Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2007

Епископ Илларион: «Всегда найдется время для вдохновения»

Епископ Венский и Австрийский Илларион (Алфеев) – один из иерархов Русской Православной Церкви. С июля 2002 года он является официальным представителем РПЦ при европейских международных организациях (в Брюсселе). С 2003 года служит епископом Венским и Австрийским с поручением управления Будапештской и Венгерской епархиями.

Кроме того, он – композитор, автор «Божественной литургии», «Всенощного бдения», «Страстей по Матфею», «Рождественской оратории» и других музыкальных произведений для хора и симфонического оркестра. Владыко Илларион – автор более 500 публикаций и монографий на богословские, церковно-исторические и актуальные темы.

– Ваше Преосвященство, Вы постоянно общаетесь с видными политиками, дипломатами и государственными деятелями. За время работы в качестве представителя РПЦ в Брюсселе, служения в Австрии и Венгрии важных встреч у Вас было немало. КакиеВы считаете наиболее важными?

– Вскоре после того, как было создано брюссельское Представительство Русской Православной Церкви при Евросоюзе, нас посетила бельгийская королева Паола. Ее визит состоялся в праздник Богоявления. Королева присутствовала на чине великого водоосвящения, а после службы наше общение проходило за чашкой чая. Я рассказывал ей о современном положении РПЦ.

В марте 2006 года в Свято-Успенском соборе в Будапеште побывал Владимир Путин, а в мае 2007 года Президент России посетил величественный Свято-Николаевский собор, который находится на территории Российского посольства в Вене. Мне было приятно, что наш президент не скрывает своей религиозности. Один из австрийских чиновников во время разговора сказал мне: «Нам хотелось бы, чтобы у нас тоже был такой верующий президент».

Президент Австрии Фишер в свое время демонстративно вышел из лона Католической Церкви и теперь всячески подчеркивает свою безрелигиозность. Даже поздравляет он, в отличие от предыдущего президента Клестиля, не с Рождеством, а с Новым годом, не с Пасхой, а с «весенними праздниками».

– Владыко, какие интересы РПЦ Вы представляете в Европе?

– На территории ЕС у Московского Патриархата несколько сотен приходов, объединенных в две самоуправляемые церкви (Латвийская и Эстонская), и восемь епархий (Австрийская, Бельгийская, Венгерская, Германская, Корсунская, Литовская, Нидерландская и Сурожская).

Кстати, большинство православных верующих на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в странах Средней Азии, а также во многих других странах и на других континентах тоже относятся к Московскому Патриархату.

Представительство Русской Церкви активно участвует в жизни ЕС, где сейчас закладываются основы идеологического устройства Европы на последующие десятилетия. К сожалению, точка зрения религиозных людей при этом не учитывается.

Все чаще исходят из того, что религия – частное дело, поэтому она не должна влиять ни на политику, ни на общественные процессы. Стремление загнать религию в гетто или приспособить ее к секулярным (плюралистическим – ред.), атеистическим стандартам – вот характерная черта современной европейской политики. Но мы с этим не согласны и настаиваем на необходимости гармонизации секулярных идеологических стандартов с нормами религиозной нравственности.

– Сегодня некоторые крупные российские компании оказывают финансовую поддержку в восстановлении православных храмов. Как Вы думаете, такое участие создает компаниям положительный имидж на Западе?

– Думаю, да. На Западе отношение к России и к российскому бизнесу достаточно настороженное. Всех привлекают российские деньги, но там побаиваются «новых русских».

Недавно я летел из Лондона в Вену и обнаружил в лондонском аэропорту широкий ассортимент изданий, посвященных современной России. Увы, это были исключительно такие книги, которые создают негативный имидж современной России.

Чтобы такое отношение преодолеть, потребуется время. Российские компании должны шире участвовать в благотворительных проектах, особенно внутри страны. Постепенно Запад уловит положительные тенденции.

– Владыка, Вы приняли монашество, когда Вам исполнилось 20 лет. Но до этого Вы получили музыкальное образование в школе имени Гнесиных, занимались композицией в Московской консерватории, закончили Московскую духовную академию, Оксфордский университет и защитили диссертацию. Не жалеете, что выбрали монашеский путь?

– Ни разу за 20 лет священства и монашества ни на одну секунду я не сомневался в своем выборе. Вся моя сознательная жизнь связана с Церковью, и в служении Церкви я вижу главное свое предназначение и призвание. Все, что делаю, будь то совершение богослужений, церковно-административная или представительская деятельность, творчество богословское или музыкальное, – все это для меня является прежде всего служением Богу и Церкви.

Жизнь моя наполнена до краев, и Господь не позволяет скучать. Единственное, о чем постоянно сожалею, – что в сутках только 24 часа. Планов и дел много, а времени мало. На каждом из вверенных мне участков происходит что-то свое. В Вене, например, уже четвертый год ведутся реставрационные работы в Свято-Николаевском соборе. Мне приходится общаться с архитекторами и художниками, со спонсорами и техническими службами.

В Брюсселе происходят встречи с политиками, общественными и религиозными деятелями, подготовка и выпуск электронного бюллетеня «Europaica», выходящего два-три раза в месяц на трех языках. Помимо регулярных поездок из Вены в Будапешт и Брюссель, у меня бывает еще около 20 командировок в год, особенно часто в весенний и осенний период, причем иногда на далекие расстояния. Предстоят командировки в Румынию, Италию, Америку, Австралию. Везде – посещение приходов, совершение богослужений, общение с духовенством и встречи с верующими, выступления, участие в дискуссиях. При этом стараюсь не прерывать творческую работу, продолжаю писать книги и статьи на богословские темы. В последнее время снова стал писать музыку.

– Мировая премьера Вашего произведения «Страсти по Матфею» в исполнении Большого симфонического оркестра имени П. И.Чайковского и хора Третьяковской галереи под управлением Владимира Федосеева прошла с большим успехом в Москве и в Риме. Как Вы успеваете при Вашей занятости писать музыку и в чем черпаете вдохновение?

– Вдохновение – вещь непредсказуемая и капризная, но тем не менее совершенно необходимая, особенно для музыкального творчества. Музыку невозможно просто так придумать или сконструировать. То есть можно, но такую музыку никто не будет слушать. Музыка должна родиться в каких-то таинственных глубинах, она должна откуда-то прийти, ее надо прежде всего услышать самому, а потом уже записать, чтобы могли услышать и другие.

Я не писал музыку двадцать лет и вообще не предполагал, что когда-либо вернусь к этому занятию своей юности. И вдруг – нахлынуло вдохновение. Поток музыкальных тем в иные дни и ночи был столь обильным, что я едва успевал их записывать. При этом моя обычная жизнь – богослужения, встречи, поездки – не прерывалась.

За годы церковной службы я научился использовать время, которое обычно относится к разряду «потерянного». Например, мне приходится много летать на самолете. Каждое путешествие включает дорогу в аэропорт, полтора или два часа ожидания в аэропорту, несколько часов в самолете, затем дорогу до места назначения. Все это время я стараюсь использовать – либо читаю, либо пишу.

За последний год я порядочно музыки написал именно в самолетах или аэропортах. Кроме того, много езжу за рулем автомобиля – в частности, каждые две-три недели из Вены в Будапешт. За последние четыре года совершил около 60 таких поездок. Дорога в один конец занимает два с половиной часа, туда и обратно – пять часов. Если посчитать, это триста часов свободного времени. Конечно, когда сидишь за рулем, невозможно писать или читать, но можно активно размышлять.

Сидя за рулем, обдумываю музыкальные темы, а приехав в пункт назначения, их записываю. Кроме того, овладел искусством «уплотнять» время. Например, быстро ем: обед у меня редко длится дольше десяти минут (привычка сформировалась в армии, где на обед из трех блюд отводилось шесть минут). Иногда вставляю в свой график минуты свободного времени, которые в нем не предусмотрены.

Когда был школьником, приходилось много ездить в метро. Тогда и сделал поразительное открытие: как бы ни был набит вагон, в нем всегда остается место еще для одного человека. Позже, став священником, открыл для себя и другую истину: каким бы плотным ни был график, всегда можно выкроить полчаса или час для творческой работы. Так и действую – урывками, но постоянно и ежедневно. Так написаны почти все мои книги за исключением монографии о Симеоне Новом Богослове, которая создавалась в тиши оксфордской университетской библиотеки.

– Правда ли, что Ваше монументальное произведение «Страсти по Матфею» для хора и симфонического оркестра было написано всего за три недели?

– Да, за три недели создано 90 процентов этого произведения. Но писал я его урывками. Сначала на два месяца отложил «Страсти», потом дописал еще несколько номеров, потом вообще что-то сократил. «Божественную Литургию» написал за десять дней, «Всенощное бдение» – за месяц. «Рождественская оратория» создавалась три месяца, но в тот период было много перерывов в работе – сначала прошла мировая премьера «Страстей» в Москве и в Риме, где необходимо было мое присутствие, затем шли пасхальные богослужения.

«Рождественская оратория» написана для полного симфонического оркестра, включая деревянные и медные духовые, ударные и струнные инструменты, для двух хоров – детского и взрослого – и солистов. В работе – это касается как музыки, так и богословия, – самое трудное – начать и закончить. Иной раз долго раскачиваюсь, прежде чем начать писать большое произведение, но потом работаю быстро. Упустишь вдохновение – может пропасть интерес к работе, и сочинение трудно будет довести до конца.

– Ваше Преосвященство, что, на Ваш взгляд, изменится в русской диаспоре после воссоединения Русской и Зарубежной Церкви?

– Преодолено разделение, длившееся почти 90 лет в результате революции и войн. В истории Церкви расколы случаются часто, а преодоление раскола – событие редкое, единичное. В данном случае разделение проходило через человеческие судьбы, калечило жизни людей, разбивало семьи. Известны случаи, когда члены одной семьи годами не общались друг с другом только потому, что один принадлежал к «белой» Церкви, то есть к Зарубежной, а другой к «красной» – к Московскому Патриархату. Сейчас русское Православие в диаспоре вступило в новую эпоху.

Беседу вела Алла БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива