Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 12, 2007

Достойная Сибири

История самой длинной акварельной панорамы

П.Я. Пясецкий – врач, путешественник, литератор, художник, автор более полутора десятка панорам, самая знаменитая из которых – «Великий Сибирский путь». Во времена Советской власти имя его и творчество оставались в тени, были почти неизвестными. Причина «веская»: классово чуждый человек, дворянин, действительный статский советник, т.е. генерал, накоротке был знаком с императором Николаем II и членами царствующего Дома Романовых.

Картина «Великий Сибирский путь». Акварельная панорама эта имеет длину 942 (да-да, девятьсот сорок два) метра. Ее написание связано со строительством Транссиба – железнодорожного пути от Урала до Тихого океана. Полотно появилось на свет чуть более ста лет назад.

Сегодня интерес к творчеству П.Я. Пясецкого-художника необычайно велик. Панорамы его с интересом рассматривали жители Нью-Йорка, Бонна, Эдинбурга; их хотели бы заполучить «в гости» многие города России и страны зарубежья. Ведь в своих замечательных работах художник Павел Пясецкий зарисовал чуть не полмира – помимо России, многие уголки Англии, Франции, Китая, Японии, Болгарии, Персии, Узбекистана, Казахстана...

Павел Яковлевич Пясецкий (1843–1919) родился в Орле. Там прошло его детство. После окончания гимназии будущий автор «Великого Сибирского пути» поступил в Московский императорский университет на медицинский факультет. В студенческие годы, имея склонность к рисованию, сделал многие сотни «медицинских» рисунков по анатомии, гистологии. Получив диплом врача, работал в старейшей, основанной в 1776 году, Московской городской Екатерининской больнице. Павла Пясецкого-врача интересовали проблемы пересадки кожи.

В 28 лет он защитил докторскую диссертацию «О возрождении эпителия», после чего перебрался в Северную столицу. В Петербурге служил в Главном военно-медицинском управлении. В свободное время учился в Академии художеств. Полтора года вольнослушателем шлифовал в академии свой природный дар живописца в мастерской художника П.П. Чистякова, наставника талантливейших русских художников Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля... После полутора лет обучения занятия прервал, т.к. получил приглашение участвовать в научной экспедиции в Китай. Возглавлял экспедицию офицер русского Генерального штаба капитан Юрий Сосновский.

Как врач Павел Пясецкий следил за здоровьем, лечил членов экспедиции. А как художник делал зарисовки для акварельной картины-панорамы Китая. Кроме того, собирал в Китае минералогическую коллекцию. По возвращении в Петербург написал двухтомную книгу «Путешествие по Китаю в 1874–1875 годах (Через Сибирь, Восточный и Северо-западный Китай)» и следом, в 1876 году, книгу «О санитарных условиях и медицине в Китае», а также 72-метровую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири». Писал на листах плотной бумаги шириной в полметра, листы склеивал между собой, потом наклеивал для придания прочности на холст.

Две книги и картина-полотно были только-только готовы, когда в 1877 году грянула война, и военврач П.Я. Пясецкий оказался на Балканах в действующей армии. Воевал в течение всей кампании 1877–1878 годов. Лечил раненых воинов. Сам лечился, заболев тифом...

Позднее им была написана книга «Два месяца в Габрове. Из военных воспоминаний 1877–1878 гг.» и картина-панорама – тем же методом, что и предыдущая.

Как знать, может, все сделанное прекрасным художником, писателем, врачом, неутомимым путешественником забылось бы насовсем. Панорамы писал не он один, не он один путешествовал и врачевал, создавал книги, если бы не акварельная картина-панорама «Великий Сибирский путь». Воистину это художественное творение уникально, как и сама Сибирь.

С просьбой создать это полотно к Пясецкому обратились в 1894 году железнодорожники. То, что обратились именно к нему, имеет свою предысторию.

Во время Русско-турецкой кампании 1877–1878 годов военврач Павел Пясецкий вылечил тяжелораненого участника зимнего перехода через Балканы, 29-летнего офицера для особо важных поручений при штабе армии Алексея Николаевича Куропаткина. Врач и его подопечный накрепко, навсегда подружились. Пясецкий вскоре после завершения войны уехал в двухгодичную командировку в Англию и Францию. Когда вернулся в Россию, А.Н. Куропаткин, ставший губернатором Закаспийской области, пригласил друга к себе погостить. (Пройдет еще несколько лет, и Куропаткин будет уже военным министром, главнокомандующим русской армии в Русско-японской войне 1904–1905 годов, и П.Я. Пясецкий будет сопровождать его во многих поездках. В Персию, в Китай, в Японию, на русский Дальний Восток).

Итак, из поездки в гости к другу в Закаспийскую область П.Я. Пясецкий привез картину-панораму Закаспийской железной дороги длиной в 170 аршин (аршин равен 0,71 м). Картина-панорама эта привлекла внимание железнодорожников, понравилась.

С мая 1891 года велось сооружение Сибирской железной дороги от Урала до Тихого океана. Летом 1894 года руководители строительства обратились к П.Я. Пясецкому.

«Милостивый Государь Павел Яковлевич, – писал 26 июля 1894 г. начальник Управления по сооружению железных дорог МПС, – вследствие выраженного Вами согласия принять на себя труд исполнить по образцу написанной Вами панорамы Закаспийской жел. дороги подобную же панораму Сибирской железной дороги... имею честь просить Вас, Милостивый Государь, изготовить панораму предварительно для западносибирского участка Сибирской железной дороги от г. Челябинска до р. Оби на протяжении около 1322 верст...».

Далее в письме говорилось, что к работе нужно приступить уже летом 1894 года от Челябинска и продолжить в этом году до того пункта, до которого позволят не зависящие от Пясецкого обстоятельства, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее аршина, быть исполнена акварельными красками. Оговаривались условия оплаты, выбор пунктов местности для зарисовки, какую помощь в представлении транспорта должны оказать художнику железнодорожники и т.д.

Павел Пясецкий в письме от 20 октября 1894 года известил Управление, что он выполнил часть работы по изготовлению панорамы Самаро-Златоустовской и Сибирской железной дороги. То есть уведомлял, что необходимые зарисовки, фотоснимки им сделаны. В 1895 году художник полностью изготовил картину-панораму длиной 250 аршин от Самары до Каинска (ныне город Куйбышев Новосибирской области).

К качеству работы железнодорожники претензий не имели, но вот к цене... 18 тысяч 500 рублей показалось руководству Управления слишком дорого. Поэтому решили не заключать нового договора, работу над картиной свернуть, ограничиться тем, что есть, с выплатой всей суммы вышла заминка.

Но картину-панораму увидел Председатель Комитета по сооружению Сибирской железной дороги император Николай II. Ему она очень понравилась, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена.

Последовало Высочайшее распоряжение министру путей сообщения и министру финансов о выделении денег на картину. Это совпало с известием, что в апреле 1900 года в Париже откроется Всемирная выставка, и в ноябре 1895 года Россия заявила об участии в этой выставке. Император пожелал, чтобы там демонстрировалась картина-панорама.

Фактически Николай II и решил судьбу «Великого Сибирского пути». Павлу Пясецкому незамедлительно выплатили сполна причитавшиеся за выполненную уже работу 18,5 тысячи рублей, с ним заключили соглашение на продолжение работы. Кроме того, художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна, а также проводник. На курсировавшем от Урала до Байкала и далее по линии строящейся железной дороги вагоне, в котором творил Павел Пясецкий, была сделана надпись «Мастерская художника».

23 мая 1897 года была полностью готова, передана руководству строительства Сибирской железной дороги картина-панорама участка от Волги (Самара) до ст. Обь (ныне Новосибирск).

Почему, вы спросите, так долго шла работа у быстро творившего художника?

Вовсе недолго, если учесть, что Павел Пясецкий в 1895 году выполнил картину-панораму от Каспийского моря до Тегерана, в 1896 – еще две, посвященных чете последних из царствовавшего Дома Романовых – «Москва в дни священного коронования 1896 года» и «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции», а в 1897 году в составе высокой миссии на крейсере «Россия» побывал в Британии, где проходили юбилейные торжества в честь королевы Виктории и тоже на картине-панораме запечатлел это событие...

Но вернемся к картине «Великий Сибирский путь».

В 1897 году художник Пясецкий работал быстро, азартно, увлеченно. Его поторапливало и время. Согласно договору, он должен был к концу 1899 года закончить масштабное полотно для Парижской выставки.

В январе 1898 года железнодорожники получили готовые картины с видами Средне-Сибирской дороги от ст. Обь до ст. Красноярск (с зарисовкой 89-верстной Томской ветви) длиной в 172 аршина.

С середины мая и по октябрь 1898 года вагон Павла Пясецкого с надписью «Мастерская художника» мелькал на огромном рельсовом пути Средне-Сибирского участка между станциями Обь и Иркутск (ст. Иннокентьевская).

В конце 1898 года художник передал в Управление еще часть картины длиной 55 аршин. 20 марта 1899 года было готово акварельное полотно от ст. Красноярск, от Енисея, и до Иркутска. Это два рулона – Красноярск - Нижнеудинск и Нижнеудинск - Иркутск общей длиной 345 аршин. Вдобавок Пясецкий дописал (не будем забывать, дорога еще строилась) отдельные виды пути от Волги до Красноярска на ленте в 57 аршин. Средне-Сибирская дорога протяженностью почти 1800 верст к 20 марта 1899 года была полностью зарисована.

К октябрю 1899 года Павел Яковлевич собрал материалы для изготовления картины на участке озеро/станция Байкал – Владивосток. Он спешил. У него оставалось всего три - четыре месяца, чтобы завершить работу над гигантской «сибирской» картиной. И он успел. Панорама в 1285 аршин длиной была подготовлена к открывшейся 1/14 апреля 1900 года Всемирной выставке.

Правда, без Уссурийского (Владивосток – Хабаровск) участка. Работа над этой частью полотна откладывалась на более поздние сроки, Пясецкий сделал ее в 1903 году – как подарок к своему 60-летию. Тогда же художник написал и две панорамы, посвященные 25-летию войны на Балканах в 1877–1878 гг.

Успех на выставке в Париже картина «Великий Сибирский путь» имела огромный. Члены жюри отметили ее Большой Золотой медалью, создатель полотна был награжден французским орденом Почетного легиона. В России Павла Яковлевича также не обошли почестями. Создание полотна обошлось для казны недешево – в 59 тысяч рублей. Большие по тем временам деньги. Но работа стоила того.

После громкого успеха в Париже картина должна была перейти в собственность МПС. Однако министр путей сообщения князь М.И. Хилков в письме к Николаю II предложил другой вариант.

«Принимая во внимание, что Сибирская железная дорога представляла собой предмет особой заботы и внимания Августейшего Родителя Вашего Императорского Величества, – писал князь Михаил Хилков в письме от 15 июня 1901 года Николаю II, – предлагал бы соответственным передать означенную панораму Великого Сибирского пути в собственность Русского музея Императора Александра III».

Николай II согласился. Начальник Управления по сооружению Сибирской железной дороги. К.Я. Михайловский получил уведомление направить в Петербург своего представителя. 26 июня 1901 года Михайловский назвал министру князю Хилкову имя представителя – инженер Н. Ежов. С 1901 года картина-панорама «прописалась» в Русском музее. Как уж она попала в Эрмитаж – мне неведомо.

О картине-панораме «Великий Сибирский путь» вспомнили, заговорили в 1990-х годах. В октябре 2004-го ОАО «Российские железные дороги» выделило деньги на ее реставрацию. После завершения реставрации художественное творение мастера, отображение подвига строителей Транссибирской магистрали, равной которой нет в мире, – будет наконец извлечено из запасников и предстанет перед зрителем.

Впечатляющая размахом, отмеченная высоким мастерством живописная панорама дает возможность увидеть, как выглядела Сибирь более века назад. Станции Челябинск, Курган, Омск, Обь и село Кривощеково (нынче там почти двухмиллионный город Новосибирск), Томск, Тайга, Мариинск, Красноярск, Иркутск, Чита, Манчжурия, Харбин, Владивосток... Таежные просторы и дикие степи, горы, строящиеся поселки, вокзалы, мосты через крупные сибирские реки Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, Кан, Китой, Селенга, Сунгари, сами эти могучие реки, озеро Байкал, тоннели – все это донесла до нас кисть художника.

Валерий ПРИВАЛИХИН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива