Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 09, 2006

Российский книжный союз: СДЕЛАТЬ ЧТЕНИЕ МОДНЫМ

Российский книжный союз прирос московской организацией. Как ни парадоксально, но именно в столице, где сосредоточено более восьмидесяти процентов всех издательств и где оборот книжного рынка перевалил за четверть общероссийского, не было отделения организации, стремящейся выстроить литературно-любовный треугольник: автор-издатель-книготорговец.

Впрочем, нет худа без добра. Москва влилась в РКС (хотя по масштабам деятельности могло быть и наоборот), когда стало очевидно: без принятия совместными усилиями властей и книжных бизнесменов программы популяризации чтения Россия не просто потеряет свою репутацию одной из самых читающих стран, но и не сможет ответить на интеллектуальные вызовы времени.

Масштабность такой сверхзадачи лишний раз подчеркнуло присутствие на съезде мэра Москвы Юрия Лужкова и главы Счетной палаты и по совместительству председателя Российского книжного союза Сергея Степашина.

Ясно, что в рамках такой авторитетной организации, как Российский книжный союз, можно не просто поговорить о проблеме глобальной, далеко выходящей за рамки сугубо книжного и книгоиздательского бизнеса, но и быть по-настоящему услышанным.

А информация к размышлению, прозвучавшая на съезде, не оставляла места для шуток. Так, по словам Сергея Степашина, интерес к чтению неуклонно снижается, особенно в молодежной среде. В частности, доля читающего населения в возрасте до тридцати лет упала почти наполовину. Доля россиян, читающих менее восьми книг в год, – всего 23, тогда как в Великобритании и Швеции таких людей аж 40 - 50 процентов. И как результат – международные тесты грамотности школьников (ПИЗА, ПИРЛС) показали, что Россия оказалась среди стран с наихудшими показателями, сильно уступая не только Финляндии, но и Новой Зеландии, Южной Корее. Всего одиннадцать процентов наших подростков попали в группу с высокими и самыми высокими показателями грамотности, тогда как в развитых странах эта планка колеблется на высоте в 40 - 50 процентов.

Что же из такой ситуации следует?

В последние годы много говорили о деидеологизации страны, в том числе и книжного дела. Однако упускали из виду то обстоятельство, что именно книга как культурологическая категория и должна во многом стать частью идеологии новой России. И если, как часто повторяет наш президент, сверхзадачей остается поступательное качественное развитие страны ради сохранения ее территориальной целостности, ментального и нравственного единства, то книги во всем их многообразии, формируя то самое общее культурное и языковое пространство, единство взглядов, интеллектуальную преемственность поколений, делают для сохранения политического и территориального единства России больше, чем некоторые государственные структуры.

Книги – это и пантеон национальных героев, и формирование идеалов служения своей Родине, своему народу. Недаром говорили древние китайцы: лишите народ героев, и он погибнет.

Поэтому, когда мы говорим о падении интереса к чтению, мы не должны ограничиваться простой констатацией падения тиражей, уменьшения рыночного оборота или иных чисто экономико-статистических категорий. Пора говорить о серьезной угрозе нашему единому культурному пространству, о снижении иммунитета перед лицом чуждых нации идеологических течений, стереотипов мышления и поведения. Наконец мы теряем важнейший инструмент воспитания нравственности, патриотизма.

А что такое гражданское общество как не форма самоорганизации людей грамотных, просвещенных, сознающих свою ответственность перед страной. Тут прямая взаимосвязь: здоровое общество невозможно без объединяющего его классического наследия, золотого фонда национальной памяти, коей остается литература. Но в то же время общество должно сделать все возможное для того чтобы защитить книгу. Ибо таким образом оно защищает самое себя.

Да, в Москве ситуация лучше, чем в некоторых других российских землях. В столице сохранена широкая сеть книжных магазинов, которую в самые тяжелые годы «младореформаторского безвременья» власти города не дали разрушить, перепрофилировать либо превратить в книжные киоски с ограниченной номенклатурой представленной литературы. На всевозможных международных олимпиадах юные москвичи демонстрируют прекрасные результаты.

Но проблем хватает и в столице. Главная загвоздка в том, что чтение как форма досуга и саморазвития зачастую проигрывает другим информационным источникам. Более модным, раскрученным, подменяющим тексты дайджестами, комиксами, цитатниками.

А потому, как следует из выступления столичного градоначальника, вот тут-то просто необходимо поставить на службу чтению, книге всю мощь социальной рекламы с привлечением национально значимых фигур из разных сфер общественной жизни. Показать, как любовь к книге, системное, гармоничное образование повлияли на успешные карьеры, достижение жизненных целей, самореализацию. Проще говоря, надо сделать чтение модным. Причем модным в среде молодежи.

А значит, нужны и яркая реклама, и подробная информация о книжных новинках, а главное – доступность самой книги – и по цене, и по возможности найти к ней самый прямой путь. Нелишне напомнить, что десятилетиями именно библиотеки были не просто книгохранилищами, но центрами просвещения, а для многих молодых читателей и первыми настоящими университетами. Сейчас же, по официальным данным, фонды библиотек пополняются только на 5 - 6 процентов от общего числа выходящих в стране книг. Естественно, что теперь только каждый пятый россиянин надеется найти в библиотеке нужное издание.

Впрочем, как считает тот же Степашин, прививать любовь к чтению необходимо еще в школе. А вот с этим возвышенным чувством у нас давно проблемы. Ребят не учат по-настоящему работать с текстами, составляя свое представление о прочитанном, не ограничиваясь только заучиванием информации. Не привиты навыки работы с научными текстами, ученики не умеют читать графики, таблицы. Школьная программа зачастую просто принуждает к чтению, не создавая внутренней потребности в нем.

И тут хотелось бы коснуться еще одной весьма важной темы – реального сохранения нашего богатейшего классического литературного наследства. Не секрет, что во многих странах именно государство, каким бы либеральным в своей экономической политике оно ни было, стимулирует доступными ему средствами массовые и дешевые издания тех произведений, на которых собственно и зиждется национальная литература, в которых живет классический язык.

В любом французском книжном магазине, к примеру, можно буквально за гроши купить не только романы Флобера и Бальзака, сборники новелл Мопассана, стихов Рембо, но и карманного формата толковые энциклопедические словари. И это заслуга государства, видящего в поддержке издания качественной и научно-популярной литературы весомый вклад в защиту национальной культурной среды.

Не первый год и издатели, и читатели призывают наше государство повернуться лицом к этой проблеме. А ведь, казалось, прошли времена, когда вслед за Некрасовым приходилось мечтать, чтобы мужик понес с базара Пушкина и Гоголя. Главная преграда на пути читателя к книге – все возрастающая не по вине издателей цена. Проблемы надо решать уже сейчас, не дожидаясь критического оттока читающей публики.

Конечно, есть положительные примеры, когда то же правительство Москвы способствует возвращению молодому поколению такого знакового произведения, как роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Но вот следующий год объявлен у нас в Москве «Годом ребенка», а потому хотелось бы, чтобы на прилавках появилось множество классических произведений для детей, которые незаслуженно забыты.

Впрочем, на вызовы времени необходимо отвечать адекватно. И главное на сакраментальный вопрос: «Что делать?»

А сделать предстоит немало.

Во-первых, по словам Юрия Михайловича, необходимо разработать национальную Программу развития чтения в России. Такие программы уже действуют в ряде стран, но, используя уже накопленный опыт, необходимо учитывать наши традиции и нашу специфику. России нужен прорыв в сфере высоких технологий, модернизации всего комплекса экономики, а это невозможно без постоянного повышения уровня образования населения. В первую очередь – молодежи.

Во-вторых, вопрос о защите прав москвича на чтение, о доступности книги должен стать предметом рассмотрения на одном из заседаний правительства Москвы. Полагаю, что речь может идти о разработке московской программы развития чтения, в основу которой должны быть положены совместные усилия и РКС, и его нового московского отделения, и, конечно, специалистов самого московского правительства.

Наконец, книга должна иметь статус товара первой необходимости, социальной значимости и быть доступна всем слоям населения вне зависимости от их материального положения. Именно этот фактор остается одним из условий формирования у нас общества равных возможностей.

Еще Эразм Роттердамский повторял: « Моя родина там, где моя библиотека». Дополняя его мысль, можно было бы сказать, что Родина и начинается с библиотеки, с ее подбора, с тех книг, что стоят на миллионах книжных полок россиян.

Светлана БУРЦЕВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива