Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 12, 2006

Красная линия обороны

В эти дни страна отмечает 65-летие битвы под Москвой. Удивительно, но значение этого события в истории Великой Отечественной войны долгое время оставалось недооцененным.

Для «невнимания» были причины – послевоенные политические деятели в этом событии себя не проявили. Ну, не было ничего в сражении под Москвой, что могло бы сработать на их великую славу, скорее – наоборот.

Между тем битва под Москвой – первое выдающееся сражение Великой Отечественной. Весь мир напряженно следил за его исходом. К тому времени немецкие войска уже захватили половину Европы, и от итога битвы под Москвой зависел дальнейший ход военных действий. К тому же это самое крупное сражение в истории и по количеству участников – семь миллионов тридцать пять тысяч!

Об истории московской битвы, ее значении рассказывает экспозиция Государственного музея обороны Москвы. Он расположился скромно – недалеко от метро «Юго-Западная», в Олимпийской деревне. Скромно выглядит и само здание, где некогда сидела дирекция Олимпиады-80. Да и это помещение выделили под музей временно... еще четверть века назад. Несколько раз планировался переезд ближе к центру Москвы, но так и не состоялся.

Впервые здешние двери открылись для посетителей лишь в 1981 году. Тогда экспозиция насчитывала всего 600 - 650 единиц хранения – понятно, что с таким количеством материалов тему Московской битвы не раскроешь.

К тому же музей начал постепенно перерождаться – в его залы проникло много второстепенных экспонатов, которые «уводили» посетителя в другое историческое время, например, рассказывали об Октябрьской революции. Так что в 1987-м экспозицию... демонтировали. И лишь в 1991 году (тоже историческом для нашей страны) она начала приобретать тот облик, который и привлекает сегодня в музей огромное количество гостей не только со всей страны, но и со всего мира.

Государственный музей обороны Москвы уникален. И не только потому, что посвящен великой битве. Уникальна сама экспозиция – обширная, тщательно подобранная, многоуровневая, она «поражает воображение» – именно такое определение чаще всего мелькает на страницах толстой Книги отзывов для посетителей.

За стенами неспешно течет спокойная мирная жизнь, а здесь погружаешься совсем в другой мир. И когда ходишь по музейным залам, трудно сказать, какой из миров реальнее, – этот или тот, за стенами. Полусвет и абсолютная тишина: не хочется говорить, только слушать, но «слушать глазами» рассказ музейных предметов о военной Москве 1941-1942 годов.

Нередко музейные экспозиции начинают оживать лишь при рассказе экскурсовода, а до этого предметы просто «молчат» за стеклянными витринами. Залы таких музеев скучны и утомительны. Музей обороны Москвы другой – здесь каждый предмет на своем месте, каждый рождает образ.

В залах представлены военная техника, образцы военной одежды, макеты оружия, письма, документы, фотографии, газеты, листовки того времени. Казалось бы, все это можно увидеть и в других музеях, но восхищает, как все здесь тщательно подобрано и оформлено. Экспозиция разместилась в семи залах и последовательно рассказывает о вторжении немецких войск, о начале войны, о добровольцах-ополченцах, о детстве, прерванном войной, о переводе промышленности Москвы на выпуск продукции для фронта, о маршале Г.К. Жукове.

Уникально и художественно-архитектурное решение залов, наполненное жестким стремительным ритмом, ритмом войны. Витрины, оформленные в виде снарядов, «траншеи», осколки стекла, фрагмент разрушенного дома и «летящая» в него фугасная бомба, фрагмент «теплушки», бомбоубежище, стол военного комиссара со специальным ограждением... Слышатся голоса и стоны, мерещатся силуэты.

Масштабность, размах и поразительная натуральность экспозиции передают ощущение тревоги. И оттого вдвойне уютным кажется атмосфера квартиры москвича в 1941 году – также фрагмент экспозиции. Тут все просто и привычно – круглый стол со скатертью, над ним – абажур, портрет на стене, стулья. Вроде и нет ничего интересного в этой неприхотливой домашней обстановке, а хочется задержаться подольше – отдохнуть, потеплеть.

Примечательно, что многие экспонаты можно потрогать. Это особенно радует школьников, которым тяжело держать руки по швам во время экскурсии.

- Основные наши посетители, конечно, дети, – говорит директор Государственного музея обороны Москвы Алла Степановна Лукичева. – Тема «Молодежь и война» проходит у нас «красной нитью». Стараемся больше рассказывать, как вели себя на войне их сверстники. Дети читают письма солдат с фронта, эвакуированных, рассматривают фотографии.

Интересно наблюдать, как меняются школьники, когда приходят к нам – затихают, ловят каждое слово экскурсовода, а когда мы прокручиваем запись голоса Левитана, читающего сводки от Советского информбюро, просто замирают. Мы говорим о природе подвига, о том, почему молодые люди шли на смерть и во имя чего.

Часто приходится слышать – и, самое странное, не только от молодежи, но и от взрослых людей (ведь что дети? – они лишь повторяют разговоры родителей), – что, например, Зоя Космодемьянская... могла бы поступить по-другому. Нет, не могла – она состояла в разведывательном отряде, принимала присягу на верность Родине.

В наше время, когда у общества такое непростое отношение к армии, очень важно понимать, что такое воинский долг. То же относится и к Подольским курсантам... Ужасно слышать, что их использовали как «пушечное мясо» или нечто подобное. Но они ведь действительно задержали противника в октябре 1941 года под Москвой, пока не подоспели наши войска!

Когда мы ездили по регионам собирать материал, люди, зная, что к ним приехали из Музея обороны Москвы, становились на вытяжку. Но не перед нами, а перед защитниками столицы. Ведь Москву защищала вся страна – со всех концов шли эшелоны. И теперь в разных регионах живут потомки тех героев, которые гордятся, что косвенно причастны к такому событию. Вот это мы и считаем своим долгом растолковать нашим посетителям, особенно детям.

Конечно, музей интересен не только школьникам. Сюда приезжает много людей и среди них немало специалистов, которые заявляют, что ничего подобного раньше не видели. Экспозиция насыщенная, за один раз все осмыслить невозможно. Я заметила, что и другие музеи стали перенимать наш опыт, перехватывать наши идеи. Много лет кафедра переподготовки музейных работников действовала у нас. Да и научный авторитет музея очень высок. Мы издали немало книг по Московской битве.

А ведь с какими трудностями приходилось сталкиваться на начальном этапе. И помещения отбирали, и говорили, что вообще музей закроют. На «бис» я бы сейчас эти времена не пережила. Но у сотрудников была цель – создать музей таким, каким мы его видели. И сейчас, оглядываясь назад, я точно могу сказать, что у нас все получилось, мы все сделали правильно...

Например, в начале 90-х, когда создавали экспозицию, сдавали ее по мере готовности. Пускали в одни залы, а в других еще шли работы. В результате это даже позволило лучше проработать материал, составить аннотации. Посетители приходили, смотрели, порой находили какие-то неточности. Научные сотрудники хоть и ворчали, но проверяли – и действительно часто замечание оказывалось верным. Было важно знать реакцию людей – пока еще можно что-то исправить.

Отказались здесь и от экскурсоводов, которые могут только зазубрить материал, – нет глубоких, целостных знаний истории. Экскурсии водят научные сотрудники. Часто посетители задают интересные и неожиданные вопросы, на которые очень важно ответить правильно. И не просто ответить, но и проанализировать, почему человек его задал. Ведь ясно: посетители – далеко не слушатели военной академии. Поэтому рассказ должен быть творческим и интересным. Говорят, не каждый военный историк мог бы работать в таком музее.

Алла Степановна пригласила меня посмотреть фильм о подмосковных местах боевой славы, который сняли сотрудники музея. Я смотрела и думала, что военный музей – вообще особая специфика. И о том, как непросто сохранять знания и память о великих событиях истории, держать свою «красную линию обороны» против их забвения.

Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива