Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2006

К 100-летию Д.С.Лихачева

29 ноября 2006 года исполняет 100 лет со дня рождения выдающегося гражданина России, филолога и культуролога, публициста, страстного популяризатора науки и наставника молодежи Дмитрия Сергеевича Лихачева. Ниже мы представляем фрагменты из бесед с ученым. Первая - составлена из рабочих материалов к документальному фильму СПбГУП о жизни и научной деятельности Д.С.Лихачевы. Вторая - выступление перед студентами. Впервые опубликованы в сборнике Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов «Д.С.Лихачев - университетские встречи. 16 текстов». СПб, 2006.

Интервью с Д.С.Лихачевым

— Дмитрий Сергеевич, какое напутствие Вы, как патриарх культуры, хотели бы дать молодому поколению россиян?

— В России надо восстановить уважение к интеллигенции. Пренебрежительное отношение к интеллигенции губительно для нации. Поляки сумели возродить свою страну именно благодаря тому, что во всем народе было «разлито» уважение к образованным людям. А у нас интеллигенцию награждали эпитетом «гнилая». Между тем образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах — через литературу, науку, театр и т. д.

— Именно это побудило Вас написать книгу об интеллигенции?

— Совершенно верно. Я хотел показать, что интеллигенция вовсе не «гнилая» — она умела сопротивляться еще во время сталинских гонений на нее и на крестьянство. Кстати, крестьянство всегда стояло костью в горле у правительства. Крестьяне были свободны — они сеяли хлеб, продавали его кому хотели, назначая свою цену, и т. д. До сих пор власти противодействуют созданию фермерского слоя, потому что фермерство — это свободное предпринимательство огромных масштабов, и никто не сможет в него вмешаться.

Возрождение крестьянства очень важно, без этого положение в стране не улучшится. Я об этом говорю при каждом удобном случае и чувствую, что мои слова не пропадают даром. Закон о земле до сих пор не принят из опасения, что она вновь попадет в руки чиновников. Чиновник не может любить землю — ее может любить только крестьянин, который непосредственно, мускульно ее чувствует, знает, что от того, как он пашет и удобряет, зависит благосостояние его детей и внуков, к которым его земля перейдет. Она должна непременно переходить по наследству, чтобы в стране сформировался класс землепашцев.

— Дмитрий Сергеевич, в одном из интервью Вы сказали, что культурные люди начинаются с земли и безграмотная крестьянка может быть гораздо культурнее человека, живущего здесь, в городе, не по правилам.

— В России крестьянская интеллигенция — люди, которые живут не только трудом, но и искусством, взращиваемым на этой земле, — помнят народные песни, сказки. Горожанин может знать своего деда, в крайнем случае, прадеда, а у крестьян есть сознание того, что в этих местах жили его предки, поселившиеся здесь очень давно. Они ощущают свои корни. Это надо восстановить, так же как надо возродить родство крестьянства и интеллигенции. Интеллигенты, как правило, тоже чувствуют свои корни, знают, кем были их предки в третьем и четвертом поколениях. Это очень важно — сознание своей укорененности.

Необходимо развивать краеведение, которое до революции у нас было в чести. Здесь работали замечательные краеведы — И. М. Гревс, Н. П. Анциферов, еще раньше — С. В. Максимов. Нужно, чтобы люди знали историю своей местности, это углубляет восприятие. Понимаете, восприятие может быть плоским, двухмерным, может быть трехмерным, а можно воспринимать еще и четвертое измерение — время, историю.

— Но сегодня все больше распространяется так называемая «массовая культура» — через телевидение, через другие средства массовой информации. Как ей противостоять?

— Массовая культура — это нонсенс. Культура всегда в той или иной мере элитарна. Это не значит, что она «оторвана от народа». Нет, она подтягивает людей. Вспомним законы аэродинамики: самолет летит не опираясь на воздух, а «подсасываясь» к небу: безвоздушное пространство, которое остается за его крыльями, «втягивает» самолет к небесам. Так и учение — естественный процесс, который продолжается всю жизнь, — поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперед. Они не могут не стремиться узнать все обо всем. Если такой человек собирается поехать в другую страну, то он предварительно изучает ее историю, и его восприятие становится намного богаче. Он получает не случайные впечатления от магазинов, а впечатления от искусства данной страны, от ее музеев и народа. Вот почему образованность имеет колоссальное значение: вместо только своего опыта человек получает опыт многих людей, которые главным образом через книги передали ему свои знания и свое видение мира.

— Сегодня книги подменяются фильмами, другими суррогатами.

— Сейчас телевидение часто пропагандирует не культуру, а антикультуру. Но оно в состоянии возбудить интерес к книгам и к подлинному искусству. К примеру, в свое время я работал в издательстве Академии наук, и в какой-то момент все издательство читало «Анну Каренину». Почему? Потому что «Анну Каренину» поставил МХАТ, приезжавший на гастроли в Ленинград, и многие посмотрели спектакль. Но даже те, кто его не видел, заинтересовались, им тоже хотелось обсуждать темы, поднятые в романе. Рассуждения людей были несколько наивными, но спектакль заставил их обратиться к классике. И телевидение тоже способно заставить людей читать важные и нужные книги. Нужно только умело организовать программы, чтобы они содержали больше рецензий, отзывов и хороших фильмов по литературным произведениям, под впечатлением которых люди начнут читать классику или слушать настоящую музыку.

— Создавая канал «Культура», Президент РФ Б. Н. Ельцин обещал, что все это вернется на телевидение. Что же происходит?

— Когда Президент РФ Б. Н. Ельцин приезжал в Петербург, он посетил Русский музей и был удивлен, что в этом музее хранится гораздо больше великих произведений русского искусства, чем в Третьяковской галерее. Тогда же состоялся разговор о телевидении и о положении культуры в стране. Я говорил с ним о том, что на телевидении нужно пропагандировать классику. После этого по его указанию началось создание канала «Культура», который изначально задумывался как петербургский. Но уже в процессе реализации идея трансформировалась — было решено сделать его московским.

— Дмитрий Сергеевич, в одном из интервью Вы сказали, что книга может спасти от смерти.

— Во время блокады самым страшным было то, что от голода организм начинал «съедать» сам себя: когда человек все время думал о еде, у него вырабатывался желудочный сок и начиналось «самопереваривание». На какой-то стадии остановить это уже было невозможно. Для того чтобы эту стадию отдалить, нужно было думать о чем-то другом. Книги — рассказы, сказки, а особенно поэзия, здорово помогали нам: они отвлекали внимание и создавали условия, при которых человек продолжал жить, не «самосъедался».

— Сможем ли мы сегодня вернуть молодежь к книге? Многие просто ленятся ее листать, потому что есть что смотреть.

— Это должны воспитывать школа и детский сад. Когда дети еще не понимают, что такое книга, они уже в состоянии слушать сказки и любят их. В конце концов сказку можно передавать и по телевидению. Очень хорошая программа — «Спокойной ночи, малыши», но ее недостаточно. Детей надо баловать сказками. Обычно бабушки рассказывали их на ночь, и нередко сказки были очень страшные, а ребенок, замирая от ужаса перед серым волком, все же слушал с удовольствием. И добро всегда побеждало зло.

Особо важно развитие российских библиотек в глубинке — в маленьких городках, селах и даже в погранпунктах — специально для пограничников, чтобы они могли читать в перерывах между дежурствами. В России есть отдаленные местности, где телевидение не может работать, а книга всегда остается самым надежным передатчиком культуры. Книгу можно взять с собой в парк, и Петр I даже приказывал раскладывать книги в Летнем саду, чтобы посетители могли их взять и почитать. Книгу можно на любой странице открыть, можно заложить страницу и потом вернуться к ней. Читать можно сидя в кресле или лежа на диване — книга подчинена человеку, тогда как телевидение, наоборот, подчиняет человека себе: вы можете смотреть только в определенном месте и только некоторые программы. Даже если каналов будет очень много, телевидение все равно будет диктовать вам свои условия.

— Дмитрий Сергеевич, Вы очень много хлопотали по поводу книг, утраченных библиотекой Академии наук во время пожара. Что сегодня с библиотекой?

— Случилось самое страшное. В библиотеке есть бронированный фонд — книги, изданные в XVIII и XVII веках. Президиум Академии наук дал разрешение продавать их в другие страны, в то время как эти книги нередко отсутствуют в российских библиотеках, иногда даже в Москве. Около полугода назад вышло распоряжение, позволяющее директору библиотеки продавать книги, обязательно оставляя у себя два экземпляра.

— Дмитрий Сергеевич, что Вы думаете о Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов? Вы Почетный доктор этого Университета среди многих известных людей нашей национальной культуры. Что бы Вы сказали студентам этого Университета, да и всей остальной молодежи?

— Думаю, что это — университет будущего. Он очень мобильный, способный на эксперименты — а в образовании эксперименты очень нужны. Этот вуз откликается на новые идеи, он живой, там живая наука. Кроме того, творческие процессы — театральные, балетные, музыкальные — сочетаются в нем с научным изучением искусств. Это очень важно. Так что если у родителей есть возможность заплатить за воспитание собственных детей, за обучение в этом университете — то это лучший способ потратить деньги, получить от них достойную отдачу.

Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению, — спешите учиться, спешите получать образование. Потому что в молодости не только иностранные языки легче учатся, чем в старости или даже в среднем возрасте, но и всякую науку можно в молодости легче одолеть и усвоить. И то, что Университет молодой, тоже имеет огромное значение, потому что ему легче решиться на смелые шаги. Интересные встречи с учеными, деятелями искусств обогатят ваш духовный мир, помогут сориентироваться в жизни.

Мне хочется, чтобы Университет развивался дальше. И не надо думать, что образование имеет только утилитарное назначение, то есть дает ту или иную профессию. Если нигде не работающая мать имеет высшее образование, то это благо для семьи. Поэтому повторю: учитесь, спешите получать образование. Это важно и для вас, и для ваших потомков.

22 апреля 1998 года


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива