Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2008

Валерий Покатов: НАЙТИ СЕБЯ В ГРАФИКЕ

Валерий Покатов – о тернистом и благородном пути в искусстве

Человеку, решившему пополнить гильдию мастеров эстампа, нужно очень серьезно взвесить свои намерения. Материального процветания это дело не принесет, но жизненных и творческих проблем значительно прибавит. Зато разовьет вкус, укрепит духовно и творчески. Потому художник и зовет молодых к освоению основ подлинного искусства, от бессознательных попыток самовыражения, например, в граффити, к осмыслению культурного наследия и мастерства.

Первые заботы

Олег ЯхнинОни возникают и с получением заказа, и с реализацией произведений, если вы делаете оригинальные, творческие вещи, не имея договора с издателем или коллекционером, а лишь по зову вдохновения.

Наше общество после духовной деградации 90-х годов еще не восстановилось. По-прежнему иллюстрированная книга, которая долгое время притягивала к себе читателя и обеспечивала работой многих художников, является всего лишь приятным явлением книжной культуры.

А спрос на уникальную графику и станковый эстамп – случай вовсе исключительный. Отечественные собиратели чаще всего бедны и не в силах своими заказами поддержать художника. В лучшем случае они могут написать о вас статью, показать работу на выставке своей коллекции в качестве вознаграждения за то, что вы пополнили их собрание своими графическими листами. Справедливости ради надо заметить, что это не самый плохой вариант сотрудничества.

Владимир ЗуевЕсли вы все-таки, невзирая на перечисленные сложности, готовы испытать себя, всерьез вознамерились создать портрет, пейзаж или экслибрис, выполненный в технике, в которой блистали Рембрандт, Тьепполло, Гойя, Бьюик, Серяков, Федор Толстой, Матэ, Фаворский, Кравченко, Константинов и другие мастера, я искренне рад за вас.

Муки творчества, связанные с процессами создания композиции для будущего произведения, перенесения ее на поверхность доски, пластины, камня, а затем гравирования (или травления), полностью окупятся ни с чем не сравнимым чувством созерцания полученного оттиска, если он будет отвечать вашему замыслу, вкусу и художественному уровню.

Но для того, чтобы ваш дебют стал плодотворным, не оказался разовой пробой сил, хочу дать некоторую полезную информацию.

Ольга СимосюкВ одной из книг о Томасе Бьюике есть такие слова: «Красота многообразна, она, подобно богам прекрасной Греции, принимает различные облики, неожиданно даря наслаждения. И большое зеркало, и малая капля росы способны отражать царственное солнце. Сквозь богато отделанную раму с полотна картины и со скромно гнущегося листа бумаги с оттиснутой гравюрой несется к восприимчивому зрителю ликующая песнь о Красоте».

Ярко сказано. Но для того чтобы от оттиска вашей гравюры возникало ощущение прекрасного, необходимо владение мастерством и материалом, а также обладание тем редким качеством, которое называют индивидуальный почерк. Это достигается огромными усилиями воли и таланта.

Тиражная графика

Она имеет древнюю историю. Можно точно говорить, когда возникли офорт или литография, когда начали применять акватинту или мягкий лак и какие при этом использовались материалы и инструменты, но указать наверняка время появления гравюры на дереве невозможно. Хотя бесспорный факт, что самый древний датированный оттиск относится к VIII веку н.э., и получен он в Китае.

Алексей БобрусовМы можем также точно сказать, что экслибрис в том его виде, который принято считать объектом коллекционирования и искусствоведческого изучения, начал свою родословную в Германии с 1460 года.

В XV веке начинается расцвет гравюры на дереве – самого древнего вида тиражной гравюры, а затем гравюры на металле. Это время ознаменовано началом книгопечатания, производством бумаги в количествах, необходимых для возрастающей потребности в книгах, и расцветом жанра гравированного владельческого знака. Над созданием экслибрисов работают великие мастера Германии: Альбрехт Дюрер (он считается первым), Лукас Кранах, Гольбейн, а также другие выдающиеся и малоизвестные художники.

Николай ДомашенкоНикто не может достоверно точно сказать о времени появления владельческих помет на книгах собирателей библиотек. Устойчивые владельческие записи существовали уже на древнеассирийских глиняных табличках и древнеегипетских папирусных свитках.

Инструментарий

Трудно с предельной достоверностью рассказать и об инструментарии китайских ксилографов, например, VI века. Но какими штихелями работали Альбрехт Дюрер и его помощник Иероним Андреэ, создавший большинство гравюр по рисункам художника, можно сказать точно.

Также можно назвать инструменты и технику исполнения ксилографий пионера цветной гравюры Уго да Карпи, запатентовавшего свое изобретение в Венецианской республике в 1516 году.

Об этапах работы на торцовых досках главы английской школы ксилографии Томаса Бьюика известно достаточно много. Эти сведение легко находим в специальных учебных книгах. Некоторые из них указаны в конце статьи.

Процесс создания гравюры, независимо от техники, состоит из нескольких этапов. От эскиза будущего произведения и зеркального перевода его на поверхность доски до закрепления этого изображения и гравирования, т.е. механического или химического воздействия на доску соответствующими инструментами или материалами, нанесения краски на поверхность изготовленной печатной формы и печати.

Борис ЗабирохинВ этих строчках спрессована суть тиражной графики, о которой написаны тома исследований о мастерах, видах, техниках и школах, а также руководств для постижения азов гравюры.

Существует два основных направления.

Первое – репродукционная гравюра, которая имела своей целью (до изобретения фотомеханических процессов) перевод изображения одного вида искусства – например, живописи, уникальной графики, произведений скульптуры, архитектуры – в гравированные изображения для популяризации иллюстрирования книг по искусству или для продажи в виде отдельных оттисков.

Другое направление – творческая гравюра, которая служит для создания оригинальных, авторских вещей. Современные художники-граверы стараются использовать весь арсенал технических приемов и художественных средств, выработанных предшественниками за многовековую практику, независимо от направлений.

Итак, если вы выбрали тему для материализации своего замысла, начинайте творческое священнодействие в одной из следующих техник.

Гравюра на дереве

Нина КазимоваВыполняется на доске продольного распила из яблони, груши, липы, пальмы. Для придания будущему оттиску декоративной древесной фактуры иногда применяют крупнослойные породы, обычно ель или сосну.

На гладко отполированную и загрунтованную поверхность доски наносят рисунок. Изображение переводят зеркально различными способами. Самый сложный – с использованием фотопроцессов, простейший из них – при помощи кальки.

Каждый штрих обрезают специальными ножичками с двух сторон. Резцов, стамесок для выемки больших плоскостей, долот для их углубления в арсенале гравера, выполняющего не очень сложную работу, около десятка. Большие белые плоскости углубляют до пяти миллиметров во избежание попадания на них краски и отмарывания при печати.

На изготовленную таким образом печатную форму наносится валиком краска, кладется чистый лист бумаги и притирается кисточкой или деревянной палочкой в виде плоского стека до тех пор, пока краска равномерно не перейдет с доски на бумагу.

Алла ДжигирейГравирование на дереве поперечного распила возникло в XVШ веке, но лишь после блистательных опытов Томаса Бьюика стало популярным. При торцовой гравюре применяются крепкие породы дерева: груша, яблоня (предпочтительней дикорастущие), граб, кавказская пальма, лавр.

Высушенная и склеенная из брусочков поперечного распила доска обрабатывается до зеркального блеска, грунтуется смесью сухих цинковых белил, яичного белка и квасцов. Нанесенный на гладкую поверхность рисунок прорисовывается тушью и протирается жидко разведенной типографской краской. Это делается для того чтобы при гравировании прорезанный штихелем штрих воспринимался белым на темном фоне доски, помогая художнику ориентироваться в комбинациях награвированных линий. Некоторые художники используют тонкодисперсный порошок мела или нежирной пудры для заполнения штрихов, достигая полной иллюзии белого штриха.

Каждый художник выбирает свою методику гравирования. Кто-то начинает гравировать с верхнего левого угла и ведет по порядку всю гравюру, кто-то сначала прорабатывает контуры, кто-то начинает работу с выемки светлых масс, кто-то разрабатывает вначале фоны, а затем моделирует и разрабатывает силуэты. Принцип печатания тот же, что и с продольных досок.

Валерий ПокатовДля творческой гравюры инструментарий мастера включает от десятка до двух десятков штихелей, при репродукционном гравировании это количество возрастает.

Гравюра на металле

Резцовая гравюра. Известна с середины XV века. На гладко отполированную поверхность медной цинковой или стальной пластины наносится рисунок. Основным инструментарием служат штихели ромбовидного сечения, имеющие в профиле разный угол. Это дает возможность наносить штрихи разного сечения и глубины. Резцовая гравюра – разновидность глубокой печати. Оттиск с доски, созданный резцом, представляет комбинацию чистых линий и штрихов.

Поскольку рисунок на гладкой металлической доске трудно закрепить, некоторые мастера производили предварительно легкую подтравку рисунка, а затем вели процесс гравирования.

Владимир ВерещагинОфорт. Для создания оригинальной тиражной формы чаще всего применяются пластины из меди и цинка. Пластина покрывается асфальтобитумным лаком. Рисунок процарапывается офортной иглой, а затем травится. Травление бывает чаще всего многоступенчатым. Это делается для того чтобы темным областям композиции соответствовали самые глубокие штрихи в доске. Понятно, что чем глубже протравлена доска, тем больше краски она примет в свои штрихи и тем насыщеннее будет та область оттиска. При печати с офортной доски применяются специальная бумага, краски и офортный станок.

Сухая игла. Когда медную или цинковую доску не предполагается травить, ее не закатывают кислотоупорным лаком, а наносят рисунок офортной иглой. Затем таким же способом, как и в офорте, ладонью руки затирают офортную краску в штрихи, кладут на доску увлажненную офортную бумагу и печатают.

Разновидностями гравюры на металле, с применением и без применения травления, с использованием особых способов создания различных фактур на металлической доске, которые обогащают декоративные достоинства оригинала, являются акватинта, пунктирная манера, меццо-тинто, лавис, мягкий лак и другие техники и их комбинации, о которых следовало бы поговорить отдельно, поскольку многие современные художники все чаще вводят в творческий оборот эти приемы при создании своих произведений.

Литография. Способ печати, основанный на создании на одной плоскости участков, обладающих олеофильными и гидрофорбными свойствами, т.е. одни участки принимают на себя краску, другие отталкивают. Этот способ изобретен в Германии в 1786 году. Появлением литографии в России мы обязаны русскому ученому Павлу Львовичу Шиллингу. Впервые эта техника использована для печати карт, которые использовались в русской армии во время войны с Наполеоном.

Для создания формы применяется плита из мелкозернистого известняка, гладкая и идеально выровненная. Рисунок наносят литографским карандашом или кистью. Применяются различные скребки для процарапывания нанесенного рисунка, создания белых штрихов поверх изображения или удаления частей нанесенного рисунка.

Затем вся поверхность травится слабой кислотой с примесью гуммиарабика, увлажняется и закатывается краской. Печатают оригинальный оттиск на литографской бумаге и в специальном станке. Есть опыты печатания литографским способом с металлических пластин.

Ю.И. Селиверстов, например, свою знаменитую серию портретов «Из русской думы» печатал на литографском станке с алюминиевых пластин, на которые наносил рисунок литографским карандашом.

Кроме перечисленных видов тиражной графики довольно распространенными эстампными техниками являются гравюра на линолеуме, пластике, картоне, трафаретная печать, металлография. К разговору о таких приемах работы можно привлечь продвинутого в этом плане художника.

Валерий ПОКАТОВ

Рекомендую прочитать:

  • Журов А., Третьякова Е. Гравюра на дереве. – М., 1977.
  • Очерки по истории и технике гравюры. – М., 1987.
  • Венок Ровинскому. – М., 2003.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива