Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 10, 2006

И показ, и экзамен

Оказаться на защите дипломов в столичном творческом вузе, в котором хотел бы, но не довелось учиться, – интересно, трогательно и конечно, волнующе. Тем более, когда институт носит имя Василия Ивановича Сурикова.

Дипломные баталии на протяжении нескольких дней заметно повысили градус и без того жаркого московского июня. А дискутировать было о чем.

Авторитеты

В Государственную аттестационную комиссию МГАХИ имени В. И. Сурикова вместе с ректором института, известным скульптором, академиком, вице-президентом РАХ Анатолием Бичуковым вошли преподаватели и прославленные художники: Татьяна Назаренко, Павел Никонов, Ефим Зверьков, Дмитрий Жилинский, Михаил Курилко-Рюмин, Валентин Сидоров, Олег Савостюк, Николай Соломин, Эдуард Дробицкий, Евгений Максимов, Владимир Панов, Иван Лубенников, Сергей Гавриляченко, Владимир Телин.

Команда рецензентов – заслуженных искусствоведов – тоже выглядела весьма внушительно: Алла Чернова, Татьяна Пластова, Виталий Манин, Мария Вяжевич, Екатерина Лебедева. Ответственная миссия председателя ГАКа была доверена ректору дружественного Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, действительному члену РАХ, профессору Анатолию Левитину. Было высказано много строгих и глубоких суждений, содержательных наставлений.

Одна из особенностей нынешнего выпуска – из 65 защищавшихся 16 – китайские студенты. Каждый четвертый!

Иностранцы многое перенимают у нас, а затем активно культивируют, но уже на своей почве. Вот и в большинстве произведений китайских студентов чувствуется и русская классическая школа, и отголоски отечественного соцреализма. Насколько эти влияния полезны, покажет будущее.

Наблюдения

Каждая мастерская, ее руководитель имеют свое видение, что и как достойно показа на защите, поэтому упрекать молодых специалистов в том, чем частенько увлекаются их старшие товарищи по цеху, то есть в узкотемье, не будем.

Монументальное искусство, как и работы театрально-декорационных мастерских, сами по себе более сложны для объективных оценок, чем станковая картина. Здесь же, помимо показанного многообразия, чувствовалась осязаемая аура руководителей мастерских – Евгения Максимова и Михаила Курилко-Рюмина.

Все прошло ярко, эмоционально, зрелищно. Впрочем, порой чрезмерные похвалы резали ухо. Стоит ли говорить о творчестве начинающих в таких фразах: «выдающиеся вещи», «состоялся как художник и философ», «необычайная выразительность»... Что касается дискуссий, они в разной степени затрагивали и технику исполнения, и тематику произведений.

Война и мир

Конечно, не в каждой работе зритель мог увидеть отклики на реалии наших дней. Возможно, поэтому серия «Война и мир» Ильи Косырева воспринималась свежо, остро, злободневно. Илья, дипломник монументальной мастерской Евгения Максимова, смело ответил на критические замечания в свой адрес. Тема взята автором почти из собственной жизни. Он служил в армии, общался с солдатами первой чеченской войны. Их рассказы произвели на Илью сильнейшее впечатление.

Молодой выпускник попытался перенести свои чувства на холсты, показав, какой след оставляет война в судьбе современника. На картинах мы не видим лиц, они не написаны сознательно. Беда обезличена. Вот что сказала рецензент Мария Вяжевич:

- Даже в сюжетах, посвященных миру, зримо присутствует тень войны. И сегодня ветеранов, увы, прибавляется.

А Иван Лубенников добавил:

- Автор удивительно точно передал впечатление, что человек абсолютно беззащитен и перед лицом войны, и перед лицом мира.

Несмотря на определенную критику со стороны строгих экзаменаторов, касающуюся стилевого решения, автор, безусловно, отличается высокой гражданской позицией.

Холсты хорошо «сбиты»

Представители Поднебесной выглядели особенно сильным, целостным коллективом. Каждый дипломант, несмотря на заметное влияние творческого почерка руководителя, интересен по-своему.

По словам руководителя одной из мастерских Татьяны Григорьевны Назаренко, китайские студенты имеют то преимущество, что все они у себя на Родине уже получили высшее образование. С другой стороны, придя в институт, им во многом пришлось переучиваться. Впрочем, в произведениях Хэ Цзюнь «Поехали» и Ма Хуа «Ожидание счастья» чувствуется самостоятельность.

Обе работы крепко связаны с национальными традициями, авторы доносят зрителю свое мироощущение. Картины имеют разную степень напряжения, но она зримо присутствует и в «Поехали», где крестьяне из северных провинций, набившись в тесный грузовик, с воинственным видом раз в год едут на Восток заработать немного денег, и в «Ожидании счастья», полотне, эмоционально более спокойном, трактующем статический момент ритуала.

Темный колорит добавляет ощущения тяжести бытия и в буднях, и в праздниках. Холсты хорошо «сбиты» по композиции, каждый типаж, каждое лицо написаны крепко, добротно, плотным мазком.

Эдуард Дробицкий – о полотне «Поехали»:

- Автор понял, что такое высокое реалистическое искусство.

Продолжая мысль коллеги, Анатолий Левитин сказал:

- Чувствуется запах пота, телогреек. В этой картине – естественная физиологичность.

Многое из вышесказанного относится и к работам китайских дипломников из других мастерских. Например, Ван Шаолунь под руководством Владимира Телина создал колоритные образы в произведениях «Новый год наступает» и «Сельский староста».

Нельзя не упомянуть работу Чжунь Гуйпин «Путь к счастью» из мастерской Евгения Максимова. Выполненная как одна из частых вариаций на философскую тему «восхождения наверх», картина-аллегория привлекает мыслью автора об упорстве и трудолюбии, надежде и мечте. Хочется вместе с ним поверить в счастливый исход доброй сказки.

Татьяна Назаренко рассказала, что за учебу китайских студентов первые два года платит государство.

- Я рада, что они приехали именно к нам. У себя на Родине они будут проводниками традиций русского искусства.

Диалог со временем

Масштабное произведение «Мастерская скульптора» Михаила Смирнова сразу же позволяет определить руководителя проекта – это Павел Никонов. Автор представил зрителю композицию из одиннадцати частей с элементами скульптуры, объединенных общим замыслом: таинством творчества художника. Для большей доходчивости прочитал собственное стихотворение – оно способствовало лучшему восприятию замысла начинающего творца.

Запомнились триптих «Под небом» Антона Поликарпова, с необычной стороны взглянувшего на российскую столицу, и серия из восьми сюжетов Полины Дмитриевой «Концерт для хора с оркестром», где автор живописными средствами раскрывает трудную для восприятия тему музыки и звука, удачно соединяя реальный хор с оркестром и гипертрофированные части музыкальных инструментов (мастерская В. Телина). По словам Полины, нотная запись на партитурах реальная, легко позволяющая играть.

По-своему знаковая работа в трех частях Владимира Янаки «Осень», (руководитель мастерской Валентин Сидоров). Десятки лет не знающее счастья российское село (в данном случае более благополучный вариант, Константиново – родина Сергея Есенина), скромный быт, старики, дрова, воспоминания... Яблоки, написанные так, что кажется, будто чувствуешь их тонкий аромат.

Приятно удивил Филипп Чмыхов из группы Евгения Максимова. Он разработал и создал макет голубятни – «Башни Татлина» в миниатюре.

Рецензент Алла Чернова дала такую оценку:

- Очень оригинальное дипломное решение. Может, возродится мода на голубятни?.. Найдя общий интерес, начнут общаться мальчишки и пенсионеры.

Значимую и по масштабу и по замыслу вещь продемонстрировала коллега Филиппа по мастерской – Александра Трушина. Хрупкая девушка решилась на создание большой мозаики «Одиссея» в вестибюле школы. Обращение к Гомеру показывает, что, к счастью, здоровый романтизм не угасает в юных душах.

Трудно выделить кого-то одного из выпускников театрально-декорационной мастерской Михаила Курилко-Рюмина. Но заслуженный авторитет Михаила Михайловича позволяет с уверенностью говорить о ежегодном пополнении в ряду классных сценографов.

Хочется назвать всех троих дипломников – Екатерина Щедрова (В. Шекспир «Отелло» и А. Чехов «Три сестры»), Елена Хайлова (Дж. Верди «Дон Карлос» и Н. Гоголь «Женитьба»), Михаил Коротаев (Э. Григ «Пер Гюнт» и живописная тема «Москва весной»). Судя по представленному, они проделали огромный объем работы, показав и мастерство, и мастеровитость, сделав серьезную заявку на успешное творческое будущее.

Что в итоге

Руководитель живописной мастерской, профессор Татьяна Назаренко высказала свое кредо в работе с молодыми:

- Я стараюсь ни в коем случае не подавлять индивидуальность начинающего художника, а наоборот, раскрыть ее максимально. Основное правило – никогда не притрагиваться к холсту студента. Советы и пожелания – в устной форме.

Подвел итог обсуждений ректор Анатолий Бичуков:

- За Суриковским и Репинским институтами будущее. Нас приглашают во все уголки мира. Будем и впредь идти по своему традиционному пути!

Итак, экзаменаторами о выпускниках сказано много добрых слов. И, кстати, на защите дипломов нет ни одной тройки. Теперь важно оправдать выданные авансы.

Автор этих заметок и сам – художник по профессии. Но, как сказал мне один мудрый человек, когда пишешь статью, не стоит подписываться: «художник». Пусть за тебя это сделают другие. Или не сделают. Уж как заслужишь. Слишком высоко это звание.

Иван Блынский


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива