Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 04, 2006

ОСТРОВА МЕЧТЫ...

Роза Орынбасарова закончила ВГИК в 1988 году, её первый фильм «Ачисай» был признан лучшим фильмом года среди начинающих. Фильм «Жертва для императора», снятый в 1992 году на Ленфильме по мотивам повести А.Куприна, стал призером фестивалей во Франции, Москве, Японии, США. В 1993г. Роза сняла полнометражный фильм для телевидения Франции «Зал ожидания», он получил премию канала Ля Сет. Среди работ мастера – ленты о балете «Диана Вишнева» и «Диана и Фарух», фильм «Сеть» и три серии экспериментального сериала «Здравствуй Питер».

– Роза, скоро выйдет ваша новая работа – «Никаких других желаний». Чем объясняется ваше обращение к жанру мелодрамы?

– Я считаю, что сейчас будет востребована сюжетная история, небольшой рассказ, драма, где человек был бы показан крупным планом. Всем надоели бандитские и женские истории. Наш фильм-ответ на неутолённую жажду, как нам кажется.

– Наверное, работа над мелодрамой имела свои особенности?

– Это фильм об островах души…

Необычная работа для всего нашего коллектива. Для меня она стала самым ярким профессиональным открытием за последние годы. Актёрам приходилось думать иначе, вставать перед камерой иначе. Они делали открытие забытого. Мы утратили даже ритм мелодрамы. Актёры, операторы привыкли к иной работе на съёмках, к другой динамике...

– Может, это связано с убыстряющимся ритмом жизни? В условиях капитализма, когда надо делать деньги или выживать – не расслабишься. Повышенная быстрота копируется показом жизни в кинематографе...

– Это связано не с ритмом, а с ценностями жизни. Мой герой говорит: «Я отвык смотреть на одного человека долго. А я вот смотрю три недели на тебя и отвыкнуть не могу».

– Очень важные слова, характеризующие то, что за мельтешением мы потеряли способность, умение и желание вглядываться в человека.

– Человек – это мир, который так и остается не познаваемым.

Это мой десятый фильм, но впервые я работала над мелодрамой. Есть давнишний проект, сделать ещё один фильм, где показать личность выдающегося танцовщика нашего времени Фаруха Рузиматова крупным планом. Лента без слов. Мне видится некая притча о пути Человека, Поэта, которого на пути встречают разные события и существа, оборотни...

– Оборотней в сегодняшней действительности предостаточно…

– Нормальный человек стремится совершить добро. Но оно не должно быть навязчивым. Вот, к примеру, некто стремится совершить подвиг во имя другого, даже принести себя в жертву… Нужна ли она? Я знаю женщину, отдавшую всю свою служению кумиру, своему «идеалу». Она не вышла замуж, отдала себя Ему...

– О, знакомая ситуация. Что вы вообще думаете о жертвенности?

– Во мне больше восточных черт, я люблю жертвовать собой. Но без перебора и незаметно. Заметная жертва – не то. Это заклание какое-то. Оно всегда заканчивается трагически.

Мужчины любят женщин, готовых к семейной жизни, но слегка отстранённых от неё, не мучениц и без пережима.

– Когда возникают сложные ситуации, как вы из них выходите?

– Самостоятельно. Убеждаю себя в чём-то, не показываю никому своих проблем. Я черпаю силы обычно в том, что вспоминаю, что что-то подобное или даже худшее со мной уже было, что всё пройдёт. Что если я сейчас не преодолею проблему, то и в другом случае не справлюсь.

– Существует миф о юности как наипрекраснейшей поре. Немалую лепту в это вложил кинематограф со своими лучезарными сказками о «королеве бензоколонки». Для многих – это очень тяжёлый период жизни.

– Не случайно существует понятие переходный возраст. У кого-то он легко проходит, а у иных – затягивается. Довлеют: непонимание, зажатость, неуверенность в будущем, бесперспективность и – следствие – одиночество.

– Роза, расскажите, насколько трудным был ваш путь в кино?

– У меня обычные родители. Папа – научный работник, инженер, мама – врач. Всё, как у всех – английский, литература, кружки, занятия музыкой. С В 14 лет попала на ТВ Казахстана, выиграла конкурс ведущих. Потом сотрудничество на радио, в газетах, журналах. В 21 год стала замом главного редактора на Алма-Атинском студии «Телефильм». Закончила факультет журналистики КазГУ.

Однажды мой начальник Сергей Морозов сказал мне: «Ты же прирождённая киношница!». И я поехала во ВГИК.

– Как ваши родители воспринимают ваше творчество?

– Они строги, как и раньше. Но, думаю, мелодрамой останутся довольны.

– Этот фильм для ТВ?

– Если будет иметь успех, то, возможно, будет переведён на плёнку. Фильм мы снимали кинометодом. Съёмочная группа у нас была киношная.

– Кого вы считаете учителями?

– У Алексея Германа я делала фильм «Жертва для императора». Игорь Масленников пригласил в Петербурге снимать следующий фильм.

Алексей Герман, пожалуй, мой учитель и продюсер. Чутьё у него продюсерское очень точное. Его студия продолжает запускать -всегда очень удачно- работы молодых режиссёров.

– Вы – восточная женщина, и при этом – режиссёр. Как вы решаете проблемы, выполняя мужские функции...

– Я всегда женщина. Но когда идёт мозговой штурм, не думаю, размазаны ли глаза, как ты выглядишь перед окружающими... Кстати, отдельные сцены фильма мы снимали в 30 градусные морозы, в экстремальных условиях. Тут уж было не до женственности. Вообще, с мужчинами мне работать легче.

– А не хотелось бы вам совсем взять бразды правления в свои руки – стать ещё и продюсером?

– Выбор режиссёра, продюсерского пакета – это настолько ответственно! Это означает взять на себя полностью ответственность на ближайшее пятилетие жизни. Колоссальный труд.

Вообще, сейчас везде существует проблема режиссёров. Это штучный товар.

– Кроме кинорежиссуры вы занимались театральными постановками...

– Делала спектакли. Но теперь времени нет, кино во всём побеждает. Изображение – сильнее всего, его инструментарий – мощное средство. Театр – действие, кино – состояние. Запустили театральный спектакль, но актеру по-прежнему приходится оставаться в работе, далее постигать свою роль, чувствуя зрителя. Это ремесло, от которого устаёшь.

На Бродвее больше трех месяцев спектакль не показывают. У нас в репертуарном театре спектакль может идти 30 лет. И идет?!

В кино всё построено на одном дыхании. Если страсть вынута из актёра и монтаж зафиксировал действие, то искусство состоялось!

Когда актёр устаёт от страстей на сцене, его искусство превращается в ремесло.

– Вы считаете себя романтиком?

– Вся группа на съёмках – романтики. Но это не отменяет ироничности.

– Кто ваши любимые режиссёры?

– Люк Бессон и Трюффо. Из наших – ранние Муратова и Михалков. Вообще обожаю кинематограф 60-х. Там было столько открытий, столько талантливых фигур, которые ныне незаслуженно забыты. Шестидесятники проложили дали много кино. Раскопать бы это! Мне кажется, сейчас опыт 60-х для нас интересен и нужен.

– Что мешает делать человеческое, тонкое, глубокое, умное кино, с внимательным вглядыванием во внутреннюю жизнь персонажа?

– Сегодня все зависит от спонсорства, инвестиций. Кинопродюсер – это позиция. Кроме денег ему интересно завевать внимание рынка. Захватить за жабры зрителя – вот задача.

Но это вопрос не только о деньгах. Если бы продюсеры знали, что от их вкусов, воспитания, образования, направления мыслей зависит будущее наше, они бы серьёзней относились к своей деятельности. Добродеев, Эрнст – вот продюсеры нового кино, но не они заказчики.

Мы зависим от тех, кто нашу продукцию покупает. Даже если мы найдём деньги инвесторов – всё зависит от покупателей продукции. Режиссёр, делающий живое кино, полностью зависим от того, купят ли его.

– Для тех, кто стремится отразить на экране духовные ценности, существуют фестивали типа «Послания к человеку». Именно на такого рода встречах со зрителями режиссёры могут о чем-то важном и высказаться...

– Я обожаю новое кино Испании, Голландии, Норвегии. Даже в Питере оно очень перспективно. Молодые зачастую находят то, что мы потеряли.

– Кстати, а есть ли у вас хобби вроде антиквариата или рукоделия?

– Попугаи и собаки. Кроме того, я всю жизнь изучаю иностранные языки.

– Из-за частых поездок?

– Скорее – для себя. Когда в Праге шли съёмки фильма по рассказу Набокова «Король, дама, валет» я изучила чешский. В своё время освоила немецкий, английский, итальянский. Языки, как ни странно, привлекают меня музыкой звучания.

Еще – люблю поэзию, оперу, балет. Меня дома называют книжным червяком.

Когда мой сын посещал художественную школу, неожиданно для себя, открыла прелесть занятий рисунком, композицией... Одно время посещала художественную студию для взрослых.

Как все кинорежиссёры, собираю альбомы по живописи.

Мне всегда казалось, что я поклонница свободной жизни. Но всё время была в семье, или на подходе к новой семье, постоянно приходится решать проблемы своей и чужой семейной жизни, жизни своих сестёр.

Ирина Дудина


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива