Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2004

Эдвард Радзинский: Человек вне времени

Для Эдварда Радзинского таких препятствий, как время и пространство просто не существует. Он прекрасно разбирается в проблемах настоящего, будучи одним из самых успешных драматургов современности, и разгадывает хитросплетения и тайны прошлого.

Свою первую пьесу «Мечта моя Индия» Радзинский написал на первом курсе историко-архивного института, она была поставлена в ТЮЗе и на «ура» воспринята зрителями. Такому успеху в девятнадцать лет позавидовал бы и сам Островский. С 70-х годов он купается в лучах славы драматурга и киносценариста («Сто четыре страницы про любовь», «Беседы с Сократом», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «Наш Декамерон», «Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана»). Последние два десятилетия прошлого века покоряет читателей своими захватывающими историческими романами и телевизионными передачами – историческими миниатюрами (книги «Наполеон: жизнь после смерти», «Кровь и призраки русской смуты», «Николай II», «Сталин: жизнь и смерть», «Распутин», работы о княжне Таракановой, Казанове, Шатобриане, Нероне, телевизионные серии «Гибель галантного века», «Предсказание Сталина» и др.), которые популярны не только в России, но и в странах Европы. В новом тысячелетии у Эдварда Станиславовича достаточно энергии и на новые проекты. Радзинский возглавляет премию «Дебют», с удовольствием общается с молодыми критиками и писателями, пытаясь понять современную молодежь. И у него неплохо получается.

- Эдвард Станиславович, избрание историко-архивного института было целенаправленным? Архивист все-таки не столь популярная у молодежи профессия…

- Я хотел поступить в тот институт, где был бы максимально свободен. При той памяти, что у меня есть, это вполне получилось.

- Расскажите поподробнее об особенностях вашей памяти.

- Я привык читать быстро, абзацами, но при этом все усваиваю. У меня память странная. Она включается тогда, когда я хочу, и работает тоже по моему желанию. Все равно, что тот официант, который приносит все, что я требую в данный момент. И так могу импровизировать до бесконечности. В студенческие годы мог не посещать лекции и сдавать экзамены на «отлично». В результате получил красный диплом. А еще у меня был великий преподаватель - историк Александр Александрович Зимин, который первый опрокинул теорию копии «Слова о полку Игореве», установив, что это источник XIX века, а не более раннего периода. Это мало кому понравилось, и за свою правду ученый, кстати, пострадал. Я преклоняюсь перед ним.

- Могли бы вы сравнить поколение вашей юности с сегодняшней молодежью?

- Я, слава Богу, никогда не принадлежал к поколениям. Я сам по себе. Всякие литературные группки, коалиции не для меня. Я родился позавчера и живу сегодня, не помню, что со мной происходило вчера.

- Вы много общаетесь с юными критиками, являетесь председателем литературной премии «Дебют», каковы сейчас молодые литераторы?

- В них нет фальши. Молодые писатели прерывают страшную нить страха, но они еще не прерывают линию моды. За это время появился штамп, как надо писать – немножко наркотиков, немножко мата, немножко эротики. Они еще верят, что это свобода. Плохо с духом пока. Дух еще не правильный. Но все впереди, потому что у них есть главное - общение с миром. Они все, благодаря Интернету, граждане мира. Космополиты в том смысле, в котором говорил Сократ: «Я гражданин Вселенной».

- Как начался Радзинский-писатель?

- Я всегда хотел быть не писателем, а оратором. Цицерон казался мне кладезем мудрости. Я увлекался им в юности.

- Думаю, стать оратором вам удалось вполне. Во всяком случае, телевизионным. Правда ли, что телеведущим вы стали случайно?

- Я оказался на телевидении, когда «говорящие головы» ничего кроме смеха не вызывали. Вначале задумали сделать передачу о театре, где мое участие было сведено до минимума. Но не тут-то было: мне удалось безостановочно проговорить три часа. В день эфира у редакторов не оказалось пленки со спектаклями, и меня пустили почти без нарезки. И знаете, это привлекло многих телезрителей.

- Эдвард Станиславович, при чтении ваших книг или просмотре телепередач создается ощущение, что вы современник описываемых событий… А бывало ли, что вы влюблялись в своих героинь?

- Да… Когда я работал над княжной Таракановой, у меня было такое ощущение, что она рядом, я ее осязал. И даже случился некий казус. Мы задумали снимать сериал об этой даме, и я искал актрису на эту роль. Но все было не то. Я ведь точно знал, какая была Тараканова, словно встречался с нею секунду назад. Доискались до того, что кончились деньги на фильм.

Любовь – поразительное чувство. И скажу, это единственное, что меня привлекает в жизни. Она ничуть меня не отвлекает, а заставляет переосмыслить некоторые исторические ситуации.

- В одном из интервью вы говорили, что к истории России было предвзятое отношение.

- Скорее, не предвзятое. Просто история была политикой, обращенной в прошлое. А это уже совсем другая игра. Все равно, что факультет несуществующих исторических наук.

- Какими чертами должен обладать хороший политик?

- Истинный политик должен слушать не глас народа, который часто вводит в заблуждение, а голос Истории. Важность его миссии исключительно в том, чтобы суметь предугадать, что нужно народу завтра. Это даже важнее сегодняшних проблем народа. Истинный политик, как пророк, должен знать будущее, а не увлекаться настоящим. И только прошлое в этом может ему помочь.

Наталья АНДРИАНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива