Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2008

Школа вожатского мастерства «Палитра»: Рядом с детством

Сегодня во многих крупных и далеко не педагогических вузах, возрождаются школы вожатского мастерства. Но если одни существуют давно и количество их участников уже перевалило за несколько сотен, как в университете МАТИ, то другие только начинают свой путь.

Чем же так популярно вожатство? Почему студенты вместо того, чтобы законно отдохнуть на летних и зимних каникулах, снаряжаются в лагеря и возятся с детьми? Уж, конечно, не ради денег – увы, но социальные работники, тем более студенты, тем более непрофильных вузов, никогда не были высокооплачиваемыми специалистами.

«Ст.М» решил наведаться в гости в МИСИ. Там школа вожатского мастерства «Палитра» существует всего два года, но уже успела совершить немало добрых дел.

А если попробовать?

История любого движения начинается с истории одного человека – небезразличного, устремленного, уверенного в том, что дело его жизни может стать таковым для многих других. Нашелся такой человек и в МИСИ – Антон Юшин, студент пятого курса.

Когда Антон поступил в институт, он ожидал, что увидит в МИСИ бурлящую жизнь. Но... Учеба, учеба и еще раз учеба – ни намека на творчество. А сил много. Куда их приложить? Так продолжалось два года, пока друзья не позвали пройти школу вожатых в его родном городе Саранске. Там вожатское движение, даже не смотря на перестроечное лихолетье, никогда не утихало.

– Считается, что в Саранске одна из лучших школ, – говорит Антон, – там с детьми по-другому работают. Больше внимания обращают на то, что игра (основной инструмент вожатого) – всего лишь способ, а не самоцель. Способ развить способности ребенка, направить, подстегнуть его интерес к учебе и желание узнавать новое.

Антону есть с чем сравнивать – потом он не раз видел, по каким принципам строится работа с детьми в московских школах. В результате такого сравнения и возникла мысль создать свою собственную школу, соединив методики провинциальных и столичных организаций. Взять от всех понемногу лучшее.

Со своим проектом Антон пришел в профком родного вуза. Там с радостью поддержали идею. Все остальное – дело техники. Расклеили объявления по институту, пригласили желающих на первый ознакомительный сбор.

– Страшно боялся, что ни кто не откликнется, – вспоминает активист. – Думал, хорошо, если придут хотя бы два-три человека – уже можно работать.

Боялся напрасно – собралось человек тридцать. Половина из них – костяк теперешней «Палитры» – крепко сбитая команда из веселых, открытых молодых людей, страстно влюбленных в дело.

Технарям даже проще

«У нас очень творческий вуз», смеются ребята. А если серьезно, часто получается так, что хорошие воспитатели и педагоги – выходцы из непрофильных технических вузов. У технаря мышление другое – структурированное, логическое. В воспитании это только на руку – проще найти общий язык с ребенком, объяснить, чего от него хочешь.

Но не только мышление – конкретные знания, полученные в школе вожатых, тоже помогают. А как же? Основы психологии детей и подростков, медицины, если вдруг придется оказать первую помощь. А еще нужно освоить с сотню всевозможных игр, считалок, сказок, прибауток. Все это запомнить не составит труда, если тебе действительно интересно.

Обучали в школе вожатых специально приглашенные студенты – психологи и медики, а также свои, вузовские гуманитарии – преподаватели психологии и социологии.

После успешной сдачи выпускного экзамена желающих распределяли по детским лагерям. Для многих первая смена оказалось серьезной проверкой. Кто-то вернулся счастливым, а кто-то осознал, что это – не его. Что ж, как опыт – тоже хорошо.

Ты – авторитет

А опыт в лагере приобретается колоссальный. Студенты в один голос заявляют, что работа с детьми помогает найти общий язык с любым взрослым. Именно так, а не наоборот – сначала научись контачить с ребенком. Ведь каждый из них – прежде всего личность, которую нужно как минимум уважать. Вожатый может многому научиться у своих подопечных – например, искренности и открытости, чего многим взрослым не хватает.

«Работа с детьми – это мое, то есть наше», – в один голос заявляют стройотрядовцы МИСИ. «Мое» – это когда после лагерной смены снова тянет увидеть детей, с которыми только что расстался.

За лагерную смену худеешь килограммов на пять, потом несколько дней отсыпаешься, потом жадно набрасываешься на все недиетическое. Лагерь – совершенно особенный мир, в котором ты становишься авторитетом сразу для всех детей в смене, и даже нравится быть в напряжении, недосыпать, недоедать. Потому что знаешь, что твои душевные и физические силы не пропали даром. Это особенно остро ощущаешь в последние дни смены, когда дети не хотят с тобой расставаться, кто-то даже плачет. Да и у самого от предстоящей разлуки кошки на душе скребут – ведь каждому ты отдал частичку своего тепла.

Они такие разные

Работа с детьми – труд, и труд колоссальный. Полюби ребенка, найди к нему подход – только декларировать легко. А на самом деле... Легко полюбить покладистого, открытого, чистенького – этакого ангелочка. А драчливого, делающего (специально!) все наперекор? Особенно если и другие начинают ему подражать, и в конце-концов в группе начинается полный разлад.

– Есть такие дешевые методы, когда вожатый, и таких примеров сколько хочешь, потворствует подопечным, разрешает им ругаться, курить и пить. Но это не наш метод! – авторитетно заявляет Антон.

У каждого участника «Палитры» наберется несколько историй со счастливым концом, когда удавалось найти взаимопонимание с детьми. Истории эти не зря хорошо помнятся.

– Однажды мне достался очень сложный отряд, – вспоминает Мария Бокарева, – а все из-за того, что там был мальчик, который все делал назло. Он и других детей так настраивал. Я перепробовала все методы, пока не решила относиться к нему как к пятилетнему ребенку: обращалась с ним очень-очень ласково, с улыбкой, играючи. Оказалось, он только так и понимает. Сразу исправился и весь отряд – за ним.

– А я никогда не забуду другого типчика. Олежкой звали, – откровенничает Михаил. – Он умудрялся все время куда-то запропаститься, причем явно не со зла. И именно в тот момент, когда все должны быть в сборе. Например, строимся ли мы на линейку или все идем на завтрак, а его нет. Так и помню, как вечно бегал по всему лагерю и искал этого Олежку. Сделал вывод: детей с самого начала смены нужно настраивать, чтобы они говорили вожатому, куда собираются и зачем.

– И у меня такой случай был, – присоединился к коллегам Антон. – Попалась девочка очень сложная. Измучился я с ней. А один раз иду мимо беседки и вижу, что она там плачет одна. Я к ней подсел и аккуратно расспросил. Выяснилось, что у нее непростые взаимоотношения с родителями, особенно с отчимом. Отсюда и поведение. Ей кажется, что она никогда не найдет себе друзей, которые будут ее понимать и ценить. Я сам чуть не расплакался. Сказал, что у нее все в жизни будет хорошо: друзья, любовь – все будет. Она поверила. С этого момента ребенка как подменили: спокойная, веселая, добрая. Детям часто не хватает элементарного внимания. Как и взрослым, кстати.

С маленькими детьми понятно – для них двадцатилетние вожатые – авторитетные дяди и тети. А если ребенок уже и не ребенок, а шестнадцатилетний дылда? Оказывается, методы остаются теми же. Сначала выявить лидера, заводилу и стать ему добрым, но все же старшим другом. Если его поддержкой заручился, и с другими легко договоришься.

Школа взаимоотношений

Ребята из «Палитры» уверены, что вожатсво – еще и хорошая школа жизни. И не только вожатство – любая общественная работа развивает человека, придает ему уверенности, а главное – дает бесценный опыт строить взаимоотношения с разными людьми.

Родители активистов тоже заметили, что их дети изменились. Стали спокойнее и не в пример ответственнее. Даже в отношении к младшим братьям и сестрам. Вожатые и дома, как на смене, – помнят, что они воспитатели и пример. А потому – никаких вредных привычек!

Жаль, не все вузовские преподаватели одобряют их общественные занятия. Ревнуют к своим предметам. Хотя многие из «Палитры» учатся отлично и уверены: если человек сам хочет хорошо учиться, никакой стройотряд не помешает.

– Главное, – уверены студенты, – самим не уходить из детства. Мы, например, обожаем играть, особенно если пасмурно на душе. Хотите с нами?

Конечно, я хотела. Мы дружно встали в круг и изобразили нечто вроде ладушек, только в очень быстром темпе. Я даже немного запыхалась. Зато было весело, особенно когда не попадала в ритм. Теперь могу засвидетельствовать – работает! Может, стоит попробовать завести такой обычай и в редакции?

Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива