Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 12, 2006

Гринпис России: Пятно из Амура

На основе собранных данных, консультаций с учеными и представителями органов власти экологи предлагают выработать комплексный план по оздоровлению природной ситуации в бассейне реки Амур.

Это не только реакция на сбросы ядов китайской стороной в реку Сунгари. Это необходимые меры для изменения крайне неблагоприятной экологической обстановки в регионе.

По мнению экспертов, выполнение такого плана нужно сосредоточить в руках одного ведомства – Министерства природных ресурсов. Необходимо увеличить количество постов экомониторинга на Амуре, создать совместный с Китаем информационный центр по охране и изучению экологических проблем Амура, что должно быть закреплено в соответствующем российско-китайском соглашении.

Необходимые меры

Итак, предложения по минимизации последствий и предупреждению подобных экологических катастроф в будущем:

1. Необходим собственный план проведения оценки последствий загрязнения экосистемы Среднего и Нижнего Амура (ОВОС) и выполнение мер по их минимизации. Разработка и выполнение плана должно быть в руках уполномоченного федерального ведомства с ясной системой координации с иными ведомствами и организациями. По логике, таким ведомством является МПР, а обязательными участниками процесса ОВОС и мониторинга – Гидромет и РАН.

2. Необходимо обязательно ознакомить россиян с процедурой и результатами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), проводимой КНР, а лучше сделать совместно такой ОВОС. Давно назрела необходимость создания совместного центра охраны и изучения экологических проблем Амура со значительно расширенной сетью точек мониторинга вдоль главного русла.

3. Подготовка и реализация плана действий, а также системы сотрудничества с КНР по всем экологическим вопросам должна быть обеспечена целевым федеральным финансированием.

4. Чтобы управлять ситуацией, нужно ее знать. Число постов в сети гидрохимических наблюдений гидрометеорологической службы на Амуре надо увеличить до количества, достаточного для отслеживания трансграничного загрязнения, а в анализируемые показатели включать все типичные загрязняющие вещества, поступающие с водами из КНР.

5. Система оповещения о трансграничных проблемах должна быть закреплена российско-китайским соглашением. Причем по лучшим стандартам обмена информацией со сроками ее предоставления и расширением спектра показателей в целях укрепления общей экологической безопасности.

6. Пора объединять усилия по международному (Россия-Китай-Монголия) управлению бассейном по примеру созданного на российской стороне Координационного комитета по устойчивому развитию бассейна Амура. Проект Глобального экологического фонда «Комплексное управление бассейном Амура» призван подготовить Трансграничный диагностический анализ и создать платформу для переговоров и подготовки совместного плана действий.

Международный план должен рассматривать весь комплекс проблем экологии и природопользования в регионе: предотвращение загрязнений, поддержание традиционного природопользования и восстановление рыбных запасов, предотвращение негативного влияния на окружающую среду растущего экономического сотрудничества.

Амур – крупнейшая международная река Евразии, обладающая огромной экологической ценностью и богатейшими ресурсами. Ее охрана и бережное использование должны стать важнейшим направлением сотрудничества между странами бассейна.

Вторая позиция

Что же загрязнило Амур после аварий на китайском химзаводе?

По официальным данным китайской стороны, в результате взрыва 13 ноября 2005 года на нефтеперерабатывающем заводе в Дзилине в крупнейший приток Амура – реку Сунгари попало более 100 тонн загрязняющих веществ, в том числе, бензол и нитробензол.

К сожалению, российская сторона не обладает достоверной и полной информацией о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Амуре до и после впадения Сунгари, что осложняет понимание ситуации и принятие адекватных мер. Так, ниже места впадения Сунгари в Амур у Роскомгидромета имеется лишь один пост гидрохимических измерений (в Хабаровске), а отслеживаемые им показатели не включают многие вещества, характерные для стоков, поступающих из КНР.

Между тем Амур является водотоком с высоким естественным содержанием многих органических веществ, а постоянные загрязнения из КНР увеличивают концентрации многих из них до опасных значений и без чрезвычайных залповых сбросов. Рассматривать последствия случившейся катастрофы можно только в контексте хронического загрязнения амурских вод и рыбы комплексом многих опасных веществ.

С середины 90-х годов началось резкое ухудшение качества воды в Амуре: вода из кранов и речная рыба стали отдавать карболкой, были зарегистрированы случаи отравления домашних животных и даже людей. В четырех административных районах Хабаровского края органы власти официально запрещали употреблять воду и рыбу из Амура.

Исследования проб воды выявили рекордную концентрацию (906 ПДК) суммы полициклических ароматических соединений фенольного ряда, что положило начало «фенольному» этапу изучения Амура. Уже в феврале 1997 года были организованы комплексные исследования причин наступающего экологического кризиса, которые дали неутешительные результаты. В рыбе обнаружили группу летучих органических соединений (этанол, метанол, ацетон, уксусный альдегид, этилацетат, изопропанол, метилэтилкетон, эфиры масляной кислоты и др.).

Была высказана гипотеза, согласно которой возможной причиной кризиса является трансрегиональный перенос больших масс загрязняющих веществ со стороны вышерасположенных по Амуру регионов. В рамках этой гипотезы проведена оценка вклада реки Сунгари в формирование качества амурских вод.

Основания: водосбор реки Сунгари имеет площадь 532 тыс. кв. км (28,7 % площади амурского бассейна). Основными отраслями промышленности являются нефтяная, нефтеперерабатывающая, химическая, горнодобывающая, лесная и машиностроительная. Развиты производства бумаги, пластмасс, искусственных волокон, сельскохозяйственных удобрений, автомобильных шин. При численности населения более 72 млн. человек его ежегодный прирост в этих граничащих с Россией провинциях составляет около 4 - 5 процентов.

По среднемноголетним гидрологическим данным, вклад Сунгари в формирование стока Амура варьируется от 20 до 30 процентов. В годы наводнений он возрастает до 50-ти и более процентов. В последнее десятилетие Сунгари входит в список пяти наиболее загрязненных рек Китая, и ситуация с качеством воды продолжает ухудшаться (по официальным данным экологических служб КНР).

Третья позиция

Каковы возможные последствия загрязнения для экосистемы Амура?

Последствия аварийного сброса имеют множество аспектов, которые должны рассматриваться в свете решения проблем хронического загрязнения Амура:

- межгосударственный (трансграничное воздействие с сопредельных территорий Китая как наиболее весомый фактор загрязнения реки Амур стойкими органическими соединениями, в том числе хлорсодержащими пестицидами, бифенилами и полиароматическими углеводородами). Срок разрешения проблемы зависит от способности России и Китая использовать этот инцидент (как и новый сброс в Сунгари осенью уже этого года) для радикального совершенствования системы межгосударственной экологической безопасности в Амурском бассейне. Если Россия не использует данную возможность для организации практического взаимодействия с Китаем по экологическим вопросам, это может иметь самые печальные последствия и означать фактическое снятие вопросов экологической безопасности с повестки переговоров двух государств;

- медицинский (угроза сохранению здоровья населения в условиях загрязнения природных вод стойкими органическими веществами и их предшественниками, а также возможность их образования в технологическом процессе водоподготовки методом хлорирования). Этот аспект проявится как в непосредственном ухудшении здоровья населения, потребляющего воду и рыбу, в течение ближайших месяцев, так и в многолетней перспективе, в результате дальнейшего ухудшения показателей качества среды обитания и накопления токсичных веществ в цепи питания, на вершине которой стоит человек;

- социальный (неудовлетворительная динамика народонаселения, угрозы сохранению этносов коренных малочисленных народов). Это также многолетние последствия воздействия комплекса уже имеющихся негативных факторов, на которые наложится эффект последних загрязнений. По данным В. Рябковой (Хабаровский медуниверситет), «выявленная патология печени, системы кроветворения, вегетативно-нервной системы, рост врожденных аномалий и пороков развития имеют химическую этиологию, связанную с употреблением в пищу загрязненной рыбы из реки Амур. По нашим оценкам, при сохранении неизменной концентрации токсикантов в воде и рыбе в течение следующих трех лет риск развития патологий возрастет в два раза, а при увеличении концентрации токсикантов – более чем в три раза»;

- экономический (сокращение рыбных ресурсов, возрастающие затраты на подготовку питьевого водоснабжения и очистку хозяйственно-бытовых и промышленных стоков). Этот аспект уже проявился со всей очевидностью как в затратах по работе систем жизнеобеспечения (около 150 млн. руб.), так и в последствиях введения запрета на лов рыбы и связанным с ним снижением спроса и ростом цен на рыбу и рыбопродукцию на рынке. Этой зимой и весной не будет лова миноги и корюшки – важнейших источников дохода бедного рыбацкого населения приамурских сел;

- экологический (сокращение численности отдельных видов частиковых, лососевых и осетровых рыб, трансформация сообществ микроорганизмов, снижение способности природных вод к самоочищению, накопление загрязненных донных отложений и эффект вторичного загрязнения вод). Последствия обширны и многоплановы, и механизм их оценки и смягчения для данного конкретного случая пока не разработан и не приведен в действие российской стороной (в отличие от китайской, у которой такой план есть).

После первой волны острого загрязнения ближайшие отрицательные последствия ожидаются от контакта водной живности с дополнительно привнесенными токсинами в условиях зимнего маловодья и недостатка кислорода, когда Амурская экосистема особенно уязвима, и от интенсивности высвобождения загрязнителей изо льда весной. Один из худших сценариев – попадание с паводком значительной доли загрязнителей в пойменные протоки и старицы вдоль главного русла, что может привести к гибели гидробионтов и снизить воспроизводство рыб. Отдаленные последствия, связанные со вторичным загрязнением водной экосистемы вследствие биохимической трансформации токсинов при частичной утрате ею способности к самоочищению с трудом поддаются качественному прогнозированию.

Четвертая позиция

Можно ли ожидать восстановления реки хотя бы до прежнего уровня?

Так как ни точный состав, ни объем текущего аварийного сброса, ни динамика изменения фоновых концентраций загрязнений достоверно не известны, для ответа на этот вопрос требуется провести комплексную оценку последствий воздействия на окружающую среду (экосистему Амура), включая воду, рыбу, планктон, донные отложения, водную растительность и другие компоненты. Однако можно с уверенностью утверждать, что восстановление займет многие годы и станет возможным только при условии скоординированных международных усилий по улучшению экологической ситуации во всем проблемном бассейне.

Оценка действий

Техногенная авария позволила проверить готовность России к действиям в условиях экологической катастрофы. Подтвердилось, что многолетняя «реформа» природоохранных служб привела к плачевным результатам. Более или менее эффективно работавшая система Госкомэкологии России прекратила свое существование. Пришедшие ей на смену многочисленные ведомства имеют крайне ограниченные полномочия, недостаточный штат контролирующих подразделений, низкое материальное и финансовое обеспечение. Дорогостоящее лабораторное оборудование разукомплектовано или передано непрофильным организациям. Утерян штат квалифицированных специалистов, и теперь Россия просит Китай прислать своих экспертов и помочь наладить мониторинг загрязнения по нитробензолу.

Органы Роскомгидромета работают на допотопных приборах и в состоянии определять крайне ограниченный круг ингредиентов. Огромную помощь оказывает МЧС с его ресурсами и военной организованностью, но мониторинг, по большому счету – не его дело и сфера ответственности.

Мы долго твердили о проблеме загрязнения Амура со стороны Китая, не предпринимая государственных мер на своей стороне реки. При этом экономическая мощь Северо-Восточного Китая за десять лет утроилась, а российский Дальний Восток становится его сырьевым придатком.

Чтобы преодолевать последствия, требуется политическая воля и ясная система управления на национальном уровне. К сожалению, пока волю проявляет лишь правительство Хабаровского края, которое не имеет полномочий и ресурсов решать весь объем проблем на Амуре – пограничной реке федерального значения.

Гринпис России


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива