Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 09, 2006

Константин КОСТРИКОВ: Знай наших!

Студенческий хор РГСУ под руководством доктора философских наук и композитора Константина Николаевича КОСТРИКОВА существует шесть лет. За это время музыкальный студенческий коллектив отмечен наградами и лауреатствами как в нашей стране, так и за рубежом.

Сегодня в хоре занимаются более ста пятидесяти человек, и это не только студенты и аспиранты, но даже преподаватели РГСУ.

Недавно студенческий хор вернулся из Праги с музыкального фестиваля-конкурса, посвященного 250-летию В.А. Моцарта. На этом конкурсе хор РГСУ занял первое место.

- В Чехии мы выступали с арией «Фигаро», – объясняет Константин Николаевич, – которую сами сделали специально для хора. Вообще я всегда сам аранжирую произведения для коллектива, но не потому что мне не нравится музыка того или иного композитора. Хор – это мое детище, и я очень хорошо знаю, что ему подходит, а что нет.

Да, «ребенок» значительно подрос. Если раньше мы пели под рояль (классический вариант), то теперь я почувствовал необходимость создать оркестр. Не знаю, как обозначить его в жанровом плане – эстрадно-симфонический или просто симфонический. Суть в том, что он будет и сопровождать хор, и выступать самостоятельно. «Всеядный» оркестр – для любой музыки. Сейчас в оркестре тридцать музыкантов, из них – пять заслуженных артистов России, в отличие от хора, где поют непрофессионалы.

- Шесть лет – все-таки небольшой возраст для творческого коллектива. Как вам удалось собрать и обучить такое количество ребят?

- Студенты из разных вузов всегда много общаются друг с другом, рассказывают о своих интересах. Заходит речь и о хоре. А потом приводят друзей. Не нужно объявлений, не нужно искать ссылок во всемирной паутине, достаточно кому-то просто сказать: «Я пою там-то. Приходи и ты».

В каждом творческом коллективе должна присутствовать индивидуальность – увлекать нужно не рекламой, а профессиональным подходом к делу. Ведь в чем наша особенность? Мы принимаем в наш коллектив абсолютно всех.

- Неужели всех? А если нет ни слуха, ни голоса?

- Мы же с вами разговариваем, значит, голос есть. И с музыкальным слухом так же. Люди всегда напевают любимые мелодии себе под нос, особенно когда у них хорошее настроение – вот вам и слух. Просто у кого-то может не хватать, например, координации, определенного опыта.

- У вас, наверное, своя методика обучения пению...

- Единственная методика – любовь к обучаемым. Как по Библии: «Полюби ближнего своего как самого себя». Это моя главная точка отсчета. Если ты будешь уважать человека, с которым занимаешься, поймешь, почувствуешь его, он начнет делать успехи. Работать нужно не ради медалей, не ради галочки, а для людей. Если жить по такому принципу, обязательно появится результат – вот и вся наша методика. И, конечно, самое главное – быть профессионалом в своем деле.

- А что значит для вас «быть профессионалом»?

- В каждом человеке есть индивидуальность, самобытность – то, что характерно только для него одного. Эти качества нужно развивать. Не быть «попугаем», не копировать остальных. Да, мы, конечно, влияем друг на друга, но важно приносить еще и что-то свое. А для этого нужно полностью отдаваться своему делу – без остатка.

Найти себя в жизни, в профессии очень трудно. А потому надо не за компанию что-то делать, а искать свой путь. Часто молодые люди, которые дружат друг с другом со школьной скамьи, выбирают одну и ту же профессию, один и тот же вуз, куда будут поступать. То есть один нашел что-то свое, что ему интересно, а другой сделал это неосознанно – стало быть, потерял свою индивидуальность. Или, бывает, человек вырос в семье врачей и стал поступать вслед за родителями в медицинский, даже не задумываясь о том, какой из него получится специалист.

- Как юному человеку найти это «свое», как избежать чуждого влияния?

- Для этого существуют годы учебы. Ведь как у меня было? Я учился музыке четырнадцать лет. Не говоря о том, что, когда пришел в серпуховскую музыкально-хоровую студию в девять, пел довольно чисто. Конечно, многое зависит и от родителей, от их наблюдательности. Не давить на ребенка, не решать за него его судьбу, а развивать личные качества и таланты.

Мне всегда хотелось совмещать науку с музыкой, исследовательскую работу ученого и практическую дирижера-хоровика. Вообще, считаю, что музыка – высшая сила. Открываешь Библию, и там написано – «начальнику хора». В Библии прописаны рекомендации музыканту!

Музыка – высшее из искусств, не зря архитектуру считают застывшей музыкой. Она развивает человека всестороннее. Музыкант должен быть человеком многогранным. Чтобы познать произведение, нужно изучать биографию композитора, его родную страну, образ жизни. Нужно осознавать, что происходило в этот период времени в мире, то есть изучать историю – это два. И конечно, понимать культуру в целом – это три.

Я стараюсь изучить музыку того или иного композитора объективно со всех точек зрения. И это уже наука. А хор – лаборатория, практика. Только сочетанием практики и теории создается большая наука. Создаю концепцию, а потом проверяю ее в жизни. Если она не жизнеспособна, отбрасываю.

Мы часто употребляем слово «эстетично» в обиходе. Хозяйки говорят про красиво накрытый стол: «Это эстетично!», или удивленно восклицаем про кого-то: «Ну, ты и эстет!» А что такое эстетика? Наука о красоте? Но у меня сто пятьдесят человек в хоре, и у каждого из них своя красота. У меня как у ученого выработалась своя художественная ценность.

Художественность, эстетическую меру я и проверяю на ребятах – нравится им или нет. Приношу им произведение, и, в силу их эстетических вкусов, многим оно сначала не нравится. Но вот рассказываю об этой музыке, мы ее разучиваем, и ребята начинают заинтересовываться: «Ага, в этом есть зерно, в этом есть эстетика».

- Хор исполняет классические произведения, а что слушают ваши ребята вне занятий?

- Разную музыку. У меня в хоре есть даже одна металлистка. Она пришла к нам, чтобы узнать, что есть и другая музыка помимо ее тяжелого рока. Произошло это случайно. Спасаясь от дождика, она зашла в университетский ДК, где шли занятия. Услышала звуки хора, поднялась на второй этаж и попросилась просто посидеть послушать. Так и осталась. Три года занимается с нами.

Мне всегда приятно наблюдать, как меняются в лучшую сторону хористы. Они сами мне говорят, что их друзья после лекций пошли пиво пить, шататься по городу без дела, а им это уже неинтересно. Музыка – это разговор души. Увы, в наше время о душе мало вспоминают. Осталось только одна формула – деньги - товар.

Уверен, классику нужно преподавать в общеобразовательной школе. И искусству в целом надо уделять больше времени при обучении, а не так, как у нас, – на первом месте математика, физика, а музыке – что осталось. Придет какой-нибудь преподаватель в школу, побренчит на расстроенном инструменте – вот и все эстетическое воспитание.

Да что говорить про общеобразовательные школы, когда даже в детских музыкальных учреждениях педагоги часто кричат на ученика, бьют по рукам, если он сыграл не ту ноту. Ясно, что после такого преподавания он никогда не придет на занятия. Пора отходить от таких горе-методик. Нельзя бить ребенка вообще, тем более – бить по рукам юного музыканта.

- А в чем еще причина, что настоящую музыку, классическую, молодежь не любит?

- Два года назад мы участвовали в хоровом конкурсе в Вене. Но первое место нам не дали. Отдали японским девочкам. Мы спели красивую песню о нашей природе, о наших полях, лесах, реках, о русской душе. А певицы из Японии исполнили произведение сюрреалистической направленности: голые интервалы, что создавало иллюзию где-то скрежета металла, где-то кваканья лягушек. Любопытно, но музыки-то в этом не было. Я потом спросил у жюри, почему именно им присудили это место. И мне ответили, что сейчас это... модно. Просто модно – и все.

Но существуют же классические постулаты! И я спросил тогда у жюри, ждут ли они в Европе весну. «Конечно! Как и мы в России». Представьте тогда – вместо цветочков да листиков по деревьям, по кустарникам вдруг поползут тараканы и червяки, только потому, что кто-то назовет это модным явлением. Разумеется, все будут возмущаться. Также и с музыкой. Она прекрасна, пока естественна, пока трогает душу, пробуждает чувства так же, как почки на деревьях и первые весенние цветы. Это вечные непреходящие ценности.

- Поделитесь с читателями «Ст.М» творческими планами...

- Хотел бы возглавить школу одаренных молодых людей. У нас ведь в России очень много талантов. Школу не как здание, а как научное направление. Считаю, что заниматься воспитанием подрастающего поколения нужно через эстетику, через музыку. Начинать нужно с раннего детства, пока ребенок – чистый белый лист, который еще не испачкали.

- Чем же?

- Да хоть деньгами. Вот, например, молодой человек уже ездит на дорогой иномарке. Он не поймет цену жизни, цену труда. Он не знает, как своим трудом заработать деньги на хлеб насущный.

Я не любитель ругать подрастающее поколение. Много общаясь с молодежью в хоре и на лекциях, которые читаю в университете, понимаю, что ребята очень разные. Но есть и одна общая черта – большинство не умеет думать самостоятельно. Они приходят на зачет и читают по листочку то, что скачали в Интернете. Листочек весь подчеркнут разноцветными маркерами – ответ на первый вопрос, на второй... А мне интересно личное мнение студента, его собственный анализ. Мне хотелось бы услышать такой ответ, в котором чувствуется личность.

Самостоятельно мыслить, быть непохожим на других, раскрыть свою индивидуальность – вот этому я и хочу научить своих подопечных.

- Ну, если все, – с улыбкой закончил разговор Константин Николаевич, – то пойду попою.

Мы спустились в зал ДК РГСУ, где шли занятия хора. Костриков тут же включился в работу. Руководила распевкой Татьяна Ивановна Кострикова – главный хормейстер. Она начинает изучать с ребятами произведения с самых азов. Как сказал ее супруг, «выполняет черновую работу».

Меня особенно поразило то, что в хоре занимается много юношей. Что скрывать, девушки охотнее увлекаются музыкой, пением. И выражения лиц у этих ребят совсем не такие, какие видишь на молодежных тусовках, – одухотворенные, спокойные, светлые. Подумалось: а ведь прав Константин Николаевич, когда говорит, что музыка – монолог души.

Дарья Чаликова

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива