Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2006

Российский студенческий фестиваль социальной рекламы: Креатив на злобу дня

Антагонизм между создателями обычной и социальной рекламы – нормальное явление. Одни зарабатывают деньги тем, что пропагандируют продукт, другие – тем, что тот же самый продукт развенчивают. Мы же, потребители, находимся вдоль условной «линии фронта» и наблюдаем за этой борьбой, попивая между делом «100%-ный» сок и «живое» пиво, переговариваясь по новым «безлимитным» тарифам и попыхивая дымком какого-нибудь «элитного» табака, «собранного с первыми лучами солнца под песни тибетских лам». А потом вдруг вспоминаем, что «сигарета душит тебя», «капля никотина убивает лошадь», а шуба, которая греет зимой, на самом деле – кладбище домашних животных...

На III Российском студенческом фестивале социальной рекламы (РСФСР) в Московском государственном университете культуры и искусств работы «зеленых» креативщиков отдали на суд зрелых рекламщиков. И, как ни странно, и те, и другие остались довольны друг другом.

Флюгер проблем

Серый утренний двор в стиле «Города грехов». Мусорные баки. Щебетание птиц, приближающиеся шаги. Неясная фигура заносит над контейнером пакет, и он шлепается на дно бака. Шаги удаляются. А «мусор» оглашает помойку яростным криком новорожденного.

Этот ролик организаторы почему-то поставили первым в череде работ, которые открывали РСФСР. И он задал тон, хотя главная тема конкурса и звучала иначе: «Твое здоровье в твоих руках!» Оказалось, проблемы, волнующие творческое студенчество, лежат далеко за пределами обозначенных рамок.

Участникам было предложено креативить в нескольких направлениях: «поддержка национальной культуры», «пропаганда патриотизма», «пропаганда службы в армии по контракту», «межнациональная и межконфессиональная терпимость», «профилактика наркомании, алкоголизма и СПИДа», «охрана окружающей среды», «пропаганда здорового образа жизни», но конкурсанты, не сговариваясь, расставили собственные акценты. И заставили организаторов и зрителей задуматься: когда 142 представителя 15 вузов из 14 регионов России видят одни и те же проблемы, то это уже не совпадение, а тенденция.

- Студенчество – это флюгер, который моментально разворачивается на наиболее острую проблему, – сказала директор фестиваля, доцент кафедры рекламы МГУКИ Галина Вельская.

От метких студенческих взглядов не ускользнули ни традиционно изображаемые социальной рекламой всевозможные пороки – от курения до употребления «порошка для удаления светлых пятен из жизни», ни проблемы толерантности (кстати, сюжеты начинающих рекламщиков были политкорректнее, чем скандальный ролик известной политической партии), ни беспризорные и брошенные дети. Причем детей авторы плакатов и роликов бросали в прямом смысле слова. И создавалось впечатление, что это лейтмотив третьего РСФСР.

Правда, исполнительный директор Союза создателей социальной рекламы (СССР) Игорь Збронжко уверял, что все три фестиваля изобиловали сюжетами, посвященными сохранению семьи. А Галина Вельская подчеркнула, что наибольшее количество работ из 277 присланных на конкурс и 152 отобранных для участия были посвящены все-таки межнациональной терпимости.

Трудно сказать, заметили ли учредители РСФСР еще одно «направление ветра», на которое едва-едва указывал «флюгер», – дефицит живого общения и преобладание в молодежной среде его разнообразных интернет-версий. Этой теме был посвящен единственный ролик.

Выйти в свет

Граненый стакан на белом фоне. В него наливают прозрачную жидкость, убирают из кадра, ставят обратно уже пустой. Снова наполняют. Действия повторяются в той же последовательности. Когда стакан наполняется в третий раз, на него ложится кусок черного хлеба.

Социальная реклама обладает отрезвляющими и обеззараживающими свойствами. Она с силой стаскивает с нас розовые очки, заботливо предложенные создателями рекламы товаров и услуг. Ей приписывают излишнюю жесткость и прямолинейность, но как же иначе, ведь ее создателям приходится продвигать не бытовую технику, полуфабрикаты или коллекцию одежды, а донести собственную идею до умов других людей.

- Студенческая социальная реклама не только богата свежими мыслями, она важна, потому что молодежь чаще прислушивается к ровесникам, а не ко взрослым, – считает Игорь Збронжко.

Профессионалы рекламного бизнеса, составляющее жюри фестиваля – креативный директор РА «Leo Burnett Moscow» Михаил Кудашкин, арт-директор РА «McCann-Erickson Russia» Олег Пудов, креативный директор РА «BBDO-black» Константин Шипов, генеральный директор РА «Командор» Светлана Юрьева, режиссер Константин Чармадов, старший арт-директор АМК «Znamenka» Максим Севастьянов, менеджер по стратегическому планированию АМК «Znamenka»Алла Кацюба, заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Колпаков – признали, что уровень некоторых печатных работ так высок, что их можно смело расклеивать по столичным биллбордам.

Только одно «но» – рекламные площади стоят денег, а социальная реклама не предполагает получения прибыли.

За свою двухлетнюю историю (первый РСФСР прошел в 2004 году) фестиваль еще не успел выйти на улицы города. Правда, в 2005 году лучшие конкурсные работы выставлялись в Государственной Думе и произвели, как говорят организаторы, впечатление на депутатов.

С работами нынешнего конкурса, обещают учредители фестиваля – Комитет общественных связей города Москвы, МГУКИ, Союз создателей социальной рекламы, Российский фонд культуры – сможет познакомиться гораздо большая аудитория. Их планируют не только снова демонстрировать думцам, но и выставлять в московских вузах, а, возможно, даже показывать перед началом сеансов в кинотеатрах. РСФСР собирается расширять не только географию внутри России, но и выходить на международный уровень. Видимо, поэтому жюри строже подошло к оценке творчества юных рекламистов.

- Раньше мы могли награждать студентов за темы, которые они хотят раскрыть посредством социальной рекламы, сегодня одной хорошей идеи недостаточно – она должна быть еще и профессионально решена, – объяснил ужесточение требований Игорь Збронжко.

Ну а чтобы оценка судий была максимально объективной, имена участников конкурса зашифровали. Интрига держалась все три фестивальных дня, и даже к моменту объявления победителей рекламная продукция студентов так и осталась безымянной.

Под другим углом

Социальная реклама – как здоровая пища, не так уж аппетитна на вид и приятна на вкус. Как, впрочем, не привлекательны и общественные пороки и болезни, которые она не стремится приукрашивать. Один из участников РСФСР, студент третьего курса факультета масс-медиа и рекламы МГУКИ Максим Белов построил идею своего плаката именно на стремлении людей отвести взгляд от проблем. Лицо маленькой девочки-сироты на картинке закрыто ярким улыбающимся солнышком, а надпись объясняет: «Авторы плаката заклеили мои грустные глаза, чтобы у вас не испортилось настроение». Автор получил за работу диплом в номинации «Печатная реклама» и второе место в той же номинации за работу «Культурный подход».

- Максим, как появилась идея плаката?

- Каждый любит говорить, что ему жалко бездомных детей. Но когда мы встречаемся с ними в метро, на улице, стараемся отвести взгляд. В лучшем случае дать монетку. А потом снова делать вид, что все в порядке. У меня маленькая сестра, ей всего пять лет. Ей повезло, она растет в семье. Любого брошенного ребенка, которого я вижу, я ассоциирую с ней – а если бы ей пришлось так жить?

Максим хоть и молодой креативщик, но уже опытный. В 2005-м получил первое место на региональном фестивале социальной рекламы «Ты и я». Там прикрывать общественные язвы он и не пытался.

- Я позволил себе пофантазировать и представить будущее России. Довел его до абсурда, – рассказывает Максим. – Но до абсурда можно, как известно, довести и страну... Работа называлась «Обида в тесноте». На территории современной России я расположил реальные и несуществующие государства: КНР, Соединенные штаты Прибалтики, Ичкерский халифат и т.д. А Россию, которая называется Московское независимое демократическое княжество, уместил в границах Москвы.

На РСФСР Максим Белов вместе с Марией Новоселовой и Данилой Рынковым представили еще и видеорекламу о дефиците живого общения. Герои их ролика раскованны только, когда общаются в сети, в обычной жизни – застенчивые, серенькие существа.

- Мы хотели сказать: давайте общаться, ничего не изображая и не приукрашивая, как это часто бывает в Интернете, – объясняет Максим. – Почему считается нормальным какие-то свои комплексы реализовывать в сети?..

- Вам как будущему специалисту по рекламе нравится что-то из представленных на фестивале работ?

- Из видеорекламы понравился ролик с водкой и куском хлеба. Он просто и лаконичен.

Мне показалось, что в этом году ребята обратили больше внимания на художественные средства, а не на конкретный целевой посыл.

Евгения Корягина, студентка третьего курса факультета масс-медиа и рекламы МГУКИ, отдала дань знаменитому постулату о самой читающей стране в мире. Правда, читают в ней все меньше и меньше, подметила Женя. И предложила выход: разработала стратегию и концепцию социальной рекламной кампании «Под другим углом».

- Это призыв к молодежи в возрасте от 18 до 23 лет посмотреть на произведения классической литературы под другим углом, – рассказывает Евгения. – Сейчас, по исследовательским данным, возрастает число молодых людей, которые признаются в нелюбви к чтению. Есть и такая статистика: за год молодой человек не прочитывает ни одного произведения классической литературы. Поэтому цель рекламной кампании – показать, что на вопросы, которые волнуют умы молодых людей сегодня, классики давно уже дали ответы.

«Как уговорить любимого стать твоим?» – это не анонс статьи в глянцевом журнале. «Пять советов, как женить на себе богача» – вовсе не тема очередного ток-шоу. Рекламными щитами с такими, казалось бы, риторическими вопросами Евгения Корягина собирается привлекать внимание молодежи к проверенным временем произведениям русской литературы. Ответ на первый вопрос она предлагает искать в «Барышне-крестьянке» А.С. Пушкина, а на второй – в пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы».

«Долг или чувства, счастье или трагедия?» (ответы на этот вопрос ищите на страницах романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина») – гласит еще один плакат, разработанный Женей. Биллборды она планирует разместить вблизи станций метро, недалеко от вузов, книжных магазинов и ярмарок, в вузовских газетах.

Жюри оценило старания конкурсантки и присудило работе второе место в номинации «Разработка концепции и стратегии социальной рекламной кампании». Первое место в этой номинации – за работой «Есть такая профессия – Родину защищать» получили Светлана Бубекова, Дания Вафина и Алина Нуриахмитова из Казанского государственного технического университета. Третье досталось Марии Новоселовой из МГУКИ за рекламную кампанию под названием «Вы не хамите? Вам не хамят!».

Второкурсница Марина Тузикова с факультета масс-медиа и рекламы МГУКИ тоже посмотрела на одну из общественных проблем под другим углом. На плакате, придуманном ею совместно с однокашником-единомышленником, сигарета курит человека. А слоган спрашивает зрителя: «Думаешь, куришь ты?»

- Я сама не курю, – говорит Марина. – Но борюсь с шестью подружками, которые дымят. Убеждать людей в том, что это наносит вред здоровью, уже перестали – все равно у каждого находятся какие-то свои причины, чтобы закурить. Мы решили перевернуть проблему – показать, что сигарета высасывает наш организм.

- А какой плакат нравится вам больше других?

- Я проголосовала за постер о скинхедах: «Потерявши голову, по волосам не плачут».

- Почему, как вам кажется, на фестивале так много работ о брошенных детях?

- Мы находимся в том возрасте, когда человек начинает задумываться о своем будущем: кто-то в студенческие годы уезжает от родителей в другой город, кто-то начинает работать. И мы на грани: вроде бы еще дети, но уже и взрослые. Поэтому проблема брошенных детей нами видится очень ярко и больно.

- У фестиваля есть шансы выйти на улицы, в прессу?

- Нам еще нужно расти и развиваться, приобщать к конкурсу большее число участников. Пока многие конкурсанты только пробуют себя в рекламе. Идеи хорошие, но их воплощение хромает. Мы, второкурсники МГУКИ, по традиции становимся на время РСФСР его хозяевами: занимаемся организационными вопросами. Какие-то работы в это раз мы отложили, надеясь, что в следующем году этот человек найдет более интересный способ воплотить свою идею.

Анна Титова, Мария Нагорная и Екатерина Малюкина, студентки второго курса факультета коммерции и маркетинга Российского государственного торгово-экономического университета, год назад были посетительницами выставки II РСФСР. На фестиваль 2006 года они подали три коллективных творения. Девушки ратовали за мир во всем мире, жизнь без наркотиков и алкоголя и за чистоту окружающей среды.

- Сейчас на фоне других работ, мы многое захотели подправить в наших плакатах, – признались девушки. – Зато теперь есть повод сделать более удачные работы для следующего конкурса. Собираемся даже замахнуться на видеорекламу.

У девчонок и у всех тех, кто хочет поделиться с миром своими идеями, есть еще в запасе как минимум полгода для художественного воплощения этих идей – подготовка к IV РСФСР уже началась. А вот победителей третьего фестиваля профессиональные рекламисты уже объявили.

Лучший видеоролик придумали Андрей Пожарский и Елена Гордеева из МГУКИ. Диплом «За творческий поиск драматургического решения темы» получили Татьяна Ганзикова, Сергей Водяницкий и Елена Почернина из Белгородского университета потребительской кооперации.

В номинации «Печатная реклама» лидировали Дарья Муштакова из МГУКИ, уже упоминавшийся Максим Белов и Алексей Бабий из Южно-Ростовского государственного университета экономики и статистики (его плакат гласил: «Извините, я не смог придумать идею этого плаката, потому что пил пиво с друзьями»). Диплом «За лучшее творческое решение главной темы фестиваля «Твое здоровье в твоих руках!» тоже достался Алексею Бабию. Мало того, Комитет общественных связей Москвы обязался разместить этот постер на улицах столицы.

Диплом «За оригинальное и умелое воплощение визуального решения темы» получила Анна Шитякова из Московского государственного университета печати (плакат «Мы болеем вместе с природой»). Обладателями дипломов стали Светлана Быковская и Константин Грушевский из Южно-Ростовского государственного университета экономики и статистики, Максим Белов (МГУКИ), Александра Марыкина и Наталья Степанова из МГУП.

В номинации «Журнал» победа досталась проектам «Пивной позор» Павла Лепиша и Ольги Крюковой (МГУКИ) и «Ё» Георгия Сарибекяна (РГТЭУ).

Специальные призы и дипломы Российского Фонда культуры и приглашение на бесплатное обучение в школе «зубастых копирайтеров» от рекламного агентства BBDO получили студентки МГУКИ Яна Тимошкина, Изабелла Кайгородова, Ольга Колесникова, Ксения Коробкова. Алексей Бабий удостоился спецприза и диплома от Союза создателей социальной рекламы. А зрительские симпатии и признание достались видеоролику «Мир детства» Светланы Фунтиковой из МГУКИ.

Анастасия БЕЛЯКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива