ней и делает мир более понятным, увлекает его совершенством и красотой.

Нина КРАСНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива