Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2008

Под землей трамвай идет

Почему в Москве решили строить метро... Кто и как его создавал... Когда пустили первую очередь... Какими станциями шел первый поезд... Как сражался в годы Отечественной войны бронепоезд «Московский метрополитен»... Какая станция самая красивая... Как проходили в метро, когда не было нынешних автоматов... Сколько ступенек у всех эскалаторов...

Обо всем этом и многом другом из жизни московского метро можно узнать, если купить билет и доехать до станции «Спортивная». Поднявшись по эскалатору в южный вестибюль (ближе к стадиону «Лужники»), нужно подняться на третий этаж (не выходя из метро), и там будет вход в Музей истории московского метрополитена.

Музей называется «народным» не только потому, что вход туда бесплатный, так же, как и просмотр в кинозале интересных фильмов, таких как «Московское чудо», а потому что фонды и экспозиции собирали по крупицам энтузиасты-метрополитеновцы. Именно они занимались поиском и подбором документов, фотографий, образцов различного оборудования, снятого с эксплуатации. Созданию музея помогали и дирекция московского метро, и библиотека имени Ленина, и архив кино-фотодокументов, а также ветераны, сохранившие памятные снимки, дипломы, награды, грамоты.

В ноябре 1967 года состоялось открытие музея: перед посетителями предстала история строительства и развития первой в стране подземной магистрали.

При входе в зал музея сразу бросаются в глаза стихи Владимира Маяковского:

Под землей товарищ крот
До ушей разинул рот.
Электричество гудет,
Под землей трамвай идет.

Так поэт приветствовал строителей метро, приехавших со всех окраин страны, которые рядом со стихами изображены на картине: «смычка» двух бригад, молодые, задорные лица, в руках – отбойные молотки и кирки.

Эти орудия производства лежат под картиной. Сейчас они кажутся примитивными, но именно ими ударники-стахановцы пробили километры туннелей. Фотография 1935 года, где метростроевцы идут на демонстрации с плакатами, – видны надписи: «Есть метро!»

Небольшой стенд посвящен машинисту Михаилу Шполянскому, который 15 октября 1934 года провел первый поезд по опытному участку от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники». Так заработало первое в СССР метро, разгрузив наземные трассы и позволив людям быстро добираться в любые концы столицы.

В 1931–1935 годы были построены станции метро «Библиотека им. В.И. Ленина», «Чистые пруды», «Арбатская», «Александровский сад». За 1936–1940 годы пущены станции «Динамо», «Белорусская», «Киевская». Даже в 1941–1945 годах были созданы семь станций.

В экспозиции есть специальная тема «Метрополитен в годы Великой Отечественной войны». В то тяжелое время московская подземка с утра до 21 часа перевозила пассажиров, а ночью служила бомбоубежищем. На снимках видно, как москвичи с детишками на руках спускаются на ночлег по эскалаторам. В 1941 году в самом глубоком тогда вестибюле, на станции «Маяковская», состоялось совещание военачальников, где выступил Сталин.

Метрополитеновцы не только работали в тылу, под землей, обороняли столицу. Бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на собранные ими деньги, сражался на фронте. В июле 1943 года экипаж бронепоезда, в котором были и метростроевцы, вел тяжелые оборонительные бои на Курской дуге и выполнил важную задачу, определившую исход сражения. В районе станции Сажное экипаж метким артиллерийским огнем сбил четыре самолета гитлеровцев, уничтожил 6 тяжелых танков и самоходных установок, подавив огонь более 10 минометных батарей. В конце зала на третьем этаже висит картина «Бронепоезд сражается», историю которой мне рассказал директор музея Константин Черкасский.

Уже в послевоенные годы метростроевцы организовали экспедицию в Белгородскую область, чтобы подробнее выяснить судьбы членов экипажа бронепоезда. Во время встреч с участниками боев 1943 года был найден очевидец событий – Николай Рыльцов, который помогал отцу восстанавливать рельсовый путь для состава. Именно с его слов неизвестный художник писал картину, которую нашли в сарайчике, привезли в Москву, реставрировали и поместили в музее.

В наше время по линиям метро ходят вагоны, оборудованные в память о военных годах, – так называемые «именные» поезда.

Год назад обновлено внешнее и внутреннее оформление поезда «Народный ополченец», курсирующего по замоскворецкой линии. Теперь в его салонах размещены плакаты, рассказывающие об истории 18-й дивизии народного ополчения Москвы, а также о работе метро в годы войны. По сокольнической линии метро ходит поезд «Курская дуга».

Особое внимание в зале на третьем этаже привлекают различные виды технического оборудования, использованного в метро. Там представлены тележки, на которых покоится кузов вагона; обрезки рельсов и подведенные к ним кабели; телефоны разных конструкций, в том числе стрелочный, тут же мигают огни светофора автоблокировки. В боковых зальчиках воспроизведена будка машиниста с панелью управления и отдельно на тумбе – старый реверс (ручка управления); модели и фото вагонов разных времен и видов.

Внезапно раздается запись голоса контролера: «Приготовьте пятикопеечные монеты». И, конечно же, вся группа экскурсантов мчится со всех ног к автомату менять старые монеты, приготовленные экскурсоводом. Здесь же расположена витрина с коллекцией жетонов метрополитенов разных городов.

На втором этаже музея целый зал отведен архитектуре станций метрополитена, которые являются не только сложнейшими инженерными сооружениями, но и выдающимися произведениями архитектуры, отмеченными международными премиями. Здесь же под стеклом хранятся два больших красивых диплома с изображениями медалей, которые были вручены в 1937 году в Париже на Всемирной архитектурной выставке архитекторам Н.А. Быковой за оформление станции «Сокольники» и А.Н. Душкину – автору интерьера станции «Кропоткинская».

В оформлении станций было применено 20 видов мрамора, что представлено на стенде музея вместе с картой СССР. Здесь мы видим образцы мрамора с Урала, Алтая, из Армении, Узбекистана. Использовалась также декоративная керамика, римская флорентийская мозаика, фрески, скульптура, что можно увидеть на фотографиях.

В небольшом кинозале экспонаты, дипломы, подарки рассказывают о дружбе московских метрополитеновцев с коллегами из разных городов России, СНГ и Западной Европы. Особенно выделяется большой бронзовый орел с часами на изящной мраморной подставке.

Здесь же на просмотре фильма «Московское чудо» можно узнать поразительные сведения: на долю столичного метро приходится более 50% общегородских перевозок пассажиров; в сутки оно перевозит не менее 9 млн пассажиров; общее количество станций – 172; число эскалаторов – 616, а ступеней – 166717.

В музее активно внедряются передовые технологии, использующие компьютерные базы данных, что позволяет постоянно совершенствовать экспозицию. Проводятся видеоэкскурсии, которые позволяют совершить небольшое путешествие по метрополитенам других городов. Основные посетители музея – школьники, учащиеся техникумов и училищ, студенты. Для них это не только знакомство с работой крупнейшей транспортной системой Москвы, но и со многими профессиями, которые они, возможно, выберут как главную дорогу в своей дальнейшей жизни.

Владимир ЛЕБЕДЕВ

Фото Бориса ТРУСКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива