Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2008

ГРУШИ АРЧИМБОЛЬДО

Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформирует реальность. Из кабачка делает нос, из огурца – подбородок, из колоса пшеницы – прекрасную шевелюру а из набора овощей... – портрет императора!

До него другие художники Возрождения – такие, как Леонардо да Винчи или Иероним Босх, интересовались чудовищными лицами, портретами, искаженными игрой зеркал, композициями из посторонних элементов. Но систему создал он. Картина Арчимбольдо смотрится, чувствуется, пробуется на прикосновение и вкус. Понюхайте эти розы и пионы! Погладьте чертополохи! С корзиной в руке постараемся открыть многочисленные элементы, позволившие сотворить этот портрет Рудольфа II, большого человека Священной Империи.

1. Груша вместо носа, вишни вместо губ, гроздья винограда вместо волос...

Это называется анаформическая голова. Арчимбольдо – неоспоримый специалист таких лиц на основе растений, цветов, фруктов и овощей. Аллегории «Четырех времен года» и «Четырех стихий» сделали его знаменитым. Как все художники Возрождения, художник влюблен в природу.

В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника. Все увлечены разнообразием живых форм. Естественная история продвигается вперед удивительно большими шагами даже во время прогулок по прекрасным садам. Художники считают природу живым спектаклем и стараются найти соответствия между человеческими, растительными и минеральными тканями. «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи.

2. Эти раздутые щеки, этот пронзительный взгляд, этот торчащий нос...

Итак, это – Рудольф II Габсбургский, император Священной Империи и король Богемии с 1575 по 1611 гг.

Два человека знали друг друга буквально наизусть. Арчимбольдо двадцать пять лет служил при дворе. Он присутствовал на коронации Фердинанда I, Максимилиана II, Рудольфа II. Будучи титулованным портретистом императорской семьи, он вначале делает классические портреты, потом приступает к знаменитым растительным фигурам.

Здесь император представлен под чертами Вертумна – античного бога, защитника фруктовых деревьев и мужа Помоны, богини фруктов. Римское божество напрашивается для изображения императора с репутацией неукротимого любителя развлечений, женщин и кулинарного искусства. Кроме того, Вертумн меняет форму в зависимости от времени года, становясь попеременно пахарем, жнецом, виноградарем или старой женщиной. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз.

3. Эти пшеничные колосья, лезущие из головы, осмеивают императора

Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи! Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Художник развлекается. Он изобретает карикатуру. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Стоит отдалиться – и видишь лицо.

Художник создает такие двусмысленные произведения, как «Садовник» (1590). Если смотреть нормально – портрет. Переверните – натюрморт. Неудивительно, что творения Арчимбольдо называются «капризами» или «фантазиями». Сюрреалисты Дали, Магритт и Превер обожали этого творца странностей, считая его предвестником современного искусства.

4. Остановимся на мгновение на деталях глаз, которые свидетельствуют о прекрасном знании анатомии

Умелое объединение растений формирует, благодаря точности их изображения, веко, бровь, мешки и донышко глаза. Арчимбольдо работает как ученый, экспериментирующий над различными возможностями, предоставленными природой. Он черпает вдохновение в кабинете редкостей императора Рудольфа II, в Пражской Кунсткамере.

Эта камера чудес переполнена «натуралиями» – природными или искусственными странностями: экзотическими, ископаемыми редкостями, кораллами, цветами или фруктами из далеких стран, чудовищными или сказочными животными, этнографическими вещами, ископаемыми черепами, метеоритами, зародышами... Одна из богатейших коллекций странностей, которая до сих пор околдовывает историков искусства.

Считающийся художником-ученым, Арчимбольдо участвует в иллюстрировании трудов натуралистов, работающих для крупных ученых.

5. Эта гирлянда цветов и этот величественный воротник созданы по образу и подобию сильных двора

Какое богатство украшения в этой одежде! Фейерверк красок и материалов, буквально выплескивающихся за рамки. Это – экстравагантность маньеризма, художественного течения позднего Возрождения (1520–1580), и Арчимбольдо – один из его ярчайших представителей.

Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи. Он играет правилами искусства. Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности. Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы.

И причина тому есть! Он не только художник, он занимается архитектурой на посту художественного директора при дворах в Вене и Праге. Арчимбольдо организует праздники и турниры, превосходные инструменты имперской пропаганды. Он замысливает их от декораций до костюмов, не забывая о мизансценах.

В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны. Короче, разносторонний художник.

Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес ).

1526 – рождение в благородной миланской семье. Его образование проходит в гобеленовой мастерской отца.

1549 – создание витражей в Миланском соборе.

1562 – призван Максимилианом, сыном императора Фердинанда I, в Вену в качестве портретиста-копииста.

1563 – начинает первую серию «Четырех времен года», которая вызывает обожание при дворе.

1564 – Максимилиан II, коронованный императором, назначает его художественным директором двора.

1576 – поступает на службу к императору Рудольфу II.

1587 – уезжает в Милан, на родину. Он пользовался восхищением и почестями при двух императорах.

1593 – умирает в 66 лет. Обожаемый при жизни, он оказывается после смерти забытым, пока сюрреалисты ХХ века не вернули моду на него.

Их назвали арчимбольдесками

Создавая эту рекламу напитка из рома, кокосового молока и фруктов для паба в Малибу, художники работали в манере Арчимбольдо. Для каждого коктейля свой персонаж. Есть богач с листьями банана, соломинками и вишнями, есть малыш с пухлыми губами из красных перцев, а здесь – молодой человек!

Художники освоили «фантазии» предшественника. В начале ХХ века их называли «арчимбольдесками». Знаменитый пример: «Что такое человеческий мозг?» – карикатура на Фрейда, где лобок обнаженной женщины образует глаз, нога, нос и грудь – лоб. Последняя арчимбольдеска: Бернар Прас, современный художник, создающий скульптуры лиц из повседневных предметов.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива