Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2007

Путешествие в Студ-Бажын

Крем от загара не нужен – всего тебя покрывает толстый солнцезащитный слой пыли. Облизывая сухие губы, чувствуешь вкус истории. Он хрустит на зубах песком, и от него часто хочется пить. В твоих руках лопата или широкий и тупой ножик и щеточка. Ты откапываешь, выковыриваешь и зачищаешь то, что люди построили, разрушили и оставили давным-давно на произвол ветрам и дождям, пескам и растениям. Ты улыбаешься шуткам таких, как и ты, чумазиков, работающих рядом.
Вдруг лопата со звоном упирается во что-то твердое. Ты отбрасываешь ее в сторону, падаешь на колени, лихорадочно роешь руками, радостно крича: «Нашел! Эй, сюда!..» Так начиналось лето у тех немногих, кто сумел попасть в число участников археологической экспедиции «Пор-Бажын». Это студенты пяти вузов: Московского, Санкт-Петербургского, Красноярского педагогического, Казанского и Тувинского госуниверситетов.
Пор-Бажын в переводе с тувинского – глиняный дом (пор – глина, бажын – дом). Эту древнюю крепость основали уйгуры в середине VIII-го века. Ее координаты: Россия, юго-восток республики Тыва – Тере-Хольский кожуун (район), остров на озере Тере-Холь.
Первым копнул прилетевший на торжественное открытие раскопок автор идеи, организатор и покровитель экспедиции – министр МЧС РФ и уроженец здешних мест Сергей Шойгу.

Откровения министра

Выждав момент, когда министр садился в лодку, я выкрикнул из толпы журналистов и студентов:

– Сергей Кужугетович, можно с вами прокатиться?

– Прыгай скорее... Так, еще один, поехали!

Перегнувшись через поручень свежесрубленного моста, я мигом влетел в надувную моторную лодку. Зажужжал мотор, защелкали фоторепортеры, оранжевый нос лодки заблестел на солнце брызгами вод озера Тере-Холь. Остров, увенчанный стенами крепости, выветренными и поросшими травой за 12 веков одиночества, остался за спиной. Облака впереди цеплялись за белоснежные вершины гор Хан-Тайги.

Лодка скользила к берегу, где, сливаясь со степными красками, раскинулся брезентовый городок – археологический лагерь. Городишко вырос этой весной и получился шумный и веселый. Население на 70 процентов состоит из самого жизнерадостного сословия – студентов. Остальные жители – археологи, архитекторы, гидрологи, геофизики, почвоведы, геоморфологи... Ученые объединили свои усилия, шефствуя над неугомонным сословием, в общей задаче – раскопать тайны острова-крепости Пор-Бажын!

– Сергей Кужугетович, а почему именно студенты здесь, на месте крупнейших за последнее время археологических раскопок?

Министр улыбнулся:

– Ты посмотри, какая красота кругом. Она стоит того пути, который вы преодолели, чтобы добраться сюда. Одни из самых ярких впечатлений моей жизни – когда я школьником участвовал в археологических экспедициях. Моя мечта – таким вот образом поделиться прошлым опытом с вами. Дать почувствовать красоту тайги, здешних мест. Знаю по себе: все вы увезете воспоминания, которые будут греть сердце всю жизнь. А кого-то потянет и вернуться сюда.

– Завтра вы улетаете... Какими студенческими впечатлениями хотели бы поделиться?

– Помню, как однажды приехал из стройотряда в дождливый летний Красноярск, где тогда учился. Шел по мокрым улицам в джинсах, футболке и модных штиблетах, а в заднем кармане «жгла ляжку» честно заработанная весомая пачка купюр. Молод был, счастлив и никуда не спешил. Просто шел и ощущал бесшабашное, радостное чувство свободы. И это было здорово! Так что постарайтесь как можно больше увезти отсюда этой свободы.

Лодка коснулась берега. Министра вновь окружили журналисты, участники экспедиции... Шумная и веселая толпа повела его к лагерю. А у меня осталось волнующее чувство предвкушения: все только начинается!

В центре Азии

Четыре тысячи километров отделяют нас от столицы. Мы там, где поросшая тайгой Сибирь отгородилась заснеженными вершинами Хан-Тайги от степей Монголии. И это – географический центр Азии. Добраться сюда можно только на вертолете, мощном грузовике или хорошем коне.

У лагеря четкая прямоугольная планировка, он разбит на улицы с переулками и перекрестками. У каждой улицы свое название. У каждой палатки свой номер. У каждого перекрестка свой указатель пути: Остров, Умывальник, Баня...

Напротив лагеря, ближе к озеру, желтеет на солнце свежими досками и чернеет коробками динамиков сцена – самое творческое место экспедиции: здесь по вечерам звучат песни, сражаются КВНщики...

На сцену целлофановыми окнами смотрят брезентовые домики Главной улицы, где по двое живет научный цвет экспедиции. Рядом – штаб, пресс-центр, палатка с табличкой «милиция».

За Главной и параллельно ей следуют Санкт-Петербургская, Московская, Казанская, Красноярская и Кызыльская. Тишина посещает эти улицы изредка и неохотно. Разве что в воскресное утро она задерживается здесь до обеда.

Вторая по степени важности, после Главной, – улица с говорящим названием Обеденная слобода. Три раза в день на ней наблюдается максимум оживленности.

Чтобы понять, почему все так устроено, пойдем по направлению указателя «Остров». Сперва выйдем на берег широкого озера к деревянному мосту. Этот мост шириною полтора метра и длиною в километр приведет на остров. Дальше еще один мост, поменьше, метров 300, перекинутый на следующий остров. Перейдем и его, и перед нами предстанут остатки широких ворот и высоких крепостных стен. Поднимемся на них и увидим четкий прямоугольник стен, занимающий почти все пространство острова, широкую площадь за воротами и очертания лабиринтов построек, окружающих ее. Внутри прямоугольника – развалины древнего дворца. Попробуйте представить, каким все это было двенадцать веков назад. Отсюда и идея устройства нашего лагеря.

Раскоп

Каждое утро в 6.50 над городком звонко раздавалось: «Доброе утро, лагерь!». Минут через двадцать по сонным улицам проходили руководители студенческих групп, задерживались возле каждой палатки и кричали в храпящий и сопящий сумрак: «Ба-ры-шни-и, по-о-одъем!» или «Парни, подъем!»

Тогда только появлялись наружу заспанные студенты, с зубными щетками в руках и полотенцами через плечо. Совершив обряд утренней гигиены, топали на завтрак с перманентными гречневой кашей с тушенкой, чаем и бутербродом с сыром. Затем, наполнив флягу холодной водой и уложив ее вместе с рабочими перчатками в вещмешок, надев шляпу или повязав бандану, спешили к сцене на утреннее построение.

Мы были поделены на шесть бригад или раскопов – участков, на которых работали. Каждый гордился своим раскопом, считал его самым важным, любовался им, пока археологи совещались и строили планы на рабочий день.

Ровно в 9 начинались работы. Парни брались за лопаты и тачки, девушки – за кисточки и ножички.

Дерн нужно было выкапывать кубиками и аккуратно укладывать в определенное место. Он еще пригодится – это естественный материал для консервации памятника на зиму. Осенью им, как кирпичом, обложат откопанные стены и строения.

Откапывали стены или опускали уровень земли в соответствии с указаниями археолога. Мальчишки с тачками постоянно курсировали от них до отвала, куда свозится выкопанная земля. Чем отвал выше, тем приятнее на него смотреть и ощущать объем проделанной работы.

Изящная и тонкая работа у девушек. Они зачищали стены, полы, обломки упавшей черепицы. Занятие философское: «Не должно остаться ничего лишнего – только то, что нужно».

Все это в пыли, на тридцатиградусной жаре. Лучший способ не вскипеть – позитивное общение с коллегами. Поэтому с 9 до 15 в крепости слышались анекдоты и шутки, стихи и песни. Наверное, древний житель Пор-Бажына удивился бы, а потом улыбнулся, если бы заглянул в будущее на двенадцать веков.

Преданье старины...

750 год. Уйгурский каган Элетмиш Бильге-Каган вторгся с войсками на территорию нынешней Тывы. Чтобы закрепиться на новых землях, а скорее просто очарованный их красотой, каган решил возвести мощную крепость. И, видимо, поэтому пригласил мастеров из Поднебесной –в Пор-Бажыне явно просматриваются мотивы китайского идеального города.

Мастерам пришлось немало потрудиться. Основным строительным материалом были глина и обожженный кирпич, которые добывали неподалеку. Крепость получилась славная. С широкими воротами, выходящими на восток, и высокими, до десяти метров, стенами, образующими четкий прямоугольник размерами 211 на 158 метров. За воротами следовал распределительный двор, где у приехавших принимали коней, а затем вели дальше, на прием к кагану.

Гости попадали на церемониальный двор, обрамленный с севера и юга открытыми галереями с тройным рядом колонн, поддерживающих навесы, покрытые широкой черепицей. Во дворце ждал своих гостей великий каган.

За главной постройкой следовали приватные, где, судя по всему, и селили прибывших. Попасть в них можно было только через два входа, расположенных по бокам дворца. Окружая центральную часть крепости и отгороженные от нее глухой стеной, шли постройки, где находились воины и слуги.

Примерно такую модель Пор-Бажына составили архитекторы.

Но прежде – геофизики

Первыми из участников экспедиции, кто вступил сюда, были геофизики. Они прилетели еще в мае – с загадочными приборами, проводами и аккумуляторами. Геомагнитная разведка. В итоге составили карту магнитных аномалий крепости и острова и дали подсказку на главный вопрос: где интересней копать. Они же установили любопытный факт: когда строился Пор-Бажын, озера Тере-Холь не существовало! Нынешний остров представлял собою большой холм. Озеро появилось позже, и, видимо, это стало поводом для ухода людей из крепости.

Памятник пустой – таков был предварительный диагноз. Ни кладов, ни захоронений; только черепица, голые стены, керамические плитки с изображением ушастых драконов да мелкие металлические предметы: орудие для обработки камня, мужская серьга...

Культурный слой – уровень земной поверхности, на которой жили пор-бажынцы, – очень тонкий. Кстати, в крепости не нашли ни одного отопительного сооружения, что свидетельствует о том, что Пор-Бажин, похоже, был летней резиденцией. Эта загадка – для последующих экспедиций.

Уникальный остров

И все же нынешний раскоп крепости по-своему уникален. Рассказывает Ирина Аркадьевна Аржанцева, руководитель научных исследований:

– Здесь сейчас созданы условия для настоящей комплексной экспедиции. Общая цель объединяет совершенно разных ученых-естественников. Все вместе, но разными методами, мы решаем одну общую задачу – изучение истории не только памятника, но и острова, озера, прилегающих территорий.

Например, геофизики определили строение острова, составили карту магнитных аномалий. Гидрологи исследовали акваторию озера, его подводные течения, установили, какой ущерб они наносят острову. Для архитекторов здесь масса работы – памятник очень хорошо сохранился. За ними будет решающее слово, когда придет время реставрации крепости. Почвоведы, взяв пробу и проведя химический анализ земли, расскажут, для чего предназначалась та или иная постройка, что в ней хранилось, из чего она сделана, ответят на элементарный вопрос: чем питались жители Пор-Бажына?

На Пор-Бажыне мы отрабатываем методики всестороннего изучения исторического памятника. Этот опыт ценен и уникален для археологов.

Жизнь без лопаты

Ровно в три часа дня пыльные и уставшие студ-бажынцы бросают лопаты, оставляют тачки и бредут к мосту. Сверкающая на солнце, прозрачная вода Тере-Холя манит, очень хочется искупаться. Но глубина озера всего 40–70 см, дальше несколько метров ила. Спасает прохладный душ. Потом сытный обед с добавкой. Потом еще добавка – и очень хочется спать. Вытащив коврик и уютно устроившись в прохладном теньке возле палатки, многие сладко засыпают.

Но не все. Некоторые загорают. И не просто так, а с пользой для ума, сидя под солнышком на лекции, которую читает ученый муж в солнцезащитных очках и с белым носом, густо намазанным кремом от загара. Это геофизики из московского студотряда. Для них поездка в экспедицию – профессиональная обязанность, прохождение летней геофизической практики. Они носятся по крепости и в ее окрестностях с приборами на груди. Натягивают провода и втыкают железяки в землю, пуская по ним ток, а то и просто колотят огромной кувалдой в одно и то же место, регистрируя, как распространяется удар в земле. Записывают показания, потом строчат на ноутбуках отчеты и сдают зачеты. И все здесь – на краю света.

Когда полуденная жара спадает, на спортивной площадке просыпается жизнь. Волейбольный мяч чертит дугу над натянутой сеткой, обстановка на футбольном поле накаляется, у турника очередь. Многие приходят, чтобы весело провести время и от души поболеть за свою команду.

Незаметно наступает время ужина. После него – лекция, так что надо успеть занять место в лекционной палатке. Посещение свободное, но почти всегда мест не хватает. Лекции бывают часто. Их самоотверженно и с удовольствием читают ученые, работающие на крепости бок о бок со студентами.

– Леди и джентльмены! Через десять минут начнется то, чего вы с нетерпением ждали весь солнечный день! Дискотека! Всем, всем, всем бежать на сцену! Через 10 минут терехольский воздух содрогается от мощного драйва. Отрывается весь лагерь, от мала до велика. Бородатые археологи приглашают симпатичных студ-бажынок, а горячие студиозусы выплясывают с очаровательными археологинями. Время измеряется саунд-треками и несется невероятно быстро. Но в 22.00 диджей включает «Спокойной ночи, малыши», и усталая сцена пустеет.

Огромные и прекрасные звезды теснятся в бесконечной темноте над головой. Оторвать от них взгляд невозможно. Слышится настраивание гитар, недалеко от лагеря вспыхивает костер. Гитара идет по кругу. Иногда оглянешься – а за спиной рассвет.

Как время летело...

Кроме ученых и студентов в экспедиции участвовали пятеро спасателей МЧС. Во время смены они проводили много интересных соревнований и вылазок в тайгу. Мы составляли команды и участвовали в устроенных спасателями конкурсах. Это были испытания, преодолеть которые можно только настоящей командой.

МЧСники исследовали ближайшие горы, время от времени собирали энтузиастов в походы в соседние леса, по пути охотно и наглядно рассказывая о способах выживания и ориентирования в тайге. Чтобы еще более разнообразить жизнь, они придумали веревочный курс. Каждый желающий мог освоить под их руководством азы скалолазания на небольшом утесе в нескольких километрах от лагеря.

Случались дни, когда от постоянной улыбки сводило мышцы лица и пресс болел от неудержимого хохота. Это были дни КВН-ов и праздники городов. Каждый отряд раз в смену должен был представить свой город на пор-бажыновской сцене. И всегда это было особенно и неподражаемо.

Добрые, веселые и простые красноярцы. Самый музыкальный отряд тывинский. Питерцы брали остроумием, подколами над московичами. А Москва просто не имела права выглядеть плохо – и выступала на ура!

Экспедиционное творчество высоко оценил министр культуры РФ Александр Соколов. На устроенном в честь его приезда концерте он не скрывал от фотокамер широкой улыбки, а от диктофонов – заразительного смеха. В такие моменты наш лагерь можно было смело переименовывать в Смех-Бажын!

Знай, это Тыва, а в ней Пор-Бажын, его мы копаем!
Знай, это любовь, она навсегда, здесь сердце оставим!

Это финальные строчки одной из рожденных здесь песен.

Финал

Как-то прилетел большой вертолет и привез ребят, бледных и озирающихся по сторонам. Они нетвердо ступали по сочной степной траве и были одиноки в своей массовости. Тут мы поняли, что наши тридцать дней позади.

Улетали мы тоже все вместе, обещая друг другу увидеться и написать, обнимаясь и заполняя блокнот адресами и телефонами друзей. Мы оставляли лагерь и сцену, свою палатку и раскладушку, спальник и лопату другим. Еще пока не студ-бажинцам, а просто студентам.

Зато у них еще все было впереди, целый месяц!

Вертолет неуклюже оторвался от земли. Озеро скрылось за горами.

Прощай, Пор-Бажын, или до свидания!

Данила ИЛЬЧЕНКО


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива