![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
Рубрики журнала
40 фактов
alma mater
vip-лекция
абитура
адреналин
азбука для двоих
актуально
актуальный разговор
акулы бизнеса
акция
анекдоты
афиша
беседа с ректором
беседы о поэзии
благотворительность
боди-арт
братья по разуму
версия
вечно молодая античность
взгляд в будущее
вопрос на засыпку
встреча
вузы online
галерея
главная тема
год молодежи
год семьи
гражданская смена
гранты
дата
дебют
девушка с обложки
день влюбленных
диалог поколений
для контроля толпы
добрые вести
естественный отбор
живая классика
загадка остается загадкой
закон о молодежи
звезда
звезды
здоровье
идеал
инженер года
инициатива
интернет-бум
инфо
инфонаука
история рока
каникулы
коллеги
компакт-обзор
конкурс
конспекты
контакты
креатив
криминальные истории
ликбез
литературная кухня
личность
личность в истории
личный опыт
любовь и муза
любопытно
мастер-класс
место встречи
многоликая россия
мой учитель
молодая семья
молодая, да ранняя
молодежный проект
молодой, да ранний
молодые, да ранние
монолог
музей
на заметку
на заметку абитуриенту
на злобу дня
нарочно не придумаешь
научные сферы
наш сериал: за кулисами разведки
наша музыка
наши публикации
наши учителя
новости онлайн
новости рока
новые альбомы
новый год
НТТМ-2012
обложка
общество равных возможностей
отстояли москву
официально
память
педотряд
перекличка фестивалей
письма о главном
поп-корнер
портрет
посвящение в студенты
посмотри
постер
поступок
поход в театр
поэзия
праздник
практика
практикум
пресс-тур
приключения
проблема
прогулки по москве
проза
профи
психологический практикум
публицистика
путешествие
рассказ
рассказики
резонанс
рсм-фестиваль
с наступающим!
салон
самоуправление
сенсация
след в жизни
со всего света
событие
советы первокурснику
содержание номера
социум
социум
спешите учиться
спорт
стань лидером
страна читателей
страницы жизни
стройотряд
студотряд
судьба
театр художника
техно
традиции
тропинка
тропинка в прошлое
тусовка
увлечение
уроки выживания
фестос
фильмоскоп
фитнес
фотокласс
фоторепортаж
хранители
чарт-топпер
что новенького?
шаг в будущее
экскурс
экспедиция
эксперимент
экспо-наука 2003
экстрим
электронная москва
электронный мир
юбилей
юридическая консультация
юридический практикум
язык нашего единства
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
![]() ![]() ![]() ![]() |
Номер 08, 2006Мы формируем вкусы...Государственный музей А.С. Пушкина был открыт 6 июля 1961 года в годовщину поэта в старинной московской усадьбе, что на углу Пречистенки и Хрущевского переулка. И как в детстве знакомство с творчеством Пушкина начинается со сказок «о рыбаке о рыбке», «о царе Салтане», так и знакомство с пушкинской Москвой начинается именно отсюда – с Пречистенки, 12.
Казалось бы, Государственный музей А.С. Пушкина знают все. Но сегодня, как, впрочем, и во все времена, молодежь ругают – мол, книжки она не читает, культурой и искусством не интересуется. Я решила провести эксперимент и выяснить, знает ли народ, где находится музей – ведь если знают, значит, бывали в нем, значит, все-таки читают книжки, а если и не бывали, то обязательно сходят. С вопросом: «Как пройти в музей Пушкина?» я приставала к молодым людям и девушкам, идущим мне навстречу по Пречистенке к Гоголевскому бульвару. Еще раз попытала счастья, обратившись с тем же вопросом к молодой и, видимо, очень влюбленной паре. Но молодые люди ответить ничего не успели – быстрее среагировала неожиданно оказавшаяся рядом интеллигентная бабушка. Она очень подробно описала дорогу, а потом то ли усомнившись в моей понятливости, то ли испугавшись, что расхочу идти, проводила меня чуть не до дверей музея. О результатах своего экспресс-исследования я рассказала директору музея А.С. Пушкина Е.А. Богатыреву. На что Евгений Анатольевич вполне серьезно ответил, что сотрудники музея и сами регулярно проводят такие «эксперименты». - Что касается ухода человека от книги, чтения, то мы как работники литературного музея заметили эту тревожную тенденцию давно. И появилась она не вчера, а намного раньше – в середине 80-х годов. Причину все знают – компьютер, телевидение и колоссальная нехватка времени. Мы много говорим на эту тему, и люди сейчас, к счастью, возвращаются к книгам. Но при этом проводят селекцию, отметая огромное количество информации, которое, по большому счету, и не нужно человеку. Ведь для чего мы открываем книгу? Для того чтобы чему-то научиться, что-то познать. Тема общения человека с книгой остается, и, будем надеяться, останется. Литературный музей – хранитель этой традиции. И возращение к книге, к первоисточнику, происходит и благодаря нам тоже. Рано или поздно он откроет книгу Пушкина или о Пушкине, о декабристах и о той эпохе или просто путеводитель по Москве. Это и есть выполнение нашей задачи, задачи любого литературного музея. А потом... вода камень точит. Нам удалось построить программу таким образом, что посетители снова и снова возвращаются сюда, в Московский Дом Пушкина. - Да, всю экспозицию музея за один день не осмотришь... Образованный человек придет к нам, чтобы узнать о Пушкине и его эпохе больше, чем дается в школьной или институтской программе. Я застал время, когда в музей приходили такие «киты» отечественной культуры как Сергей Бондарчук, Михаил Козаков, чтобы собрать материал к кинолентам. Они много времени проводили здесь, были дружны с нами, часами общались с сотрудниками, которые собирали для них массу материала по нужной теме. Они изучали, внедрялись в материал, боясь допустить хоть малейшую ошибку, историческую неточность в своих произведениях. Сегодня же телевидение грешит тем, что часто выпускает на экраны низкокачественные «продукты», в том числе на исторические темы. Дождались наши домохозяйки сериалов! Но ведь люди уже не хотят их смотреть. Не удовлетворившись тем, что они получают от телевидения, люди все чаще открывают книжку, чтобы прильнуть к первоисточнику. - А что касается основной экспозиции. В чем ее уникальность? Например, есть монографические музеи, которые, рассказывая о человеке, используют три-четыре основных вида материалов. Это рукопись, книга, портрет и какие-то мемориальные предметы, хотя как раз их, если мы говорим о XVIII или XIX веках, как правило, не остается. Такие музеи, несмотря на значимость личности писателя или поэта, которому они посвящены, порой оказываются неинтересными и скучными. Поэтому для нас было очень важно собирать именно предметы эпохи. Вообще многие посетители признаются, что идут в музей не только для того что узнать новое о Пушкине, но и просто полюбоваться старинной усадьбой, ее удивительно красивой и стройной внутренней планировкой, уютными залами. Мы этому только рады – так, рассказывая о Пушкине мы говорим о прекрасном и возвышенном – о том, что, по большому счету, и делает человека личностью. Александр Зиновьевич Крейн, первый директор и основатель нашего музея, был великим человеком. Я часто его вспоминаю. Он настолько точно продумал, как жить его детищу, что сделал из музея, не имевшего в начале своей истории достойной коллекции, настоящий культурный центр. Это было новым словом в музейном деле. - У Крейна также была идея ухода от тематической экспозиции к коллекционной. То есть ему хотелось показать ее так, как она представлена в запасниках музея. - Показать коллекцию – заманчивая мысль. Но, представляя именно такую экспозицию, мы уходим от темы Пушкина и его творчества. Не будь мы литературным музеем, наверное, такая форма показа была бы естественнее. Идея Александра Зиновьевича все же претворилась в жизнь, но именно в виде открытых хранений в нашем депозитарии. У нас сегодня десять открытых хранений. Это библиотека И.Н. Розанова, коллекция П.В. Губара. Кстати, коллекция Губара сейчас готовится к показу на большой выставке в Петербурге. - Музеи всегда так дружны с коллекционерами? Сегодня ситуация меняется – коллекционеры стали совсем другими. Те из них, которые собирают крупные произведения искусства, думаю, даже в музей не ходят. Они собирают вещи, чтобы обустроить свои виллы, дворцы. Причем не сами это делают, а нанимают дилеров, искусствоведов, которые подбирают им предметы искусства. - Но, может быть, у музея появились новые друзья? Для нас портрет важен еще и тем, что отец И.И. Барятинского бывал в этом доме. Так что мы получили очень ценный дар. И потом... это работа замечательного скульптора и живописца Х. Рауха. - Мне казалось, о Пушкине уже сказано и собрано абсолютно все. Но возможно ли создание еще одного музея Пушкина, например, в пику вашему? Конечно, Пушкинский музей никто не закроет. Но важность музеев вообще до сих пор не вполне оценена многими представителями власти. Административная реформа в бюджетной сфере не учитывает специфику музейной деятельности. Это вам не торгово-развлекательные точки, мы формируем вкусы людей. И, как бы мы ни боялись сегодня этого слова, воспитание – не отголосок прошлой эпохи. Воспитание было необходимо людям всегда, начиная с античности. За пятнадцать лет сложнейшей работы, в тяжелых условиях, в период перестройки, когда вокруг нищета, музеи России смогли доказать обществу свою необходимость, жизнестойкость. Да, может быть, нам не всегда хватает средств на внедрение новых технологий, на оснащение музея современными техническими средствами. Но по опыту живого общения с людьми мы впереди планеты всей. - В вашем музее работает много молодежи. Что их привлекает в профессии музейщика? - Необыкновенно интересное дело. Я считаю себя счастливым человеком. Мне не хотелось бы менять свою судьбу. Работа в музее – основная часть моей жизни. То, что к нам приходит работать молодежь, просто здорово. Любой молодой человек стремится сделать карьеру, реализовать себя. А в музее и такая возможность есть, только нужно найти свой путь. Среди музейщиков есть такая штатная примета – если молодой человек проработал три-пять лет и вдруг решил поменять профессию, – как правило, он уходит навсегда. Но если он в музее остается более пяти лет – значит, будьте уверены, всю свою профессиональную жизнь будет служить своему музею и обязательно станет одним из таких специалистов, о которых Д.С. Лихачев сказал как о «последних святых на Руси». Дарья ЧАЛИКОВА
|
|
© При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна
|