Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2004

Ускользающий идеал, или Эпоха хорошего тона

Продолжение. Начало в № 1

Вместе с возрождением античности женская красота опять обретает притягательность, свойственную небесному созданию и способную помочь человеку постичь вечные истины. Но идеальные пропорции, гармоничное сочетание всех частей тела недолго оставались эталоном. Екатерина Медичи, прародительница красоты эпохи барокко, привезла во Францию итальянский идеал красоты. Что же он собой представлял?

Без белил и румян на людях не появляйся…

Красавица может быть признана таковой, только если у нее золотистые волосы. Высочайшего искусства в осветлении волос достигли венецианки: они наносили микстуру «bionda», надевали на голову широкополые шляпы без донышка и, разложив локоны, усаживались на солнышко.

Кожу и зубы отбеливали смесью истолченного коралла, винного камня, сушеных каракатиц, персиковых косточек и корицы или смесью меда, горчицы и миндаля. Вот откуда пошли современные скрабы!

На лицах появляются мушки, скрывавшие поначалу родинки и прыщики, а потом использовавшиеся для создания целых картин. На празднике при английском дворе лицо герцогини Ньюкаслской украшала колесница Солнца с четверкой лошадей – все это было сотворено из мушек!

Употребление белил и румян, подкрашивание волос и эпиляция в это время стали привычными не только для аристократов, но и для всех более-менее зажиточных горожан. И вот какой парадокс: широкое распространение косметологии, как ни странно, снизило требования к самому процессу «наведения» красоты. Теперь все больше стали прибегать к сухому уходу за телом: протирали все что можно надушенными салфетками. Началось повальное увлечение духами.

Приблизительно в XVI веке появляется слово «макияж», которое вплоть до XIX века сохраняет негативный оттенок, ибо обозначает «уловку, обман, ловкий трюк».

Не показывай своего истинного лица…

К XVII веку появиться без макияжа в обществе стало непристойным. В эпоху правления Регента лица было принято скрывать под масками благополучия. Фальшь стала нормой жизни. Чтобы скрыть пугающую бледность, появляющуюся на лице в результате поздних ужинов, мужчины и женщины накладывают толстые слои краски на отбеленную кожу. И не дай Бог, чтобы кто-то подумал, что у тебя естественный румянец. Как писал Казанова, румяна должны радовать взор и обещать любовные безумства, поэтому модники накладывали ее не только на середину щек, но и яркими пятнами около губ, глаз и висков.

Кажется, что версальская мода доходит до абсурда. Так, принцесса Монакская румянится перед тем, как взойти на эшафот, а скончавшаяся Генриетта Французская была подвезена к могиле «накрашенной и нарумяненной».

Кукольные лица, томный взгляд, капризно надувающиеся губки, окруженные мушками. Бюсты затянуты в корсеты и высоко подняты над осиными талиями, бедра увеличены фижмами, тонкие икры - накладками. Все в соответствии с этикетом. Презирались крепкие мускулы, тело должно было быть пухленьким – что сулило восторги сладострастия.

Покрой одежды и корсетов, остроносые туфли, липкие белила и румяна нередко приводили к общему недомоганию, усталости, «нервическим припадкам» и малокровию. Посему медики того времени советовали всем без исключения длительные прогулки и очищение организма при помощи кровопускания и клизм.

И ничего, кроме мыла!

Французская революция смела на своем пути на только королей, но и румяна, и напудренные парики. Все возвращается на круги своя – к естеству. Впервые в истории лицо не должно подчиняться никаким канонам. Каждое – неповторимо. Формируется новый образ мыслей, становится модным течение «физиогномика». Считалось, что по чертам лица можно установить, какими болезнями страдает человек и каков его характер.

Постепенно возобновляется привычка к принятию ванн. Пока речь идет только о рекомендациях медиков мыть ноги «каждую неделю», голову – «через два месяца», а зубы чистить «не реже раза в неделю». Почиталось за великое благо использование мешочков с душистыми травами, которые «укрепляли под мышками, дабы отбить запах пота». Таким «изобретением» св. Рогнеды предлагалось заменить водные процедуры.

Во времена Первой империи дамам не дозволялось пользоваться косметикой. Даже Наполеон не выдерживает таких запретов.. «Подрумяньте щеки, сударыня, а то вы выглядите как труп!» - повелевает он своей Жозефине. Победу празднуют только производители различных парфюмерных вод и «водиц» для умывания.

Чахоточное великолепие

С распространением романтизма идеал естественной красоты уступает место идеалу красоты романтической. По свидетельству доктора Обера, в обществе стало модно появляться с бледностью на челе, представлять на всеобщее обозрение землисто-серый цвет лица и впалые щеки. «А все потому, - уточняет Обер, - что это придает человеку изысканность, возводя его в ранг избранных».

Женщины, как всегда, кидаются в крайности: пьют уксус, едят лимоны, чтобы похудеть (а заодно и испортить желудок), читают за полночь, чтобы обрести круги вокруг глаз. Идеальная красавица выглядит как смерть, взгляд ее глубок и мрачен из-за расширенных зрачков после того, как она закапала лошадиную дозу атропина и беладонны. Атропин и сейчас применяют в медицине, но конечно же не в таких количествах. А то, что белладонна может вызвать сильнейшее отравление, знает каждый. Как, впрочем, и в те времена. Но чего не сделаешь ради моды?

Молодой человек восторгался личиком возлюбленной, на котором играли фиолетовые тени. В аристократической среде ценят анемичность, чахоточный вид, лихорадочный жар почитают за проявление таланта. Хорошим тоном становится падать в обмороки.

Искусство просто жить

Болезненным и призрачным красавицам-аристократкам противостояли жены буржуа, не желавшие следовать «покойницам, принимающим ванны из чернил». Они спокойны, миловидны, не выставляют себя напоказ, красятся умеренно. Это – воплощение женственности: плечи слегка покаты, руки – округлые, с очаровательными ямочками и перевязочками, пальчики – чуть коротковаты и пухленькие. Их красота – залог здоровья и счастья мужа и детей. Они применяют только яичный белок или кольдкрем, чуть-чуть румян и бриллиантина на брови. Правда, кожу от лучей солнца берегут исправно.

В XIX веке красота все более проявляется в осанке, манерах, а косметические средства становятся все более доступными. Быстрыми темпами развивается индустрия косметических средств. Изобретена жидкая пудра. Писатели-декаденты воспевают образ, в котором естественный макияж становится одним из символов современности.

Женщины начинают читать медицинские книги и не пренебрегают советами актрис на страницах «Моды для всех» или «Малого эха моды». Сара Бернард, Сесиль Сорель и другие актрисы позируют для рекламы косметических средств. В общество проникает мысль, что истинная красота без труда может быть обретена дома, главное – красота внутренняя, которая проявляется в умении владеть телом, чувствами и голосом.

Основным для женщины становится не погоня за ускользающим идеалом и не искусство нравиться, а своеобразие ее личности и внешности, искусство просто жить.

Мария МИЛЮТИНА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива