Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 06, 2007

«Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение». Мысли вслух о гуманитарной составляющей

Недавно в актовом зале МГУ прошло Всероссийское совещание-конференция вузовского сообщества «Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение». Доклад ректора МГУ, академика В.А. Садовничего «Гуманитарное образование в России: мысли вслух» задал тему для общих раздумий. Предлагаем читателям фрагменты выступления ученого.

На студенческую скамью пришли юноши и девушки 1988 года рождения. Значит, их мировосприятие складывалось в постсоветское время, точнее – в конце девяностых - начале двухтысячных годов. Как они должны воспринимать это время? Как они воспитаны?

В одном издании опубликованы вопросы первой части единого государственного экзамена по истории, который сдавали выпускники прошлого года. Относительно 1990-х годов там один-единственный вопрос: «В ходе становления в России в первой половине девяностых годов рыночных отношений крупные российские предприниматели значительную часть своих доходов: 1) вывозили за границу; 2) инвестировали в отечественное производство; 3) закладывали в развитие культуры; 4) направляли на оказание помощи малоимущим».

Хотя трудно отрицать, что в России того периода было много криминала, в том числе и финансового, но все-таки люди трудились, не дали развалить государство, молодые получали образование, многое сделано по восстановлению вузовской автономии.

По моему мнению, в историческом образовании есть очень серьезные упущения и недочеты. В России история традиционно изучается как история поведения власти. Посмотрите труды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.К. Любавского, не говоря уж об историках советского времени. Конечно, стали появляться варианты истории нашей страны, альтернативные ее западной версии, которая торжествовала последние 15–20 лет. Лично меня западная версия не устраивала прежде всего потому, что уж слишком мрачным выглядело не столько прошлое России, сколько ее будущее.

Один пример. В 2003 году у нас увидел свет двухтомник профессора Университетского колледжа в Лондоне Джеффри Хоскинга, в котором говорится: «Россия не исчезнет, не сойдет с мировой арены. Она продолжит играть главную роль в формировании мира XXI века и, бесспорно, роль отрицательную». На протяжении почти тысячи страниц этой книги автор доказывает читателю историческую обусловленность столь категоричного умозаключения. Подчеркну: никто из наших специалистов не дал себе труда написать хотя бы предисловие. Таких, с позволения сказать, книг, явно кем-то оплаченных, издано у нас немало.

В изучении и преподавании истории продолжает доминировать публицистический подход, ставка на сенсацию. Такому подходу свойственна одна методологическая установка: стремление найти корни нынешних проблем в далеком, но главным образом – в недавнем прошлом.

Вот и уходят из исторического сознания молодого поколения Победа в Великой Отечественной войне, которую учебники все чаще подменяют победой во Второй мировой. Забываются и страницы героического покорения космоса, и многое-многое другое. Кстати, именно в нынешнем октябре мир будет отмечать 50-летие запуска первого искусственного спутника Земли. Его создали наши ученые, инженеры, рабочие.

Гуманитарный сектор в отечественной системе образования имеет большой потенциал. Нужно только рациональнее им распоряжаться. Сейчас в стране более 70 классических университетов. За последние 15–20 лет в них произошли заметные изменения.

Прежде всего они коснулись содержательной стороны: радикально расширен перечень образовательных программ по подготовке студентов с сопутствующими этому структурными преобразованиями. Например, в советское время в классических университетах имелось 6–7 гуманитарных факультетов, теперь их около 90: от традиционных, типа экономического или филологического, до таких экзотических, как факультет трансфертных специальностей или факультет теологии и мировых культур.

Расширение поля действия классических университетов обусловлено продолжающимся процессом дифференциации наук и необходимостью сохранять при этом фундаментальную составляющую в подготовке по новым и новейшим гуманитарным специальностям.

Об отношении классических университетов к гуманитарному образованию говорит и тот факт, что из 70 ректоров – 33 гуманитария, в том числе 11 докторов экономических наук, 4 доктора филологических наук и 4 доктора социологических наук, а также доктора юридических, педагогических, исторических наук.

Огромный потенциал гуманитарного сектора нужно ценить и хранить. В связи с этим позволю себе высказать опасения относительно абсолютизации двухуровневой системы бакалавр/магистр. Эта тема напрямую связана с успехом наших специалистов на рынке труда.

И ректоры, и работодатели поддержали единодушное мнение всех учебно-методических объединений университетов о том, что в перечне видов образовательных программ должны присутствовать все возможности: «бакалавр», «магистр», «дипломированный специалист», в том числе моноподготовка.

Необходимо обеспечить бакалавру возможность получать профильную подготовку, позволяющую продолжать образование по программе второго уровня «специалисты» и «магистры», или найти место на рынке труда. Отдельные направления могут иметь весь спектр образовательных программ – «бакалавр», «магистр», «специалист» на базе бакалавриата. Другим не обязательно предусматривать направления «бакалавр», «магистр», а включать только «специалиста», то есть монопрограмму. Третьим необходимо вести подготовку бакалавров, магистров, дипломированных специалистов по некоторым специальностям на базе бакалавриата, а по другим – по монопрограммам.

Общий вывод таков: надо сохранить вариантность программ подготовки и, конечно, дать возможность вузам, с учетом мнения работодателей, предлагать те или иные траектории образования в своих университетах.

Эта проблема волнует не только нас. Например, профессор социологии Фрайбургского университета Эсбах в статье «Бульдозером по образованию» проанализировал последствия, к которым приведет насаждение системы бакалавр/магистр и другие требования так называемого Болонского процесса. Он делает вывод, что университеты не смогут сохранить небольшие профессиональные направления подготовки специалистов, они вынуждены будут их укрупнять, чтобы выдержать систему зачетных единиц, соотношение студентов и преподавателей и многие другие правила.

В европейских университетах даже ходит анекдот: чтобы сохранить в университете археологию и, скажем, музыковедение, профессора двух кафедр объединяются и называют свое направление «раскопки древних звуков» – тогда и археологи, и музыканты сохранят себя в университете.

Думаю, в любом деле, и особенно в реформировании образования, прежде чем принимать решения, надо просчитать все «за» и «против».

Безусловно, необходимо широкое международное сотрудничество, надо поддерживать интеграцию. Но мы должны сохранить все многообразие предметов, которые у нас преподавали, все лучшее, что было в нашем образовании, и, если угодно, нашу культуру в целом, нашу самобытность, наш менталитет. По-другому наша страна как великая держава развиваться не сможет.

МГУ на протяжении всей своей 250-летней истории уделял первостепенное значение стимулированию гуманитарной науки, подготовке профессиональных кадров гуманитариев-ученых и гуманитариев-преподавателей. За первые 100 лет Московский университет успел заложить в систему высшего гуманитарного образования главный краеугольный камень – фундаментальность в виде научного знания, начиная с римского права и кончая историей изящных искусств. В промежутке между ними разместился обширный спектр филологических, исторических и политических предметов, научных областей.

И в последующие полтора столетия МГУ не сворачивал с этого пути. А если судить по дню текущему, сложившуюся ситуацию можно описать известной библейской метафорой: «все возвращается на круги своя». Университет становится все более гуманитарным.

Сейчас в МГУ 12 естественно-научных факультетов, 13 – гуманитарных и 7 недавно созданных гуманитарных высших школ с правами факультетов.

Около 17 тысяч студентов, 2 тысяч аспирантов – в гуманитарном секторе МГУ. На эту часть научной элиты приходится примерно 60% от общего объема публикаций университета – учебников, монографий, журнальных статей и тезисов.

Ежегодно МГУ выпускает около 6 тысяч высококвалифицированных специалистов, более половины которых – гуманитарии. Всего за постсоветское время университет дал России около 60 тысяч специалистов, большая часть которых – гуманитарии.

К своему юбилею МГУ издал серию «Классический университетский учебник», состоящую из 250 томов по всем основным разделам науки. Это классика. Очень важно, по каким учебникам мы учим. Поэтому их написание, присвоение им грифа – стратегический вопрос в образовании. И то, и другое должны делать только профессионалы – ученые высокого уровня. Здесь не должно быть необъективных подходов.

Вопрос о гуманитарных профессиях и рыночном спросе крайне сложен. Сегодня ни один разговор о высшей школе не обходится без сетований по поводу того, что специалистов-гуманитариев много, а хороших мало. Другая постоянная тема – растущая потребность в одних специалистах-гуманитариях и невостребованность других.

Сам по себе факт – нашел или не нашел тот или иной выпускник работу по специальности – вряд ли исчерпывает вопрос о качестве подготовки. В России пока мал спрос на специалистов высокого уровня, число новых рабочих мест растет медленно, малый и средний бизнес, который мог бы поглотить немалое число профессионалов, в значительной своей части слаб, примитивен и еще долго не потребует квалифицированных кадров.

Единственно устойчивый спрос на специалистов-гуманитариев существует в бюрократических и пиар-структурах. Но ведь и там свободны только самые низовые звенья, не требующие высокой квалификации. Так что положение дел не радует.

В обществе сегодня довольно туманное представление о мире гуманитарных профессий. Я сказал о множественности различных гуманитарных факультетов только в классических университетах. Картина будет еще разнообразнее и множественнее, если мы посмотрим на непрофильные вузы и особенно – на негосударственный сектор гуманитарного высшего образования. Там можно найти совершенно причудливые сочетания несочетаемого.

Нужно эту проблему разрешить, создав своего рода словарь профессий. Кстати, такой опыт есть. МГУ вместе с Российской академией государственной службы при Президенте РФ и РГБ приступили к изданию популярной библиографической энциклопедии «Мир профессий», первый том которой увидел свет.

В качестве примера назову размещенные в этой энциклопедии описания таких новых профессий, как «эколог-экономист», «эколог-журналист», «эколог-юрист». Рынок труда должен знать и понимать, что это такое. Иначе получившим эти профессии будет трудно найти работу.

Одного только простого описания чисто производственной стороны специальности недостаточно. Нужно говорить и о личностных качествах, которые сопровождают ту или иную профессию. Это понимали в России давным-давно.

Известный историк и общественный деятель XVIII века Василий Никитич Татищев в своем «Лексиконе» так писал о требованиях, которым должен удовлетворять государственный человек, в частности, обер-прокурор: «Сей чин требует человека знатного и смелого, чтобы у государя свободный проход и голос имел, к тому же человеку благоразсудному, яко в законах, тако и в состоянии всего государства сведомому, ревнительну и правдиву, особливо к людям милостиву и за бедных обиженных заступнику быть должно».

Наша с вами задача – восстановить прервавшуюся духовную связь поколений российской интеллигенции. Именно на нас лежит задача формирования человека, которому дорога российская культура, дорога Россия.

«Человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства и не обрести своей родины, так что душа его будет до конца патриотически пустынна и мертва. Обретение родины есть акт духовного самоопределения человека, обусловливающий духовную плодотворность его жизни».Эти слова великого русского философа Ивана Александровича Ильина, чей богатейший архив недавно по его завещанию передан в библиотеку МГУ, не могут не найти отклика в сердце каждого из нас.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива