Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 03, 2008

Каменья необыкновенные

«Кристалл – это такая форма существования вещества, к которой стремится вся Природа».

Академик А.Е. Ферсман

В самом центре Москвы, рядом с Ленинским проспектом и больницей святителя Алексия, на правом берегу Москвы-реки, в зелени Нескучного сада, расположена старинная дворцовая усадьба, возведенная архитектором Местом в середине XVIII века для П.А. Демидова – представителя знаменитой династии горнозаводчиков. После смерти Демидова усадьба перешла во владение графов Орловых, и для Алексея Орлова-Чесменского, страстного любителя лошадей, был выстроен самый большой тогда в Москве конный манеж. Когда граф устраивал многолюдные празднества, манеж превращался в банкетный зал. Теперь тут – Минералогический музей Академии наук.

Академик А.Е. ФерсманС восхищением разглядываю друзы и кристаллы, мерцающие на столах в огромном зале в свете люстр, свисающих с высокого потолка.

Из вступительного слова экскурсовода:

– Мы находимся под сводами одного из известнейших среди пяти крупных минералогических музеев мира. В основных коллекциях более 135 тысяч экспонатов со всего мира: природные кристаллы и другие формы минералов; метеориты, драгоценные камни и самоцветы; изделия из камня старых и современных мастеров.

Основан музей в 1716 году в Санкт-Петербурге, когда по приказу царя Петра I для основанной им Кунсткамеры – первого русского естественноисторического музея – была приобретена в Данциге (ныне Гданьск) у доктора Готвальда крупная коллекция минералов (1195 образцов), которая и положила основу Минеральному кабинету. Кунсткамера после «учинения» Петром I Академии наук переходит вместе с Минеральным кабинетом в ведение АН. Постепенно кабинет сделался центром минералогической работы и вырос в крупное научное учреждение Академии наук – вот этот музей...

Идем по центральному проходу зала. Справа под стеклом витрин и стендов – документы и раритеты, запечатлевшие историю возникновения музея: вот рисунок «Кикиных палат» – двухэтажного здания кунсткамеры, где размещался первый русский естественнонаучный музей; строчки из указов Петра I, в которых предписывалось сдавать за вознаграждения «каменья необыкновенные»; страница из каталога минералов с поправками рукой М.В. Ломоносова, призывавшего «пойти ныне по своему Отечеству в поисках минералов в обществе потребных»; рядом – личный магнит Ломоносова, с которым он работал в лаборатории.

Мой спутник, кандидат геологических наук Александр Митрофанов, обращает внимание экскурсантов на первую витрину с правой стороны, посвященную минералам, названным в честь сотрудников музея, начиная с Ломоносова, Палласа, Севергина, Кокшарова, Вернадского, Ферсмана, вплоть до наших дней. Слева притягивает взгляд прекрасно выполненная «Карта месторождений полезных ископаемых СССР».

Обычно посетители начинают обход экспозиции с коллекции метеоритов – старейшей и богатейшей в мире, где представлены 800 пришельцев из космоса.

– Прежде всего отметим такой интереснейший экземпляр, как Палласово Железо, – говорит наш сопровождающий. – Обнаруженный под Красноярском, он был исследован академиком Палласом (в честь которого и назван), что и положило начало новой науке – метеоритике. А вот самый крупный экземпляр в нашей коллекции – он весит 1745 килограммов. Выпал во время Сихотэ-Алиньского железного метеоритного дождя в 1947 году.

Внушительное впечатление производит экспозиция «Систематика минералов», где представлено около 3000 экспонатов. Выслушав объяснение экскурсовода о научной классификации минералов, народ устремляется к витринам, где выставлены псевдоморфозы минерального вещества в виде мыши, розы и детской сандалии. Рядом – эффектные образцы разновидностей минералов, уникальные по размерам, окраске, форме: густо-фиолетовый аметист, гигантские кристаллы кальцита, друзы дымчатого кварца около тонны весом, полихромный кристалл топаза.

Многих привлекают витрины, где выставлены скромные минералы Подмосковья. Здесь желающие заняться самостоятельным поиском образцов в окрестностях Москвы могут увидеть кальцит из Гжели, флюорит из Вереи, халцедоны и агаты из окрестностей Голутвина, минералы из ледниковых отложений оврагов в районе Икши.

– Да, москвичам - собирателям красивых камушков просто позавидуешь, – улыбается Митрофанов. – Совсем не обязательно ехать на Урал или дальше – на Алтай, когда за порогом твоей подмосковной дачи – вот они, самоцветики, горят под ногами.

Александр знает, что говорит: он начал собирать образцы геологических пород еще в студенческую пору, когда ходил по северным и сибирским рекам на байдарке. Все полки с книгами в его квартире переливаются от каменных «срезов».

Он подводит нас к двум неприметным витринам – в них выставлены новые музейные поступления.

– Видишь, – обращается ко мне, – лежат себе на ватке мелкие зернышки, совсем невзрачные – даже не разглядишь толком. А ведь это минералы, открытые в России за последнее десятилетие. До сих пор мы не так много знаем о Природе, а эти вновь открытые минеральные виды расширяют наши знания, представления о планете, а значит – и обо всей Вселенной...

А здесь, в центре зала, в большой витрине находится то, что удивляет всех посетителей – псевдоморфозы. В начале экскурсии я уже показывал мышь и розу – продукты замещения минерала (или органического вещества) другим с сохранением формы первичного образования. Особенно эффектны распилы окаменелого дерева в полтора метра в обхвате.

Слушаю, а сам не отрываю глаз от стен как бы карстовых пещер с причудливыми формами кальцита и аргонита.

В конце зала просто ошеломляет феерия из драгоценных и поделочных камней. Говоря научным языком, это экспозиция, включающая природные ювелирные камни, расположенные по системе Ферсмана-Бауэра (алмазы, корунды – сапфир и рубин, изумруды, александриты, гранаты), искусственно полученные и облагороженные камни (кварц, окрашенные топазы, агаты) и различные изделия из камня – обязательные спутники человеческой культуры с самых древних времен.

И тут тоже трудно остановить взгляд на чем-то одном – все интересно: кремниевые наконечники для стрел и копий каменного века; китайские ритуальные камни из нефрита; камнерезные изделия отечественных гранильных фабрик – например, обелиск из уральских самоцветов или уникальные камины и изящные вазы из яшмы работы колыванских мастеров.

Удивительны и неподражаемы изделия из цветных камней знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже, представленные в музее: «Солдат», «Возница», «Слон», «Лев», «Сосна, обвитая лианой». Последнее – верх совершенства и изящества. Перед ним меркнет даже непревзойденная по сложности и тонкости работы флорентийская мозаика шкафчика-кабинета, сделанного по заказу императрицы Марии Федоровны на Петергофской гранильной фабрике.

Пока мы восхищаемся сокровищами музея, который поистине сравним с пещерой Аладдина, экскурсовод продолжает рассказ.

– Прежде всего музей – хранилище десятков тысяч образцов минералов, центр научной работы. Особенно после 1917 года, когда его директором стал академик А.Е. Ферсман, который организовал крупные экспедиции в различные районы страны, что пополнило коллекции экспонатами большой научной ценности. В 1956 году музею присвоено имя академика.

Музей – центр как накопления научного материала, так и научно-исследовательской работы по изучению поступающих минералогических коллекций. Есть карточные каталоги по месторождениям, шлифотека по минералам. И еще одна важнейшая роль музейных работников – популяризация научных знаний, пропаганда достижений российской геологической науки.

Помимо устройства передвижных выставок, тематических экспозиций и проведения экскурсий, музей регулярно проводит заседания научного семинара, который со времен В.И. Вернадского называется «Минералогический кружок». Здесь выступают, обсуждают новые данные по минералогии не только специалисты, но и просто любители камня, студенты, школьники. В музее всегда рады общению с увлеченными людьми.

Владимир ЛЕБЕДЕВ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива