Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2007

Потребность в собеседнике

«Превратим мир в библиотеку!» – таков лозунг книгочеев-буккроссеров. Буккросинг возник восемь лет назад в Америке. Сейчас к этому течению подключилось уже около 130 стран. Суть явления проста: прочитав книгу, ты не оставляешь ее пылиться на полке, а отдаешь прочесть еще кому-нибудь – и тем самым как бы «освобождаешь», делясь со следующими читателями частичкой себя.

В Интернете у буккроссеров существуют свои сайты. Там они сообщают заинтересованным книголюбам, где будет оставлено то или иное произведение. Например, на лавочке рядом с качелями в таком-то дворе, на подоконнике в университете. Так, книга Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» была однажды закамуфлирована на крыше фотобудки московского метро, а «Игра в классики» Кортасара находилась рядом с фонтаном на Манежной площади. Желающему получить вожделенный томик нужно вовремя увидеть в Сети сообщение о книжке и первым прийти в заветное место. Такого человека называют «охотником». Если книга попала в нужные руки, о ней говорят, что она «поймана».

Причем книги никогда не оставляют на видных местах, а припрятывают – без точной наводки не найдешь. Это делается, дабы книжки не попадали в руки случайных людей, вроде дворника или милиционера, поскольку те обычно выбрасывают кладези мудрости в мусорные баки. В Европе и Америке кроссеры действуют более открыто: не боятся запросто оставлять условленные книжки в скверах, кафе или книжных магазинах.

Российские буккроссеры ведут в Интернете статистику: сколько книг было в ходу за последний месяц, сколько и какие из них пойманы, как активно пополняются ряды последователей книжного движения. В частности, охотников за книгами у нас, оказывается, около пяти тысяч. Распространен подобный обмен литературой по большей части в крупных городах.

Почему буккроссинг становится все более популярным среди молодежи? Вот что говорит последовательница движения Лена Лапикова, студентка РГСУ:

– Найти хорошую книжку – вообще здорово! А найти книжку, от которой идет тепло рук многих хороших людей, ее прочитавших, – еще приятнее!

Каждой книге буккроссеры присваивают специальные номера. На своих сайтах они ведут учет: где какая книга появилась, кто ее нашел. Но самое главное, такие сайты позволяют в режиме чатов и форумов обсуждать литературу.

Тертулии для интеллектуалов

Однако куда приятнее обсуждать литературные произведения не в чате, а живьем, в компании начитанных людей твоего возраста! Поэтому не удивительно, что у европейской молодежи весьма популярны так называемые «интеллектуальные вечеринки». В Испании подобные сборища даже имеют специальное название «тертулии» и представляют собой своеобразные собрания в кафе и барах.

В западном мире интеллектуальные вечеринки возникли в одно время с традицией пить кофе в общественных местах – в XVII веке. Расцвет же их пришелся на конец XIX–начало XX веков. А новый всплеск популярности произошел в 1980-х годах. Интеллигентные собрания могут быть посвящены не только прозе или поэзии, но также кино, театру, философии, политике. Присоединиться к собранию и высказаться может каждый.

Если говорить именно о тертулиях, то лучшие из них собираются в Мадриде. В свое время в них участвовали Федерико Гарсиа Лорка, Мигель де Унамуно, Пабло Пикассо, Хосе Ортега-и-Гассет. Но и сейчас в столице Испании насчитывается около 50-ти довольно известных мест, куда приходят пообщаться молодые интеллектуалы. Так, тертулиями славятся мадридские кафе «Комерсьяль», «Мануэла», «Мендосино», «Либертад».

В «Либертаде» больше десяти лет проводится «Понедельник поэзии», который позволяет начинающим поэтам читать свои стихи с импровизированной сцены и – знакомиться. Кофейня давно облюбована парнями и девушками для интеллектуального флирта. Молодые люди ищут здесь родственную душу, а девицы надеются встретить интеллигентного принца.

Бар «Мендосино» помимо места для тертулий также является центром буккроссинга. Некоторые жители Мадрида считают буккроссинг способом отыскать свою «половинку»: оставляешь в кафе прочитанную книгу со своими комментариями и контактами, «половинка» находит томик, читает и отвечает тебе.

Как герои Чехова

Для России традиция тертулий достаточно нова, ведь не каждому студенту финансы позволяют даже раз в неделю проводить вечер в кофейне. Хотя в Москве в «Пирогах» время от времени выступают поэты, а раньше там даже проходили поэтические турниры. Другое исключение – «Ирландский паб» на Старом Арбате, в котором по воскресеньям собираются литераторы с Интернет-портала «Точка зрения». В столице действует и несколько других литературных кафе.

Однако по большей части молодые поклонники хорошей книги да начинающие служители пера кучкуются в кружках при библиотеках или вузах. Свой клуб для начинающих авторов «Литературная кухня» существует и у нашего журнала. Мы собираемся за большим столом с самоваром. Как герои Чехова, пьем чай и читаем свои «шедевры».

Будучи редактором поэтической рубрики «Ст.М», я обнаружила, что российская молодежь пробует работать со словом и объединяется в литературные кружки независимо от того, где живет: в крупных мегаполисах или небольших городках. Так, студент Тверской государственной медицинской академии Максим Страхов организовал писательское объединение «Разноголосье». Другой, студент МГСУ Артем Шепель, стал инициатором стартовавшего в марте литературного марафона «Контакт». Суть марафона в том, что прославленные в узких кругах авторы читают с листа в вузовских аудиториях. Цель акции: авторы должны пробиться к читателю. Дорога к сердцу кноголюба вообще – основная проблема современного литератора, особенно пишущего стихи.

Перед свободным микрофоном

Начинающие сочинители могут познакомить со своими произведениями друзей, родственников. Если повезет – найти собратьев по перу в каком-нибудь творческом клубе, получить рекомендации от мэтров. Кстати, председатель Союза писателей Москвы Римма Казакова раз в месяц проводит в Доме литераторов весьма интересный, на мой взгляд, Клуб одного стихотворения. В первой части вечера перед собравшимися выступает маститый писатель, во второй – любой из присутствующих имеет возможность почитать свои вирши перед «свободным микрофоном».

О чем же пишут сегодня молодые? Что их волнует? Возможно, это как-то связано с теми проблемами, о которых они сами любят читать? Ответить на подобные вопросы я попросила участников Литературной кухни «Ст.М» и творческой студии «Коровий брод», которая действует под руководством поэтессы Елены Исаевой при Бауманском университете. Обмен мнениями происходил на общем заседании двух клубов на территории бауманки.

Ольга Крупченко, выпускница РГСУ, участница «Коровьего брода»:

– Меня привлекают книги Борхеса, Кастанеды. Чем привлекают? Размышлениями об эволюции сознания. Сейчас читаю Стефана Цвейга. Он тоже весьма интересно смешивает реальность и нереальность. Раньше я писала лишь стихи, недавно переключилась на прозу. Пробую сочинять маленькие сказки-зарисовки. Пока свои тексты никому не показывала. Начну показывать, когда пойму, что соотношение между обыденным (реальным) и фантастическим (нереальным) в них гармонично.

Еще люблю книги Сергея Лукьяненко, хоть он и считается массовым автором. В основном его знают по «Ночному» и «Дневному дозору», однако у него еще есть потрясающие ранние произведения, которые по глубине мысли можно сравнить с текстами Кастанеды.

Леонид Зотов, аспирант МГУ, участник «Литературной кухни»:

– В литературных произведениях мне интереснее всего человеческие отношения и чувства. Я вполне согласен с Николаем Рубцовым:

О чем писать – на то не наше воля.

Тобой одним не будет мир воспет.

Ты тему моря взял и тему поля,

А тему гор другой возьмет поэт.

Но если нет ни радости, ни горя,

Тогда не мни, что звонко запоешь.

Любая тема: поле, или море,

И тема гор, – все это будет ложь!

Однако как аспирант МГУ и астроном по профессии я переживаю, что фантастическая литература в нашем обществе считается второсортной. Думаю, помимо человеческих отношений настоящий писатель должен задумываться над вопросами новых технологических реалий, думать о природе и экологических проблемах. Мои любимые авторы – Азимов, Лем, Кир Булычев.

Кирилл Рожков, недавний выпускник Литинститута им. Горького участник обоих клубов:

– Сегодня на полках магазинов можно встретить Лема, Стругацких – представителей «старой школы» научной фантастики, а вот современных произведений на эту тему что-то не встречал. Зато много фэнтази. С удовольствием почитал бы качественную современную фантастическую книжку. Только не получается! Сам пытаюсь писать о своих ровесниках – людях, которым немного больше двадцати, и о смене эпох, пришедшейся на нашу жизнь.

Иван Смирнов, студент бауманки, участник «Коровьего брода»:

– Если честно, не особо жалую русскую литературу, хоть и отношу себя к ней некоторым образом. Читаю в основном иностранцев. Недавно добил «О мышах и людях» Джона Стейнбека – на английском языке, кстати сказать. До этого прочел «Кодекс Басидо» – кодекс японских самураев. Читая, понял, откуда проблемы в российском обществе. У нас каждый человек, который хотя бы немного возвысился, начинает идти против общего течения. В отличие от японцев, мы не считаем скромность важной добродетелью. Тогда как самурай дословно расшифровывается как слуга. Слуга Отечества, слуга императора. Хотя самураями были именно дворяне, аристократы!

Почему не жалую наших? Мне претят длинные сопливые размышления! Мы можем очень долго разглагольствовать, как все плохо, лежа на диване, и ничего не делать. У иностранных авторов на первом плане сюжет, действенность.

Поскольку я пробую себя не только в поэзии, но и в журналистике (пишу для газеты «Бауманец»), стараюсь руководствоваться этими принципами и в собственной работе. Правда, лирика гражданская у меня пока не получается.

Кстати, нам сейчас не хватает хороших патриотических произведений, чтобы читать – и зачитываться.

Борис Ильин, студент педагогического университета им. Н.К. Крупской, участник «Коровьего брода»:

– Мои критерии в мире художественных образов – линии любви и дружбы и то, каким образом писатель раскрывает их. В книге я ищу ответы, как научиться по-настоящему дружить и любить.

Эти темы волнуют большинство людей, ибо все мы страдаем от одиночества, разминовения. Сейчас заканчиваю одну большую вещь о том, как просто в этом мире разойтись, но в то же время как мало людям нужно сделать, чтобы встретиться. Ведь можно годами находиться рядом, говорить какие-то слова – и не понять друг друга. Вдруг окажется, что души разминулись.

Пишу стихи, в которых стараюсь поделиться своими переживаниями от общения с миром и людьми. Мой любимый поэт – Марина Цветаева. Она подкупает искренностью и сильными обертонами эмоций. Поэзия Цветаевой представляется мне такой планкой, достичь которой невозможно, но к которой хочется стремиться, чтобы расширить собственный диапазон.

Последнее, что читал, – книга Итало Кольвино «Если однажды зимней ночью путник».

Не рефератом единым

В мартовском номере «Ст.М» в материале «Нужна ли нам Наташа Ростова?» журналистка Дарья Чаликова приводила статистику относительно того, какое количество москвичей хоть что-то читает. Повторю некоторые из приведенных в статье цифр. 37% москвичей вообще не берут в руки книг, 40% – от случая к случаю, и лишь 23% жителей столицы читают постоянно. У 4% москвичей есть домашняя библиотека.

Из числа читающих четверть подсажена на женские детективы, 18% увлечены триллерами и детективами, а современной отечественной прозой интересуются всего 5%, с западной литературой знакомятся всего 4%. Библиотеки посещают 11% москвичей. Из них 37% – студенты, которые готовятся к занятиям.

Низкая посещаемость библиотек неудивительна. Положение их, особенно тех, которые существуют без поддержки мэра Москвы, сегодня незавидное. Вот и в Российской государственной юношеской библиотеке решили встать на коммерческие рельсы: перевести учебную литературу на электронные носители и выдавать студентам за деньги, художественных же книг особенно не закупать, поскольку, по мнению директора Ирины Борисовны Михновой, спросом они все равно не пользуются, да и складировать книжный фонд некуда. Лично мне очень бы не хотелось, чтобы подобный эксперимент набрал обороты даже в пределах одной библиотеки.

Неужели тезис, что мы – самая читающая страна в мире – миф?

В последнее время я стала пристально наблюдать за читающей публикой в метро. Да, у многих, особенно у старшего поколения, в руках все больше дешевые цветные томики любовных романов и детективов. Но все чаще молодые люди не отрываются от книг таких сложных, требующих способности думать авторов, как, например, Мураками или Татьяна Толстая (у нее популярней всего, как я заметила, «Кысь» – очень непростой роман). После нашумевших сериалов молодежь в вагонах повально читала «Идиота» и «Мастера и Маргариту» Скоро, думаю, придет черед «Преступления и наказания», по которому сейчас снимается очередной сериал. Примем во внимание и тот факт, что в подземке множество приезжих, которые книг с собой просто не имеют, – и процент читающих москвичей вырастет неимоверно.

Так что не знаю, ездят ли в метро те, кто проводит опросы и подсчитывает проценты. И принимают ли они в расчет ту огромную армию преимущественно молодых людей, которые читают новые популярные книги на специальных интернетовских сайтах типа www.aldebaran.ru? Практически за бесплатно, тогда как цены на книги сейчас крепко кусаются. Мне кажется, ситуация, во всяком случае с московской молодежью, не столь уж обескураживающая.

2007-й объявлен Годом русского языка, Годом чтения. Несколько месяцев назад Комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы провел круглый стол «Проблема детского и юношеского чтения в России и в Москве». Собрались библиотекари и читатели, учителя и журналисты. Поахали, поохали, зафиксировали как данность никчемность «поколения пепси» – да что с того?

Да, по телевизору показывают слишком много ориентированной на молодых рекламы, но телевидение же способно, как мы выяснили, и повернуть человека к книге. И, конечно, хорошо бы воплотить в жизнь мечту Антона Павловича Чехова о создании «Народных домов», которые объединяли бы в себе читальню, кофейню, клубы по интересам!

Светлана РАХМАНОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива