Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Почувствовав, что поклонники заскучали в ожидании очередного студийного откровения,
Dave Mathews Band выпустили «The Central Park Concert». «Трехтомник», материал
которого был записан в нью-йоркском Центральном парке, сюрпризов в себе содержит
немного, но все они – на вес золота: чего стоит хотя бы выступление в роли «звездного
гостя» Уоррена Хэйнса, вдохнувшего новую жизнь в «Cortez, The Killer», композицию
Нейла Янга! 18-минутная «Two Step» пролетает подобно мгновению, настолько вдохновенны
музыканты в своем джеме. Странно лишь, что фронтмен группы все более отходит на
второй план: центральные роли на сцене явно отведены саксофонисту Лерою Муру и
скрипачу Бойду Тинзли... Впрочем, Мэтьюз – из числа тех «генералов», что не рвутся
на передовую. Достаточно того, что он – идеальный дирижер, чей оркестр с каждым
годом набирает силу и слаженность.
Смеяться или плакать?
Давненько не смеялись мы над «божественным»? Восполнить недочет взялись Sepultura:
их новый альбом «Dante XXI», записанный с продюсером Андре Морайесом, был задуман
как «саундтрек к дантовской «Божественной комедии», ни больше, ни меньше... А
разросся – в постмодернистский наскок на все сколько-нибудь возвышенное.
«Мы предлагаем наисовременнейшее прочтение оригинала, – предупреждает пуристов
Андреас Киссер. – Так что, трагедийного здесь вы найдете для себя больше, чем
комического». Критики предвкушают для себя хороший повод посмеяться... сквозь
слезы, конечно.
Страждущие у родника
Вопрос о корнях рок-н-ролла давно утратил изначальную актуальность. Но чем меньше
новых путей развития остается в запасе, тем чаще музыканты возвращаются к истокам
в поиске энергетики и... замечают, что там давно уже кормятся многие их коллеги!
...Люсинда Уильямс, мастерица изящного поп-кантри, свой новый альбом «World Without
Tears» записала в старом лос-анджелесском особняке и аранжировки сконструировала
подстать атмосфере – разреженной и умиротворенной. Явственнее и ярче зазвучали
в ее филигранно отточенных композициях мотивы блюза и рока южных штатов (во многом
благодаря гитарной работе Дага Петтибоуна), вот только тяжелее стала тематика:
изнасилования, убийства и другие побочные эффекты «американской мечты» – таков
лирический «прейскурант» альбома.
Зато полное душевное отдохновение предлагает Джиллиан Уэлч, авторитетная исполнительница
«корневого рока», всегда славившаяся умением самые по-спартански экономные аранжировки
наполнить теплотой и очарованием. В своем четвертом альбоме «Soul Journey» Уэлч
достигает глубин самоуспокоения, граничащих с полным застоем: после беспокойной
Уильямс это производит эффект контрастного душа.
...Ну, а между этими двумя полюсами расположилась Вайнона Джадд (более известная
как просто Wynonna): носительница светлого, но боевого начала. В своем новом альбоме
«What The World Needs Now Is Love» она вышла на войну с кровожадными ветеранами
кантри-энд-вестерн, вот уже два года трубящими в «патриотический рог». И – бой
этот провела легко и изящно, с юмором развеяв мифы и высмеяв штампы. Похоже, «корни»
у всех здесь одни. Просто «почва» разная.
Foo Fighters: все на борьбу с шизофренией!
Дэйв
Грол всегда жаловался на шизофренические симптомы – как минимум, творческого характера:
то и дело бросает его от вершин экстремального шума в низины романтических нежностей.
Идеальное решение проблемы экс-нирвановский супердраммер нашел в формате «In Your
Honour», нового альбома Foo Fighters. Первую сторону пластинки он заполнил лирическими
номерами, а во вторую слил весь нойз-мет, вроде «Best Of You», первого сингла.
Критики приникли к противоположному полюсу, увенчанному «Virginia Moon», записанной
с Норой Джонс восемь лет назад... Сам Гроль, к счастью, на похвалы реагирует скромно:
мнит себя всего лишь... последователем Led Zeppelin – которым, не будем забывать,
перепады настроения были еще как свойственны. Очень кстати и Джон Пол Джонс отметился
на пластинке: бывший цепеллиновец записал несколько басовых партий – правда, лишь
для акустической ее «половинки».
Святая вера... во все земное
«История сотворения» этого богоугодного (как всем поначалу казалось) проекта началась
у истоков нового века: Роберт Рэндольф лишь в 2000 году вышел со своей гитарой
из церкви в Оранж, Нью-Джерси, где долгие годы оттачивал мастерство. Прогулка
новоявленного проповедника-гитариста по всеамериканским просторам завершилась
в нью-йоркской клубной «цепи»: здесь музыкант-самоучка и выстроил на основе госпел-классики
новый репертуар – гитарный фанк-рок в духе Хендрикса. Атмосфера воскресной службы
в его творчестве заметно сгустилась, а вот богоугодные вирши уступили место разглагольствованиям
об удовольствиях – более чем плотских. В новом альбоме «Unclassified» (который
считается дебютным – остальные выпускались независимыми лэйблами) Robert Randolf
And The Family Band во многом напоминают The Meters, из простейшей «породы» намывая
максимальную массу ценнейших «руд». Редкий сплав мастерства, высокой духовности
и неуязвимого в своей беспардонности гедонизма!
Экзотика по-ирландски
...Когда
пятеро молодых дублинцев – Конор Дизи, Кевин Хоран, Падрайк Макмахон, Даниэл Райан
и Бен Карриган – в 1999 году вылетели в Сан-Диего, рассчитывали они не более чем
на приятный летний отпуск. Вернулись же – умудренными самым приятным опытом рок-стилистами.
Солнечный roots-рок, наполненный мотивами Beach Boys и небесной многоголосицей,
зазвучал в исполнении The Thrills тем более убедительно, что рождению его предшествовали
долгие годы прозябания в полной безвестности. Представьте себя на прохладном осеннем
пляже, наслаждающимся последним теплым закатом уходящей осени... Готово? Считайте,
что вы «въехали» в «So Much For The City» – альбом тягуче-сладостный, меланхоличный
и ностальгический... Может быть, только чуть более заторможенный, чем хотелось
бы, но – кто осудит ирландцев, расслабившихся в Калифорнии? Во всяком случае,
не москвич, приученный радоваться экзотике Подмосковья.
Азы революционности
Все-таки песня протеста обесценилась в наши дни. Каждый, кому не лень настроение
другим портить, непременно прокричит в микрофон что-нибудь гадкое про Буша и Блэйра.
Осуждение власть имущих в англоязычном мире сделалось извращенной формой политкорректности!
Опровергает этот стереотип Стив Эрл, чей новый альбом «The Revolution Starts...
Now», как минимум, оправдывает собственный заголовок. Острый, пронзительный кантри-фолк
более всего напоминает, как ни странно, ранних Clash... Жаль только, без Буша
с этим его Ираком, никак не обходится. Что поделаешь: даже матерому «революционеру»
свою проповедь приходится начинать с самых азов.
Толкотня в «гараже»
До
того момента, как песня под названием «Калифорния» расцвела в качестве основной
музыкальной темы почти уже попсового теперь сериала «The O.C.», Phantom Planet
были в основном знамениты своим барабанщиком – актером Джейсоном Шварцманом. Увы,
страсть к свету юпитеров начисто ослепила позера! Сбросив (не далее, чем обратно
в Голливуд) гламурный балласт, группа резко отъехала от канонов пауэр-попа и заиграла
«гаражный» рок, свой третий альбом озаглавив решительно: «Phantom Planet» – дескать,
начинаем с нуля! За «наставниками» далеко ходить не пришлось: в их роли выступили
The Strokes, о чем можно судить уже хотя бы по первому треку «The Happy Ending».
Прерывистый бит, заостренный гитарный бой, визгливые нотки в вокале – все эти
звуки «гаражного» брэнда прослушиваются и в «Big Brat». Судя по лирике, по-прежнему
юношески-восторженной, смена направления не очень-то сказалась на мировоззрении
Phantom Planet. Просто в рок-«гараже» стало одним «механиком» больше.
«Металл» умер?..
До сих пор термин «смертельный металл» имел единственное значение, причем не самое
благозвучное. Джош Хомме из Queens Of The Stone Age решил добавить к концепции
теневой штрих и – объявил о «смерти металла»... как форме и методе его «второго
рождения». Результатом эксперимента явился – сначала проект Eagles Of Death Metal,
а затем и альбом «Peace Love Death Metal», в котором преобладает (постоянно наращивая
обороты) электронный данс-рок, какой могли бы создать Kraftwerk, если бы сдвинули
в угол свои синтезаторы и попытались воплотиться в Rolling Stones. Кульминацией
этого фестиваля вседозволенности стали «I Only Want You» и «Speaking In Tongues»:
две песни, которые просто необходимо прослушать каждому death-металлисту, чтобы...
умереть очень и очень несчастным.
Все
могут «Короли»
Двадцать лет наворачивали свой тяжкий prog King’s X и вот – нате вам: созрели
для первого за всю историю концертного сета. Чтобы как-то обойти извечных соперников
Dream Theater (как раз в live-формате и преуспевших), свой «Live All Over The
Place» группа склеила из разрозненных кусочков своего многолетнего тура и – как
минимум, в эклектичности выиграла. «Difference» и «Visions» мало того, что обрели
второе рождение, так еще и зазвучали оригинальнее «оригиналов». И приглашенный
басист Джефф Ламент не испортил обедни: хендриксковская «Manic Depression» именно
благодаря ему сделалась шедевром новейшей психоделии. Царский подарок от King’s
X – королей prog-металла – всем своим приближенным.
Их было тяжко слушать...
Aborym («Generator»: четвертый альбом электронных блэк-дэт-металлеров из Италии,
за которых выступает теперь и Бард «Фауст» Эйтун, экс-Emperor), Annihilator («Schizo
Deluxe»: стопроцентный трэш от группы Джеффа Уотерса, анонсированное как «безумие
без передышки»), Celtic Frost («Dark Matter Manifest»: легенда вернулась, в составе:
Том Фишер – вокал, гитара, Мартин Айн – бас, Эрол Юнала – гитара, Франко Сеза
– ударные), Children Of Bodom («Are You Dead Yet?»: очередная тонна классически
финского метал-продукта), Edenbridge («The Grand Design»: пятый и чрезвычайно
мрачный альбом, записанный с продюсером Карлом Грумом из Threshold), Liverani,
Daniele («Genius»: третья и заключительная часть рок-оперы «Genius», где в качестве
вокалистов выступили Марк Болс, Pain Of Salvation; Йорн Ланде, Masterplan; Тоби
Хичкок, Pride Of Lions, Эрик Мартин, TMG; Андреа Датвайлер, Lunatica; Оливер Хартманн,
экс-At Vance), Martin, Tony («Scream»: очередной сольник матерого вокалиста, в
записи которого принял участие его сын, гитарист Джо Мартин, может считаться и
посмертной работой Кози Пауэлла), Nightwish («Highest Hopes – The Best Of Nightwish»:
сборник всего самого «полуночного», тут же осветивший платиновым сиянием всю Скандинавию),
Soul Doctor («For a Fistful of Dollars»: обновленный состав – с басистом Йоги
Раутенбергом и ударником Марио Би из Skew Siskin – рвет и мечет все живое... и
неживое особенно).