Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2007

Студенческий театр МГУ: МОСТ через границы

Юбиляр Студенческий театр МГУ МОСТ решил сделать себе подарок. Все-таки дата обязывает – 250 лет на подмостках. Даже титанам Большому и Малому не угнаться за любительским молодежным объединением лицедеев: на полвека отстали.

Старейшина российских служителей Мельпомены возрождает Фестиваль студенческих театров, похороненный в начале 90-х под руинами рухнувшего СССР. Да и кому еще связывать прошлое с настоящим, как ни коллективу под названием МОСТ? Вот и участники III Московского международного фестиваля студенческих театров подобрались сплошь из бывших советских республик – Литвы, Эстонии, Латвии, Белоруссии. А Россию представляли труппы из Санкт-Петербурга, Перми, Челябинска, Калининграда, Воронежа и сам виновник торжества.

Мир, дружба, шпроты

– Можно запрещать и «Боржоми», и шпроты, но дружить театральным коллективам не помешают ни границы, ни запреты, – заметила председатель экспертного совета фестиваля заслуженная артистка России, вице-президент Фонда Ролана Быкова Елена Санаева. И ее коллеги по жюри – представители Международной ассоциации любительских театров АИТА и театральные критики – согласились. Ведь цель, ради которой собственно и затевалось масштабное мероприятие, – развитие и углубление духовного взаимопонимания между молодыми людьми, представляющими различные национальные культуры.

Преодолевать межкультурную стену, успевшую вырасти между некогда братскими народами за полтора десятилетия прожитых врозь, лицедеям-любителям разрешили на нескольких столичных площадках: в Театральном центре СТД на Страстном, в Театре Луны, в ДК МГУ, в Театре под руководством А.Б. Джигарханяна и на сцене фундаментальной библиотеки МГУ.

На Страстном актерствовали МГУшники со своей фантастической «Удачей по скрипке» (подробнее о спектакле – читайте ниже), коллектив калининградского Народного студенческого театра «Третий этаж» Российского госуниверситета им. Канта со спектаклем-предупреждением «О том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» и труппа из Владимирской области «Театральный комплекс» с постановкой «Мужчина и женщина».

Театр Луны был отдан в распоряжение Студенческого театра г.Тарту с «Елизаветой БАМ», Студенческого театра Латвийского университета с «Фрёкен Юлией», «Небольшого театра» Пермского госуниверситета, который привез в Москву «Эмигрантов», и Студии-театра «Манекен» из Челябинска, пригласившему публику под «Калифорнийский душ».

В ДК МГУ с приездом Театра «Ювента» Российского госуниверситета им. Герцена настал «День подлинной свободы», расплачиваться за который постановкой «Плачу за все!» пришлось Народному студенческому драматическому театру из Белоруссии.

В Театре под руководством Джигарханяна студия «Палэпэ» («Чердак») демонстрировала зрителям свой «Костюм», а хозяин фестиваля МОСТ обещал «Я с нею познакомлюсь».

Финальное единение всех коллективов случилось на подмостках Фундаментальной библиотеки МГУ, где проходило закрытие фестиваля. Обещание свое МОСТ выполнил: перезнакомил труппы между собой и со столичными достопримечательностями, преподал уроки актерского мастерства под руководством своего худрука Евгения Славутина и наградил дипломами.

И хотя фестиваль не был конкурсом, экспертный совет все-таки не сдержал восхищения и отметил самых-самых – «Небольшой театр» из Перми, «Театральный комплекс» из Владимира и Студенческий театр МГУ.

Странное и символичное совпадение, но даже названия некоторых приглашенных коллективов – прямо-таки выстроили некую конструкцию: «Третий этаж», «На балконе», «Чердак». Не хватает, пожалуй, «подвала», «лестницы» и «окон». Но, может быть, уже через два года, когда начнется четвертый фестиваль, как планируют организаторы, любительские театры с подобным названиями подтянутся, и выстроится настоящий дом без границ и языковых барьеров.

В поисках новых звезд

– Все помнят времена, когда выезд за границу какого-либо театрального коллектива был событием, тем более гастроли непрофессионального театра. Потом «железный занавес» пал, мы стали выезжать. И решили, что и в Москве должен состояться фестиваль студенческих театров, – вспоминает Ирина Большакова, директор Студенческого театра МГУ, заслуженный работник культуры РФ, исполнительный директор фестиваля. – Тогда у нас была своя площадка, и на собственные деньги при поддержке АИТА Студенческий театр МГУ провел первый фестиваль в 1990 году и второй в 1992 году. Но потом здание, в котором находился театр, было возвращено церкви Святой Татианы. С тех пор мы выступаем на сценах, которые арендуем у города. Но теперь под эгидой Правительства Москвы чувствуем себя не в таком отчаянном положении. Новое здание для театра строится. И мы поняли: самое время вернуться к проведению фестивалей.

Кстати, 16 лет назад, когда затевался самый первый смотр театров-самородков, в нем участвовали американцы и французы, кубинцы и поляки, итальянцы и финны, шведы и т.д. Географию наследников того премьерного фестиваля организаторы обещают расширить. А пока на III Московском международном фестивале присутствовали наблюдатели из Великобритании, Дании и Прибалтики.

Появилась и новая традиция – интерактивность. Обратную связь публика и труппы налаживали он-лайн: в форуме на сайте МОСТа каждый зритель мог оставить комментарий, поделиться впечатлениями от постановок и просто поддержать участников фестиваля. И в живую – желающие могли не покидать зал после спектакля, а вместе с членами экспертного совета внести свою лепту в «разбор полетов».

– Москва фестивалями переполнена, – заметил театральный критик Геннадий Демин. – Но Фестиваль студенческих театров занимает свою особую нишу. Непрофессиональные актеры раскованы, рискуют, дерзают, подхлестывая профессионалов.

Да что там подхлестывают: любительские труппы – это, зачастую, месторождения драгоценных талантов. Признанные законодатели российской театральной моды Марк Захаров и Роман Виктюк в разное время руководили Студенческим театром МГУ. Студентки факультетов экономики и журналистики Ия Саввина и Алла Демидова, дебютировавшие в спектакле «Такая любовь», превратились в гениальных актрис в коллективе Ролана Быкова, который возглавил театр в 1958 году и открыл его широкой публике.

– В архиве Ролана Антоновича сохранилось письмо оператора Сергея Лисецкого Алексею Баталову: «Если ты не видел этот спектакль («Такая любовь» – А.Б.), бросай все и немедленно приезжай: такого потрясения со времен Мейерхольда я не помню!», – рассказала Елена Санаева. – На спектакль записывались с ночи. Остановка троллейбуса в то время стала называться «Студенческий театр МГУ». А в Ленинграде, где гастролировал коллектив, Быков пригласил на спектакль Хейфеца, тот заметил Ию Саввину и увидел в ней героиню своей «Дамы с собачкой».

Под началом нынешнего художественного руководителя МОСТа выросло новое поколение леди и джентльменов от шоубизнеса: Ирина Богушевская, Алексей Кортнев, Вальдис Пельш, Максим Галкин.

– Наш театр никогда не был закрытым. Всегда старался аккумулировать все, что происходит в современной театральной жизни профессиональной и любительской, – сказал Евгений Славутин, худрук Студенческого театра МГУ, заслуженный деятель искусств РФ. – Поэтому здание, которое сейчас строится в Сокольниках, мыслится не как сцена для театра с постоянной труппой, а как открытая площадка, на которой будут идти лучшие спектакли театральных вузов и любительских театров.

Дьявол носит очки

Можно не сомневаться, что в новом здании МОСТа будет с аншлагами идти off-бродвейская постановка (офф-Бродвей – некоммерческие экспериментальные спектакли, противопоставленные дорогим шоу) «Удача по скрипке» по одноименной повести Валерия Алексеева, которая открывала фестиваль.

Это дебютная режиссерская удача Георгия Долмазяна – музыкального руководителя, актера, певца, композитора, аранжировщика и старожила Студенческого театра МГУ.

Сюжет – один из вариантов излюбленных философских исканий мировой литературы, перенесенный в СССР конца 70-х, – сделка с дьяволом. Советский Фауст – работница проката Зиночка, мать-одиночка, на попечении которой сын Толик и больной отец. Люцифер – некая тетя Таня из подворотни у магазины «Маруся». Есть в этой истории еще и змий-искуситель – коллега Зинаиды непутевая Вавка, которая первой разузнала дорогу в преисподнюю.

Вокруг главных героев крутится свита, положенная дьяволу по статусу: Судьба с раскачивающимся метрономом на подносе, чокнутый профессор Гайфутдинов с соленым огурцом на вилке вместо дирижерской палочки, мальчик-девочка с прибалтийским акцентом и прочие странные персонажи, придуманные автором, раскрашенные режиссером и блестяще сыгранные актерами.

Долмазян изобрел интересный ход: перед зрителями сразу две главных героини – одна Зиночка на сцене в центре событий, вторая – «за кадром» рассказывает о собственных злоключениях. То и дело они «перетекают» одна в другую. Временами закадровая Зинаида как будто нажимает кнопку «стоп» в фильме о собственной жизни, и зрители получают возможность увидеть выбранный ею кадр в деталях.

Исполнительницы главной роли Светлана Молчанова и Елизавета Морковина – выпускницы соответственно соцфака и журфака МГУ. Наблюдая за ними на сцене не верится, что всего пару-тройку лет назад они были новичками МОСТа. Не доверять своим глазам меня заставила и еще одна актриса. Принявшись искать в списке труппы Театра МГУ молодого человека, который играл роль Толика, я была потрясена. Мальчиком оказалась вчерашняя школьница Катя Мочалина. Ну и конечно очаровала харизматичная, ироничная и грубая тетя Таня, сыгранная Анной Матвеевой.

Еще одна режиссерская находка – темные очки, которые носят все приспешники Татьяны Петровны. Не сразу, но понимаешь: это не элемент костюма, а характерная черта «темных» персонажей. За черными очками они прячут пустые глаза – зеркала души, которые теперь ничего уже не отражают. Вот и простая, наивная Зиночка, и бесшабашная Вава получают по паре таких шор взамен бессмертной души. Одна ради счастья сына, другая и вовсе – за кофточку...

В спектакле почти нет декораций – только железные конструкции, которые находятся в постоянном движении. Фоном для действа служит разнообразная музыка – от неожиданно возникающей темы из «Служебного романа» до марша Майкла Наймана, – подобранная профессиональным композитором Долмазяном.

Особенно поражает кульминационная ночная сцена – момент когда Зиночке приходится наконец рассчитаться с Татьяной Петровной и ее соратниками за удивительные способности Толика к игре на скрипке, открывшиеся после подписания странного договора в кафе «Кукурузница», который и в огне не горит и в воде не тонет, и даже не рвется. На сцене наступает ночь и главную героиню окружают фигуры в белых халатах. «Доктора» колдуют над испуганной Зиночкой, а потом все исчезает.

А дальше с героиней случается разительная перемена. Но она не в том , что закадровая Зиночка и Зиночка со сцены меняются местами, а в том, что из доброй и чуть глуповатой она превращается в раздражительную и злобную. И становится понятно: душу можно, оказывается, удались как аппендицит.

А потом начинается череда дней, в которых героиня уже не находит никакой радости. Она возит сына на занятия к профессору, а сама ненавидит себя, эту «чертову скрипку», Толика и старика-отца, за то, что «столько крови выпил». В сцене похорон, где собралась вся нечистая сила во главе с Татьяной Петровной, Зине достаются черные очки, и она по праву занимает место в череде силуэтов без души. А зал пытается сдержать слезы, но это удается немногим.

Темная фигура в рамке открытой двери и финальный монолог Зины о том, что душа, которая заставляет быть безжалостной к себе самой во имя близких, ей вовсе и не нужна. Да и близких, ради которых стоит чем-то жертвовать, около нее не осталось: отец умер, а сын сбежал от переменившейся матери прихватив с собой дьявольскую скрипку, заложником которой стал...

Потрясение от «Удачи» не отпускало весь оставшийся вечер. На сайте МОСТа я нашла много похожих отзывов: «Мы в легком шоке после вчерашнего спектакля. Всю дорогу в метро молчали. Все было сказано со сцены», «Это было круто! Круто и неожиданно для студтеатра!», «Такой сценической свободы давно не замечала нигде!» «Четвертый день горит моя голова. Четвертый день не найду себе места после вашего грандиозного спектакля. Не знаю, правда это или простой пиар ход, что актеры не профессионалы, но то, что я увидел, выше всех похвал. Они на сцене умеют все. А главное, они реально там живут!»

Присоединяюсь ко всем поклонникам постановки. Браво!

Анастасия БЕЛЯКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива