Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 12, 2006

Мадам ПИКАССО

Имя Пикассо обычно ассоциируется с такими картинами, как «Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре» или знаменитая «Герника». Но в моей памяти возникает совсем другой образ – портрет его жены Ольги Хохловой, написанный в 1917 году, – выразительный антипод «Даме с веером». Здесь гуманистическое начало борется с отвлеченным формализмом.

Не без основания можно утверждать, что влияние русского балета, и в первую очередь – любовь к русской балерине, сказались на творчестве художника. Портрет хранится в музее Пикассо, впервые мы его увидели на выставке «Москва Париж» в 1981 году. Мне же посчастливилось встретиться с ним еще раз – в мае 2004-го в Париже на выставке «Энгр – Пикассо».

...Пабло познакомился с ней в Риме: художник много времени проводил с балетной труппой Дягилева, путешествовал с ней по Италии. Не сразу эта девушка с царственной осанкой привлекла его внимание. А когда он ее «увидел», то уже не смог забыть.

Пикассо вообще нравилось все русское. Как и многие иностранцы, он любил Достоевского и в каждой русской женщине видел Настасью Филипповну. Позднее художник понял, что ничего инфернального в его избраннице не было. Но это потом, а пока Ольга полонила его. Она очень отличалась от прежних его подружек. «В ней есть мудрость и спокойствие,– с удивлением и восторгом говорил он Игорю Стравинскому. – А это, если вдуматься, куда более редкий дар, чем умение танцевать».

К тому же Ольга была сдержанна в общении. Не скрывала, что ее мало интересует живопись, совсем не проявляла внимания к его творчеству. Они много бродили по Риму, оставались наедине, но Ольга не давала повода для полного сближения. Пикассо был в растерянности: как завоевать эту женщину?

«Она русская, – объяснял Дягилев. – На таких, как она, приходится жениться...» Легко сказать – жениться. Пикассо шесть лет назад похоронил любимую женщину. С тех пор у него не было серьезных привязанностей. Ему почти 40, а Ольга так молода, хороша. «Поглядела бы ты на ее гордую осанку, на неприступность поистине аристократическую», – писал художник писательнице Гертруде Стайн.

Но все-таки он решился. А Ольга? Она не была влюблена. Более того, ее пугал горячий темперамент Пикассо, его необузданность. А еще ее пугал «завтрашний день». Шел 1917-й год. Первая мировая война, революция и гражданская война в России, невозможность вернуться на родину.

Последней каплей в ее сомнениях был провал спектакля «Парад» в парижском театре «Шатле», после которого публика в зале начала кричать: «Смерть русским!». Дягилев вынужден был отправиться на гастроли в Латинскую Америку. Ольга покидает труппу и... переезжает к Пикассо. Венчание проходило по православному обряду в русской церкви в Париже на рю Дарю.

В объятиях любимой женщины Пикассо счастлив, ему нет дела до ужасов бытия. Ольга уверена, что он должен стать модным художником (ведь он так известен), писать портреты влиятельных и богатых заказчиков. «Пикассо, – пишут авторы книги «Русские избранницы», – искавший в ней разгадку тайны просторов бескрайней Азии, нашел лишь жизнь в квартире, обставленной мебелью красного дерева, сигары, утомительные послеобеденные беседы в пиджаках и смокингах».

Но в первое время ему это нравится. Их новая квартира на рю Боэси уже ничем не напоминала богемную монмартрскую жизнь. Ольга воплотила в ней свою мечту, перенеся ее из разрушенной революцией России в Париж. Дочь русского полковника по-своему понимала счастье, семейный уют. Молодая женщина, слишком увлеченная идеей переделать мужа (ошибка, свойственная многим и сегодня), не почувствовала тревоги даже тогда, когда обнаружила, что Пикассо «восстал». Он начинает восстанавливать в своей мастерской ту атмосферу, тот хаос, который сопровождал его всю жизнь и в котором он только и мог творить. «Маскарад окончен, – ставит он точку на светской жизни с ее фальшивыми улыбками и обязательными переменами костюмов. – Мне надо работать».

Пикассо очень любил Ольгу и очень гордился ее красотой. К началу их любви относится и написание знаменитого портрета. Но что удивительно – сердце томится любовью, а рука художника бесстрастно рисует черты довольно холодной женщины, для которой любовь «служит украшением обычной жизни». Обратите внимание на ее твердо сжатые губы – характер твердый и... расчетливый.

Когда современники высказывали недоумение выбором Пикассо (его друзья не приняли Ольгу), Матисс подсмеивался: «Всему виной случай». И рассказывал, что первое свидание с художником было столь бурным, что, выходя из дома, Ольга оступилась и упала, растянув связки. Конец карьеры? Пикассо, считая себя виновником происшедшего, вынужден был жениться.

Шутка стала мифом, в котором есть доля истины. А истина в том, что брак этот был действительно случаен. Импульс – его причина. Дальше началось отторжение, которого не остановило даже рождение сына. Конечно, Пикассо счастлив, он во власти нового ощущения, которое подарило ему отцовство. Он рисует Поля. Этот период в его творчестве назовут «периодом арлекинов». Рисует он и маму с ребенком. Однако тема материнства не приняла у художника-атеиста библейского оттенка: это не Мария с младенцем, это – мама с ребенком.

Постепенно конфликт между супругами становится непреодолимым. Выход один – развод. Как справедливо пишут биографы, он сбросил с себя «аркан жизни преуспевающего буржуа». Этому способствовала и встреча с Мари-Терезой Вальтер. Лучистая синева ее глаз решила судьбу Ольги Хохловой.

Они расстались в 1935 году. Отказ Ольги дать развод вызвал гнев художника. Вот когда он пожалел о брачном контракте, подписанном до венчания, по которому все имущество супругов, включая картины, должно быть поделено пополам. Картины! Вот что нужно Ольге. Пикассо возмущен: «Ты уверяешь, что любишь меня. Вполне возможно, но любишь как кусок жареной курицы, стараясь обглодать его до кости». Пикассо покидает жену, а вскоре Мари-Тереза родила ему дочь.

Свои последние годы Ольга жила на юге Франции. Ее постоянными спутниками стали одиночество и отчаяние, усиливающиеся невозможностью вернуться в Россию, о которой тосковала. С Пикассо она больше не виделась.

Скончалась Ольга Хохлова в феврале 1955 года. Узнав о ее кончине, он произнес: «Вот теперь она действительно исчезла». Маэстро ошибся. Портрет, написанный им, навсегда останется признанием в любви.

Анна БЕЗЕЛЯНСКАЯ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива