Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 04, 2008

СКАЗОЧНАЯ ДОБЫЧА БРИТАНСКОГО МУЗЕЯ

Мореплаватели и ученые 250 лет собирали сокровища на берега Темзы. Шесть миллионов предметов со всех континентов – лондонский музей стал крупнейшим сборищем барахла на планете. Но он дает уникальную панораму истории человечества.

Скелеты, мумии, черепа, богини, Будды, античные вазы, хирургические инструменты, головные уборы индейцев, драгоценности, ценные монеты, оружие, маски... Стоп, просим не выбрасывать! Это уже не музей, а чердак. А точнее – чердак мира. В Британском музее можно найти все. В том числе и редчайшие шедевры истории человечества: Розетский камень, скульптуры Парфенона, бронзу Бенина, индийские скульптуры Амаравати...

Но здесь нет ни одной картины! Запомните: Британский музей не предназначен для произведений искусства, он занят расшифровкой человеческих обществ всех эпох и всех континентов. В Большом дворе, огромном круглом холле, который определяет направление движения в музее, панно попросту указывают: Африка, Ближний Восток, Азия, Египет, Греция, Рим, Америки, Великобритания, Европа... Это уникальное и драгоценное знание – плод планетарной охоты за сокровищами, начатой 250 лет назад.

Все началось с удачного дельца. В один прекрасный день 1748 года принц Уэльский, будущий король Георг III, отправился в Челси, чтобы посетить кабинет курьезов сэра Ганса Слоуна, выдающегося врача и коллекционера. «Какое огромное удовольствие видеть столь прекрасную коллекцию в Англии! Каким счастьем для Великобритании было бы устроить из нее общественный институт, который послужит развитию знания для будущих поколений!» – воскликнул он, увидев поразительное сборище предметов. Тут были громадный гербарий, ископаемые кости, минералы, зоологические экспонаты, анатомические уроды, а также монеты, медали, произведения искусства, книги, манускрипты. Всего около 80 000 экспонатов.

Через пять лет, после смерти Слоуна, пожелание короля исполнилось. 11 января 1753 года коллекция приобретена от имени нации за скромную сумму в 20 000 фунтов стерлингов, хотя оценивалась она в 100 000. Через полгода актом Парламента от 7 августа был официально учрежден Британский музей «для выгоды и пользы всех», как уточнял текст. Его амбиции: ни много ни мало, как создать энциклопедическую витрину, где в одном месте соберутся универсальные творения человечества. Организовали лотерею, доход от которой пошел на приобретение Монтэгю Хауса, частного особняка в центре Лондона, в двух шагах от Сохо.

Вначале Британский музей представлял собой хаотическую кунсткамеру, набор предметов, зачастую не имеющих даже этикетки. Происхождение, природа предмета? Никто не знает. Благодаря экспедициям капитана Кука, героя империи, музейные дела претерпят изменения.

В 1768 году под давлением Королевского общества мореплаватель отправляется в Южные моря. Цель: остров Короля Георга (Таити), где он должен проследить прохождение планеты Венера по ночному небу. Кук отправляется, полный амбиций: расширить знания, собрать информацию. И берет в экспедицию астрономов, ботаников, географов, садовников, хирургов, натуралистов и трио художников: Сиднея Паркинсона, Уильяма Ходжеса и Джона Вебера. Их миссия: наблюдать, делать записи, «зарисовывать» все, что видят, – события, природную среду, портреты туземцев, их костюмы, их дома, их нравы и обычаи...

За три путешествия с 1768 по 1779 гг. Джеймсу Куку удалось установить положение главных архипелагов Тихого океана: Таити, Гавайев, острова Пасхи, Австралии, Новой Зеландии... На каждой стоянке рисовальщики быстро рисуют карандашом, не пропуская детали: одеяния, церемониальные прически, музыкальные инструменты, хижина из растительных волокон... Потом доводят свои рисунки на борту. Эти рисунки стали уникальными свидетельствами о доселе неведомых цивилизациях.

14 января 1779 года у Сэндвичевых островов (Гавайи) Джеймс Кук был убит и съеден туземцами. Эта драма положила конец великому приключению. Но труд не пропал. Британский музей получил комплекс местных образцов растений, рыб, экзотических раковин, которые собрал сэр Джозеф Бэнкс, великий британский натуралист, сопровождавший Кука. В сундуках мореплавателя музей обнаружил ценнейшие ларцы, веера, украшения, траурные одежды...

А главное – сокровища сопровождаются подробными аннотациями, от географии до антропологии, которые до сих пор служат мировым справочным материалом для понимания древних океанических сообществ, ныне исчезнувших. Путешествия Кука оказались в данном случае решительным поворотом, невероятным ускорителем знаний, а также новой моделью научных экспедиций.

По следам мореплавателя в течение всего XIX века со всех концов империи целыми кораблями поступают грузы сокровищ и знания. Сказочная манна небесная для Музея, который не может опираться, как во Франции, на королевские коллекции.

В этом Англия не изменилась и сейчас. Государство почти не вмешивается в дела культуры. Британский музей рассчитывает лишь на щедрость частных лиц, дарения и завещания коллекционеров. Он набрасывается на все коллекции, происходят ли они из научных миссий, колониальных экспедиций или частного кабинета редких вещей! Он использует всех: моряков Королевских ВМС, послов и консулов английской короны, молодых английских аристократов-путешественников...

В XVIII веке вкус к античности – антикомания – распространился по всей Европе. Дух Просвещения считает греческое искусство универсальной моделью красоты, разума и добродетели. Лондонское общество «Диллетанти», объединяющее лучших знатоков античности, финансирует многочисленные миссии.

Весь XVIII век рождающаяся археология расширяет удивительные раскопки Геркуланума и Помпей, изучение греческих храмов Пестума в Южной Италии и на Сицилии. Вместе со специалистами писатели и художники отправляются в Грецию в поисках вдохновения и эстетических моделей.

В этой атмосфере «возврата к античности» формируется Отдел греческой и римской античности Британского музея. Спасибо сэру Уильяму Гамильтону, британскому послу в Неаполе с 1764 по 1800 годы и одновременно страстному археологу! В своей резиденции Палаццо Сесса этот антиквар и профессиональный вулканолог проводит время в собирании следов цивилизаций, сменявших друг друга в Италии.

Он ищет медали, скульптуры, бронзу, но его страсть – греческие вазы. С помощью экспертов он скупает их кучами. Аппетит его невероятен. Он даже присутствует на вскрытии могил в кампанейских некрополях на юге полуострова. Первым появишься – первым приобретешь! Он интересуется малейшими деталями, часами документирует приобретенные вещи, классифицирует вазы по формам и стилистическим периодам.

Менее чем за пять лет он собирает 750 экспонатов, в том числе приобретает знаменитую вазу Гамильтона и Гидрию Мейдиаса – два шедевра. У него лучшая коллекция античных ваз в мире. В 1772 году, когда сэр Гамильтон решает продать часть коллекции, Британский музей первым бросается в бой, приобретя знаменитейшую Портлендскую вазу (примерно 25 г. до н. э.). Коллекция греческих и римских античностей Британского музея постоянно расширяется.

В 1816 году еще один мастерский ход (с точки зрения Британского музея): фризы Парфенона плывут в Лондон. Лорд Элгин, британский посол в Константинополе, лично организует транспортировку. Он приказал произвести грабеж в самом чистом виде. Фризы и архитектурные фрагменты, некогда украшавшие Парфенон – храм, возвышающийся над Афинами на вершине Акрополя, – были созданы в V веке до н. э. под руководством Фидия, величайшего классического скульптора Греции.

По распоряжению дипломата рабочие набросились на уникальные сокровища с помощью долота, а иногда и с пилой! Сегодня более половины панно фриза, треть метопов – рельефные скульптуры – и 17 статуй фронтона выставлены в Британском музее. Они – постоянное яблоко раздора между Грецией и Великобританией с тех пор как Афины безуспешно потребовали реституции сокровищ. Музей сухо информировал, что «фризы Парфенона невозможно отделить от коллекций различных экспозиций цивилизаций мира, выставленных в музее, а поэтому их невозможно вернуть Афинам!»

Главным принципом хартии основания музея является «свободный доступ к коллекциям для всех лиц, проводящих исследования, и просто любопытных». Но на практике в XVIII веке все идет по-иному. Шедевры скапливаются в Монтэгю Хаус, а публика ворчит. «Нас сопровождает бульдог, буквально гоня нас по залам, наполненным птицами и зверями в отвратительном состоянии!» – свидетельствует один из посетителей в 1798 году. «Визит проведен в полчаса», – говорит другой.

Администраторы ограничили право доступа, выбрав только «крайне любезных ученых и прочих лиц». Главный хранитель выдает разрешения, как скупой рыцарь. Двери остаются закрытыми в субботу, воскресенье и в периоды школьных каникул, исключая из посетителей большинство любопытствующих. Детей не пускают. Обязательный входной билет должен быть приобретен заранее, а срок ожидания достигает четырех месяцев!

Под напором лондонцев музей вынужден изменить политику: с 1805 года входные билеты отменены, а с 1810-го двери открыты любому, кто прилично одет. Никаких ограничений по длительности посещения. Немедленный успех – Британский принимает по 100 тысяч посетителей в год!

Но возникает новая проблема. Древний дом Монтэгю не приспособлен к невероятному темпу пополнений. В 1802 году Александрийским договором огромнейшая коллекция египетских древностей, собранная экспедицией Наполеона на берегах Нила, передается Великобритании.

Англичане получают знаменитый Розетский камень, который позволит Шамполиону расшифровать египетские иероглифы. В 1818 году Генри Солт, генеральный консул в Египте, дарит музею импозантную голову Рамзеса II, а в 1823-м – колоссальные статуи, в том числе и голову фараона Аменхотепа III.

В 1825-м коллекция Клавдия Рича, крупного английского путешественника, проживающего в Багдаде, приобретена музеем за 7000 фунтов. Этот комплекс гравированных табличек и цилиндрических печатей, найденных в долине Тигра и Евфрата, открывает новый Отдел вавилонских древностей в Британском музее. В 1842 году поступают мраморы Ликии с юга Турции, а между 1840-м и 1850 годами – монументальные ассирийские рельефы, присланные сэром Остином Генри Лейердом, открывателем города Ниневии и дворца Сеннахериба...

Приток тысяч экспонатов заставляет музей перестраиваться. В 1824 году архитектор Роберт Смирк начинает строительство к северу от Монтэгю Хауса нового неоклассического здания с ионическими капителями и громадным портиком с резными колоннами, напоминающими древнюю Грецию. Работы продолжаются тридцать пять лет. Монтэгю Хаус разрушен и уступает место нынешнему Британскому музею. Его светлые галереи готовы принять новые цивилизации и неведомые миры.

Ни один уголок империи не закрыт для аппетитов администрации музея. Приходит черед Индии. До 1885 года сэр Александр Каннингхэм, отец индийской археологии, управляет «Арчеолоджикл Сарвей оф Индия» – департаментом, которому поручено заниматься сохранением археологических и исторических достопримечательностей страны. Он сам присутствует на месте многих раскопок в Сарнате, Санчи, Пандранагархе (Махастан) и храме Махабодхи в Бодх_Гайа. Он находит множество надписей, которые после расшифровки по-новому осветят историю Индии, собирает редкие индийские монеты и статуи. После его смерти богатства, собранные во время раскопок, пополнят залы Британского музея.

В конце XIX века в охотничьем списке музея отсутствует только Африка. И эту лакуну вскоре заполняют. В 1897 году британская экспедиция под руководством генерального консула Филипса направляется к Бенин Сити в момент, когда Оба, божественный и священный король, проводит важную церемонию, запретную для иностранцев. Филипс предупрежден, но плюет на запрет.

Члены экспедиции убиты на месте. В качестве репрессий британцы захватывают город. Дворец разграблен, сожжен, король сослан. Сокровища монарха направляются прямо в Лондон. Британский музей разом захватывает 1000 бронзовых табличек, статуи, изваянные головы королей и королев, изображения, маски, подвески, драгоценности...

Это неоценимое сокровище заканчивает серию крупных приобретений. С 1900 года методы сбора меняются. Речь уже идет не о создании новых отделов, а об улучшении старых. Параллельно начинается международный обмен экспонатами между музеями, имеющий целью дополнить коллекции, сделав их более однородными. Эти нормы и сегодня остаются в силе.

Ныне Британский музей является уникальным энциклопедическим музеем мира. Чтобы поделиться накопленными знаниями, он запустил международную программу обмена и подготовки хранителей музеев Африки, Ближнего Востока и Китая. По случаю Олимпийских Игр Пекин получит из Лондона грандиозную выставку на тему античной Греции. Китай в обмен представит удивительную коллекцию часов и автоматов китайских императоров XVIII века.

Так Британский музей понимает глобализацию: разделение сокровищ и знаний. Его миссия XXI века: благоприятствовать универсальному движению произведений и бороться против постоянной опасности превращения культуры в закрытую зону охоты богачей. «Согласно нашему принципу бесплатности входа, наши коллекции принадлежат всем: поэтому они должны быть доступны наибольшему количеству людей», – утверждает Нейл МакГрегор, директор музея. Уже десять лет музей располагает фондами Национальной лотереи для финансирования политики свободного доступа.

Британский музей в цифрах:

6 миллионов экспонатов в 100 выставочных залах. Входной билет на все постоянные экспозиции бесплатен.

350 000 предметов, принадлежащих великим туземным культурам мира, находятся в отделе Африки, Океании и Америк.

3 312 стеклянных панно составляют крышу Большого Двора. Центральный двор, самый крупный в Европе, больше футбольного поля.

7 тонн: такова масса самого крупного экспоната музея – колоссальный бюст Рамзеса II (Фивы, 1250 г. до н. э.).

12 фунтов, почти 16 евро – такова цена билета для входа на временную выставку, касающуюся первого императора Китая, которая началась 13 сентября 2007-го и завершится 6 апреля 2008 года.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива