Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2006

Воины света

Уже более шести веков в России известно имя Александра Пересвета – одного из двух воинов-иноков, благословленных Преподобным Сергием Радонежским на Куликовскую битву. «Вот тебе мое оружие», - сказал святой старец Дмитрию Донскому, указывая на монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Именно этому «оружию» удалось воодушевить русское воинство на победу в одной из решающих битв в истории.

Почти десять лет назад у монаха-богатыря появились духовные наследники – Московский камерный мужской хор «Пересвет». О том, во имя и против чего воюют бойцы «вокального спецназа», как сами они себя определяют, мы беседуем с основателем и художественным руководителем хора, музыковедом Дмитрием Юденковым и главным дирижером Владиславом Косаревым.

У музыки нет границ, языков, национальностей – одним словом, всех тех условностей, которыми, как ярлыками, «обвешаны» люди. Это стихия, в которой сосредоточены эмоции исполнителей, настроение дирижера, переживания автора. И даже если не понимаешь смысла слов, выплескивающихся со сцены в зал то как горная река, то как тонкий ручеек, то как вязкий янтарный мед, чувствуешь, ощущаешь и вот уже придумываешь, о чем поют стоящие на сцене.

Наверное, именно благодаря такому сотворчеству певцов и публики, ансамбль «Пересвет» особенно популярен не на родине, а за ее пределами. В Польше, Австрии, Италии, Германии, Великобритании, на Кипре русскую духовную музыку, которая составляет основу репертуара коллектива, аудитория понимает без перевода. Тогда как российской публике, как будто бы и не нуждающейся в интерпретаторах, творчество «Пересвета» почему-то не особенно близко. Правда, ситуация именно сейчас активно меняется, уверяют мои собеседники.

В Доме-музее Марины Цветаевой, где дислоцируется «вокальный спецназ», идет репетиция. Певцам разрешено петь вполсилы, но стеклянные подвески люстры все равно дрожат в такт «Маршу сибирских стрелков», который исполняет «Пересвет».

- Воинские песни – это те же самые молитвы, только светские, - поясняет Дмитрий Владимирович. - Вот как вы определите песню «В землянке» или «Темную ночь»? Это же настоящая молитва, но выраженная другими словами! И петь, не чувствуя этого молитвенного экстаза, невозможно. Иначе получится нечто, напоминающее многочисленные эстрадные концерты, которые устраивались к 60-летию Победы. Вещи такого накала и такого масштаба нельзя исполнять с пустой душой. Сейчас мы записываем диск «Песни героев», в котором стремимся переосмыслить те самые песни-гимны, песни-молитвы, песни-шедевры, которые должны быть интересны и, я абсолютно уверен, будут интересны молодым, потому что мы вложим в них огромное уважение и гордость за великое прошлое и позитивное устремление в будущее.

- Дайте, пожалуйста, определение хора: хор – это единство кого, чего?

- Если позволите, начну издалека. До двадцати лет я не понимал русское хоровое искусство, был к нему равнодушен. Хор казался мне понятием из советского времени: что-то такое пафосное, казенное, массы мужчин и женщин, поющих что-нибудь типа «Суровые годы уходят в борьбе за свободу страны…». Большевики, когда пришли к власти, неслучайно хору уделяли внимание. Они прекрасно понимали: править в стране, где народ обладает тысячелетней хоровой культурой и общинным мышлением и не использовать хоровой жанр в пропаганде своих идей, – глупо. Брались старые песни, на них сочинялись новые стихи – и все это запускалось в массы. А наш народ – консервативен по природе. Мы – люди традиций. Если изо дня в день поются одни и те же песни, через поколение это уже попадает в плоть и кровь и получает силу незыблемого канона и эстетического образца.

Когда в более зрелом возрасте, я стал внимательнее прислушиваться, оказалось, что хоровая музыка, в том числе советская, – это великолепно, но это понимание приходит тогда, когда избавляешься от сиюминутной идеологической шелухи, и на первый план выходит талант художника, который создал эту музыку.

Я пришел в храм как певец. Скажу честно – подработать. Тогда музыкантам открыто разрешили петь на клиросах. До сих пор помню это ощущение: меня поразило перетекание музыки, подхват одних голосов другими. Музыка льется, льется, льется, уходит куда-то ввысь… Это потрясение явилось толчком для того, чтобы я воцерковился. И как только погрузился в эту музыку как человек, приобщенный к церкви, для меня стало понятно, что такое хор. Это не просто собрание поющих. В философском смысле это понятие коррелирует с внутренней ментальностью русского народа. С соборностью, с общинностью. Нам делать что-то сообща всегда было легче. Хор – собрание творящих единомышленников. Хор – гармония души. Ощущение, что мы настраиваем души в резонанс, и тогда вокруг нас распространяется поле, которое заставляет души слушателей звучать с нами в унисон.

«Пересвет» - это семья, потому что все мы православные христиане, соединенные общностью веры. Мы одно целое. Один выпадает из хора, и уже нарушается его звучание.

- Хор – это ведь иностранное слово. Как в русской традиции назывались такие ансамбли?

- В православной традиции хор – это люди, уподобляющиеся херувимам и серафимам, которые немолчно стоят у Трона Господня и воспевают его величие и силу. А обозначаются они словом «лик» (от слова «ликовать»). Мужской хор – самое изначальное русское певческое образование. А смешанный хор – западное приобретение. У певцов церковного хора особая роль – их пение должно способствовать молитве. Создавать атмосферу внутренней исповедальной сосредоточенности. Все мои певцы живут литургической жизнью, работают в разных церквах и монастырях Москвы. И мы как архиерейский хор часто участвуем в больших православных праздниках.

- Сколько лет с вами работают певцы? Каковы критерии отбора исполнителей?

- Большая часть коллектива работает в рамках «Пересвета» всего два сезона. Этого, конечно, недостаточно для достижения действительно высокого уровня. Хоровой коллектив должен быть стабильным – нужно спеться. Мало знать свой голос, свою партию, нужно чувствовать других людей, войти в резонанс на ментальном уровне, и тогда твой голос, твои тембральные частоты совпадут с частотами товарища. Тогда только возникнет понятие абсолютной слитности.

Критерии отбора очень жесткие. Мы сложно подбираем певцов. У нас много градаций. Единственный критерий, который отсутствует, - возрастной. Самый старший из наших музыкантов отметил недавно 50-летний юбилей. Самому молодому 25 лет. Большинству же «пересветовцев» – от 30 до 40 лет.

Сейчас мужские коллективы расщепились: одни ударились в эстрадный бизнес, другие ушли в строгое академическое искусство. А мы хотим объединить эти направления. Мечтаем и просвещать, и потрясать, и развлекать. И всегда возвышать. Мы должны все время стремиться дальше, все время у нас должна болеть душа. У нас даже в должностной инструкции написано, что певец должен развиваться как личность.

- Но изначально ведь не понятно, будет ли человек развиваться?

- Вот поэтому у нас существует испытательный срок. С некоторыми, увы, приходится расставаться.

Мы постоянно действующий коллектив – никаких временных работ. Кроме нас мужских хоров в «свободном плавании», ставящих перед собой амбициозные, максимальные цели, нет. Мы не принадлежим ни церкви, ни государству, но охотно сотрудничаем и с теми, и с другими, поскольку это абсолютно естественно для нас, - христиан и патриотов. У нас единственный коллектив, в котором запрещено подрабатывать «на халтурах». Исключение - только церковь, но, сами понимаете, это никакая не дополнительная работа, - это просто жизнь, совершенно необходимая для душевного вдохновения и творчества.

- Скажите, а верующим человеком певец вашего хора должен быть?

- Желательно. Но человек ведь может воцерковиться и в процессе работы. Он должен быть неравнодушным, у него сердце должно верить. Бывает, что и невоцерковленный человек более «православен», чем тот, кто все посты соблюдает и все молитвы знает наизусть. Апостол Павел сказал: «Не то важно, что в уста входит, а то важно, что из уст выходит».

Прервав репетицию, к нашему разговору присоединяется дирижер «Пересвета» Владислав Косарев.

- Влад – неистовый в работе, - характеризует коллегу Дмитрий Владимирович. - Я верю в этого человека и считаю, что он из тех художников, которые будут определять российскую хоровую культуру в первой половине XXI века. Он настоящий творческий лидер, да ещё и вдобавок солист замечательный. Я очень долго его искал: слава Богу, Господь дал мне возможность с ним встретиться!

- Владислав, вы думали когда-нибудь, что доведется руководить хором?

- Откровенно говоря, я никогда не предполагал, что буду стоять во главе двенадцати ярких и талантливых певцов. Хотя я 19 лет из своих тридцати, начиная с музыкальной школы и заканчивая аспирантурой Гнесинки, отучился на дирижера-хоровика. Должен сказать честно: хор в том понимании, в котором мы видим сегодня большинство коллективов, мне не очень нравится. Поэтому я стараюсь избегать слова «хор», а «Пересвет» называю ансамблем.

- Вы называете ансамбль «вокальным спецназом». Почему?

- Тут надо проводить аналогию с воинскими спецподразделениями, которые выполняют определенные экстремальные задачи. Может быть, это слишком возвышенно звучит, но мы сами себе ставим максимально высокие цели, которые требуют напряжения всех ресурсов организма, и психики, и таланта. Иначе в той сфере искусства, в которой мы сейчас находимся, выжить просто невозможно, если не перерождаться в какие-то попсовые варианты. Какую бы музыку мы ни брали – военную, духовную, русские народные песни, хорошую эстрадную («Подмосковные вечера», например, или «Yesterday»), – стараемся это делать на максимально высоком художественном уровне.

- Как вам кажется, почему русскую духовную музыку в исполнении «Пересвета» так хорошо принимают за рубежом?

- 99 процентов наших слушателей в Европе не понимают, о чем мы поем. Это усложняет нашу задачу. Потому что если на сцене не будет воплощаться сама суть духовной музыки, если каждое произведение не будет представать как определенный образ, не будет наполнено определенной духовной высотой, слушатели просто вежливо похлопают, уйдут и больше никогда не вернутся. Но нам всегда удается «держать» публику. И до сих пор, несмотря на всю специфику русской духовной музыки, мы вызываем положительные эмоции у иностранных слушателей. Нам удается творить на том уровне, когда можно, преодолевая языковой барьер, оперировать непосредственно эмоциями. Иной раз не так важно слово, как посыл из сердца исполнителя.

- Почему сегодня коллектив менее известен у себя на родине, чем за границей?

- Вообще академическое хоровое исполнительство сейчас не очень востребовано. Причина связана с общей ситуацией в стране. Серьезная музыка сегодня не пользуется популярностью даже в Москве. А чем дальше от столицы – тем хуже. И это не вина людей, просто они больше заняты проблемами выживания, нежели своим духовным развитием.

- Хоровая музыка – искусство для избранных?

- Так оно и есть. Элитное искусство, высокое искусство, академическое (я нас к нему не причисляю – мы только в самом начале своего творческого пути) требует усилий не только от того, кто им занимается, но и от того, кто приходит его постигать. А искусство массовое, как правило, не требует от публики какого-то особого напряжения.

Репертуар ансамбля «Пересвет» простирается от духовной музыки XV века до современных джазовых композиций и произведений маэстро мирового масштаба Горана Бреговича. Услышать коллектив можно не только на освящении храмов, на православных праздниках, на эстрадных концертах, но даже перед началом и в перерыве спортивного матча – такой опыт певцы приобрели совсем недавно.

- В этом и есть наш универсализм, творческая «жадность» до всего, что по нашему мнению относится к хорошей музыке - комментирует разнообразие музыкальных пристрастий и концертных площадок своего детища Дмитрий Юденков. – Не так давно нас пригласил женский баскетбольный клуб «Спартак» Московской области. Они играли в четвертьфинале Кубка Европы против команды Израиля. В зале было, наверное, тысяч пять – сплошь молодые люди. Нас попросили в подрясниках спеть гимн России «а капелла». И объяснили, что спортивное мероприятие – это акт веры. Мне это определение очень понравилось. И весь зал пел гимн вместе с нами.

После этого наш хор стал исполнять гимн на всех домашних матчах «Спартака» в розыгрыше Кубка Европы, девчонки громили всех соперниц и в результате - выиграли Кубок!

Прошлым летом мы пели на освящении кафедрального Собора Святителя Николая в Серпухове, которое возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Храм через 70 лет после разрушения восстановили практически из руин. После освящения Собора мы вместе с духовенством участвовали в переименовании главной городской площади Серпухова в Площадь Владимира Храброго (одного из главных героев Куликовской битвы, брата Дмитрия Донского). Мы исполняли песню «Россия» - и вся площадь взревела так, что я впервые по-настоящему понял, что такое триумф у своего народа! Хотя до этого мы дали сотни успешных концертов, где публика восторгалась и «бисировала». Однако именно там, на площади обычного российского городка, мы поняли, что не зря создали «Пересвет».

Анастасия БЕЛЯКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива