Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 04, 2004

Московский Городской педагогический университет: Вуз для продвинутых…

Московский Городской педагогический университет называют привилегированным. Еще бы, ведь он – «под крылышком» Правительства Москвы. Ему выделяют средства и на дорогостоящее оборудование, и на проведение праздников в таких престижных местах, как концертный зал «Россия». А между тем вузу всего девять лет. И на первый взгляд совершенно неясно, зачем было учреждать его, когда в столице уже существовали институты для будущих педагогов? Да и кто вообще выбирает профессию учителя в наше смутное время? Об этом мы решили поговорить с ректором МГПУ Виктором Васильевичем Рябовым.

- Конечно, мы не первый педагогический вуз в Москве, ну и что? А вы знаете, что к 1995 году, когда мы открылись, в нашем городе ежегодно выставлялось от двух с половиной до трех тысяч вакансий учителей? И преподаватели школам нужны были не какие-нибудь, а те, что разбирались в самых современных технологиях и не приходили в ужас от таких тогда еще новых слов, как лицей и гимназия.

Недавно университет отпраздновал девятую годовщину. В день рождения всегда задумываешься об итогах. В этот раз мысли были приятными. Ведь предшественников-то у нас, можно сказать, не было, все приходилось начинать с нуля. Всего за несколько лет удалось открыть обучение по 32 специальностям, правда, десять из них не имеют отношения к педагогике, они, скорее, обслуживают социальные нужды города. Студенты 20 факультетов, получив диплом, могут продолжать учебу в аспирантуре. Абитуриенты к нам идут охотно, и сейчас в МГПУ около 10 000 студентов. Это не учитывая тех, кто учится в самарском филиале и представительствах в Чехове, Серпухове, Перми и Чапаевске.

По рейтингу Министерства образования России за 2002 год МГПУ занял третью строчку после Московского педагогического государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. Герцена в Санкт-Петербурге. Но этим-то двум вузам по сто с лишним лет! За нашими студентами очередь из школ, и в прошлом году туда отправились 63 процента выпускников. А в среднем по России на работу в учебные заведения идут лишь 30 процентов людей, окончивших педвузы. Преподавать хотят многие, но некоторые молодые люди пугаются проблем с бытовой неустроенностью, жильем и зарплатой. Впрочем, московские учителя не ждут денег месяцами, как их коллеги в других регионах. Да и надбавки, которые дает Правительство Москвы, тоже роль играют.

- Но ведь у вас, наверное, есть запросы и на преподавателей для частных школ, лицеев и гимназий?

- Разумеется. Но, поскольку МГПУ находится на бюджете, туда мы направляем тех, кто у нас был на платной основе, а получившим бесплатное образование рекомендуем идти в государственные структуры.

- Сложно ли поступить в ваш вуз?

- Надо пройти конкурс - от двух до десяти человек на место. Большим спросом пользуются факультет иностранных языков (там изучают английский, французский, немецкий), юриспруденция и менеджмент. Из

«педагогических» специальностей ребята особенно выделяют информатику, математику и дошкольное воспитание. Неплохо котируется и наш Институт физкультуры - очень продвинутый, ведь в нем около 40 секций: шейпинг, спортивный рок-н-ролл, восточные единоборства... У нас хорошо развит армреслинг, и, не поверите, девчата его любят не меньше ребят, места завоевывают. В университете есть чемпионы Европы, мира и даже участники Олимпийских игр! Недавно в Гостином дворе проходил парад спортсменов, и там было восемь человек наших студентов-чемпионов.

Меньшая пока популярность у химико-биологического факультета, правда, открылся он всего два года назад. Впрочем, там создана великолепная лабораторная база в недавно сданном корпусе.

Кстати, наш университет чуть ли не единственный после МГТУ им. Баумана и МГУ, для которого в Москве что-то строится. Вот сейчас на 2-м Сельскохозяйственном проезде возводится здание для гуманитариев, а в Малоказенном переулке, что напротив Курского вокзала, по индивидуальному проекту сооружается факультет иностранных языков. И у меня по поводу всех этих работ голова не болит, за что скажу огромное спасибо Правительству Москвы. Департамент образования сам ищет строителей, потом с ними расплачивается, а вузу остается только принять работу.

- Стремятся ли к вам получать специальности логопеда, сурдо- и олигофренопедагогики?

- Да, за эти места ежегодно соревнуются от двухсот до четырехсот человек. Факультет специальной педагогики и психологии, где преподают азы названных вами профессий, интересен своей медицинской кафедрой. В будущем мы планируем открыть и отделение по работе с детьми с заболеванием нервной системы. Вообще об ослабленных ребятишках нельзя забывать – они требуют постоянного внимания и заботы государства. Кстати, в МГПУ учатся и некоторые инвалиды. Рядом с нашими зданиями на 2-м Сельскохозяйственном проезде есть специнтернат для ребят с плохим зрением, его выпускники к нам и приходят.

- Так уж сложилось, что преподавание в нашей стране - удел женщин. Каково соотношение юношей и девушек?..

- Ребят около 27 процентов, но «рассредоточиваются» они в вузе крайне неравномерно. Скажем, юридический и исторический факультеты, а также Институт физкультуры - «мужские» места. А вот, например, дошкольное воспитание интересно только прекрасному полу. На одном из курсов педагогического факультета в Зеленограде всего два парня. Но чувствуют они себя там неплохо, говорят, что девчата их холят и лелеют. Очень интересно, что на лекциях эта пара всегда садится сзади, чтобы обозревать весь зал.

- Правда ли, что чада учителей на вступительных экзаменах у вас пользуются льготами?

- Вообще-то, требования ко всем одинаковые. Но если абитуриент из потомственной семьи педагогов недобрал полбалла, мы его к себе возьмем. Тем не менее треть наших студентов - дети работников образования. Их тяга к тяжелейшему, поверьте, труду своих родителей, с одной стороны, поражает, с другой - вселяет оптимизм. Чистая ерунда старческие сетования о том, что «молодежь уже не та». Человечество остановится в развитии, если новое поколение будет хуже старого. У нас такого пока не происходит, и в этом логика обновления общества. Следующее поколение абитуриентов всегда умнее предыдущего. Наверное, так угодно природе – чтобы цивилизация не исчезла.

- Кстати, и по старшеклассникам, которые приходят попрактиковаться к нам в редакцию, можно сразу определить, какие у них учителя. Если юноши и девушки контактные, доброжелательные, уверенные в себе – значит с их педагогом было все в порядке. И сейчас каждому хочется, чтобы преподаватели в школах не только давали хорошие знания, но и были при этом самыми справедливыми, веселыми и порядочными людьми на свете. Скажите, а вы при отборе в вуз учитываете личностные качества абитуриента?

- Безусловно. Молодые люди должны уметь шутить и смеяться, красиво и небанально говорить, терпеливо объяснять непонятное. Поэтому обязательная составляющая вступительных экзаменов - собеседование. Мы его оставили для тех 14 специальностей, которые с нынешнего года будут принимать результаты ЕГЭ.

Более серьезную «проверку знаний» мы устраиваем для абитуриентов из педколледжа. Они должны быть в состоянии ответить на многие вопросы, связанные с детской психологией. Но самое важное – определить: способны ли они уважать маленького человечка?

Вообще, у нас в университете есть так называемая лаборатория гуманной педагогики. Ею заведует педагог-новатор с мировым именем, Шалва Александрович Амонашвили. Наверное, слышали о таком?

- Еще бы! Это учитель от Бога! Его девиз: «не науки нужны нам, а отношение к наукам». Школьникам надо не просто преподавать какие-то предметы, но вызывать у них интерес к знаниям, прививать тягу к новым открытиям. Важно заселять их духовный мир добрыми образами, чтобы в будущем ребенок смог избежать многих бед. Многие спецы не все принимают в системе Шалвы Александровича. К примеру, его отказ от отметок в начальной школе. С тем, чтобы у ребенка не должно остаться на всю жизнь «амплуа» двоечника, согласны все педагоги, но Амонашвили считает, что хорошист – тоже диагноз.

- Я с Шалвой Александровичем знаком давно, еще со времен моей работы ректором педагогического института в Куйбышеве. Мне близки его идеи. В нашем вузе мастер занимается с учителями начальных классов, преподает на факультете дошкольного воспитания, дает открытые уроки (мы детей приглашаем прямо в университет). А недавно он у нас проводил видеоконференцию с Калифорнией, очень активно в ней участвовала и Япония.

- Неужели МГПУ располагает техникой для подобных новаций?

- Самое современное оборудование - наша гордость. Вместе с Интернет-федерацией России мы даже создали ресурсный центр по обучению новейшим технологиям наших преподавателей в Москве. На всех факультетах есть занятия, которые проходят с применением мультимедийных средств и интерактивных компьютерных досок, имеющих прямой выход во Всемирную паутину.

- Сколько нужно проработать в сфере образования, чтобы сделать карьеру?

- Первые выпускники, которые пришли в университет из педколледжа, трудятся уже шесть-семь лет. При этом некоторые из них стали завучами и даже директорами школ, а в Самаре кое-кто занял пост заведующего районным отделом образования. Многие - лауреаты конкурса «Учитель года». Из наших 700 аспирантов и соискателей 90 процентов - учителя. После защиты диссертации собираются пойти работать и в высшие учебные заведения.

Главное, к чему мы стремимся и чего хочу именно я, это чтобы наши питомцы не превратились в будущем в «Ионычей от образования», которые механически делают одну и ту же работу. А ведь сколько специальной литературы, справочников, наконец, Интернет. Учись - не хочу!

- Ваш вуз славится целой плеядой почетных профессоров, среди которых и представители московской власти, и преподаватели из разных стран мира. Скажите, студенты в МГПУ этих людей видят?

- А как же! Например, Любовь Петровна Кезина постоянно бывает у нас в университете. Юрий Михайлович Лужков, правда, занят очень, но пристально следит за деятельностью вуза. Студенты встречаются с ним во время праздничных мероприятий, которые устраиваются для вузов, подведомственных правительству. Мы ведь, знаете ли, любим повеселиться. Прошлую осень начали с массового праздника студента-первокурсника на Новой площади, 2004 год встречали в роллердроме на Тульской - дискотека была мощнейшая! Сейчас департамент образования должен решить, где летом устраивать бал выпускников - в Гостином дворе или концертном зале «Россия». Кстати, прекрасные торжества ежегодно проводятся и для молодых учителей, которые работают в школах...

Что касается зарубежных партнеров, то со многими учебными заведениями мира у нас договор о совместной научно-методической работе. Наши сотрудники стажируются за границей, иностранные преподаватели читают лекции здесь. Мы дружим с математическим институтом города Бонна. Поддерживаем связь и с Сорбонной. Например, в начале марта в Гостином дворе была выставка французского высшего образования, множество профессоров из этой страны посетили Москву и побывали в университете.

Можем похвастаться и экзотикой: два года назад в МГПУ приезжал ректор Корейского университета. Президент Корейской военной ассоциации Ха Джонг Хе. Вместе с учениками в спортивном зале он демонстрировал уроки восточных единоборств. Теперь мы ждем его на десятилетии университета.

Нельзя пожаловаться и на отсутствие контактов с российскими вузами. Кстати, у нас учатся студенты из разных стран СНГ - Белоруссии, Грузии, Азербайджана и других регионов.

- Но им приходится снимать квартиры, ведь у вас нет общежития...

- Что делать, университет готовит кадры прежде всего для столицы. Зато иногородние студенты довольны уровнем преподавания.

- А ваши учащиеся имеют возможность выехать за пределы Москвы на практику?

- Около 300 человек летом едут работать пионервожатыми, у нас договор с детскими лагерями, в том числе и «Артеком». Некоторые смельчаки отправляются в экспедиции, скажем, географы стажируются на Кольском полуострове. Кто-то путешествует за границей, это особенно важно для факультета иностранных языков. Сейчас мы вместе с одной турфирмой готовим поездку в Словению, часть расходов университет берет на себя.

А еще у нас есть спортивно-оздоровительный центр под Истрой, с великолепной лыжной базой. Студенты в нем отдыхают круглый год, приезжая на выходные в течение семестра, а летом посменно. Место великолепное - раньше там лечились дети, страдающие астмой.

Пока Виктор Васильевич рассказывал о своем «детище», я думала о ребятах из МГПУ, которых знаю. Бойкие, живые, они и КВН могут провести, и подработать на Новый год Снегурочкой и Дедом Морозом, и поехать с придуманным ими спектаклем на Каширку, чтобы поздравить детей, больных онкологическими заболеваниями. А сколько красивых девушек в универе! Его сайт просто трещит от объявлений вроде: «Ищу Машу, которая учится на факультете начальных классов...». В Интернете общаются и многие выпускники, стараются не терять друг друга из вида. Все-таки студенчество - лучшее время в жизни. Будем надеяться, что мечты ректора сбудутся, и сегодняшние учащиеся вуза со временем не потеряют ясности взгляда, стремления к знаниям и желания передать детям то доброе и вечное, что они сами открыли и продолжают открывать в науках.

P.S. На одном из мартовских заседаний Правительство Москвы рассмотрело и одобрило эксперимент по целевой контрактной подготовке специалистов, проводимый на базе МГПУ и МГПИ (Московского государственного педагогического института). Решено распространить и на другие вузы.

Суть программы в следующем: абитуриент или студент первого курса по желанию заключают с альма-матер контракт о двухлетней работе по распределению после получения диплома. При этом поступающему в вуз предоставляется льгота при зачислении, а учащемуся государственная стипендия выплачивается даже в том случае, если в его зачетной книжке есть тройки (правда, сессию все равно надо сдать вовремя). Расторгнуть контракт молодые люди могут в любой момент, но, как говорят в МГПУ, подобных случаев не было. В этом университете эксперимент действует безотказно, в нем участвуют 90% студентов, получающих профессию педагога.

Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива