Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2005

Игорь Федоров: И вкус профессии нам сладок и приятен…

Левша тульский - тот самый, который блоху подковал - надо думать, Бауманку закончил. Иначе как еще объяснить факт, что самые рукастые ремесленники и головастые механики выскакивали именно отсюда. 175 лет в октябре стукнуло, а МГТУ, как прежде, впереди планеты всей: самые ученые инженеры и изобретательные менеджеры, - все отсюда. Ударная кузница технических кадров - первая не по «производству» гениев, хотя и их на век универа хватило: что там Королев и Туполев, сам отец русской инженерии Шухов подвязался здесь студентом… Первая по статусу, ведь среди отечественных «техничек» Бауманка самая старшая и универом стала первая в своей «категории» - кстати, не на словах, а на деле. Продолжит альма-матер в том же духе или нет, оправдает звание «первого среди первых» - эти и другие вопросы корреспондент «Ст.М» адресовала ректору МГТУ Игорю Федорову накануне университетского юбилея.

- Игорь Борисович, МГТУ единственный среди инженерных вузов ввел шести- и даже семилетний срок обучения, это не считая аспирантуры. Не много ли для вуза, где готовят практиков, а не ученых и неужели такая сложная программа, сложнее, чем в МГУ?

- В идеале разработчик высоких технологий - а именно такого уровня специалистов готовим мы - обладает не только азами профессии, но и хорошей фундаментальной базой. Потому как в хай-тек, особенно в области связи и коммуникаций, каждый день что-нибудь меняется, и на очередной скачок реагировать нужно моментально, иначе отстанем. Просто инженерных знаний здесь мало, нужен базис «чистых» наук. А на чем замешаны современные технологии? Исключительно на математике. Посмотрите, информатика - это сплошь дискретная математика и логика, тоже и теория управления, физика… Поэтому пять лет мы, как и все технические вузы, тратим на обучение инженеров-эксплуатационников, а оставшиеся «лишние» полгода - на усиленное изучение фундаментальных наук. У нас сильные курсы математики, собственные учебники, удостоенные премии правительства, специальные курсы механики и управления. Если хотите, по объемам и содержанию блок математики в МГТУ приближается к классическим университетам: тысяча аудиторных часов. По информационным технологиям, скажем, в Бауманке и на эмгэушном ВМиКе программы схожие, это даже иностранные партнеры признают. С той лишь разницей, что у нас усилена практическая составляющая. И это стирание граней я замечаю уже в других специальностях - в экологии, например.

- Но все-таки традиционно считалось, МГУ ориентирован на подготовку ученых, МГТУ - практиков…

- И сейчас готовим практиков, только практиков, способных легко перестроиться и освоить новую специальность в рамках старой: на это и нацелены наши инженеры-разработчики. Раньше бауманец штамповал подшипники, сейчас не штампует, но знает азы и до тонкостей, если что, дойдет своим умом - на то и рассчитываем. Теперь на одном подшипнике далеко не уедешь, пора переходить к другому, иногда даже принципиально новому: а тут преимущество у выпускника с университетским образованием. Кстати, вы заметили, что у нас нет вечернего и заочного отделения? Специалиста широкого профиля можно выпестовать только на дневном…

- Да, но ведь отраслевое образование вроде как оправдывало себя?

- Для 30 - 40-х - да, эта схема сработала эффективно: нас разделили на пять институтов - МЭИ, МАИ, строительный, связи и текстильный, и каждый готовил профи в своей узкой области. Техника сдвинулась, что сыграло на руку нашей армии: танки Т-34, самолеты Ил-2, «катюши», артиллерия - ведь это все наши, «бауманские» головы и руки сделали. Но тогда и время было другое, и потребности - сейчас промышленность еще динамичнее: не угадаешь, чего ожидать завтра. Самые важные результаты ученые получают на стыке наук, и предсказать, какой именно предмет нашему выпускнику понадобится через три года, просто нереально: раньше бауманец, как свои пять пальцев, знал теорию взрыва и все, ему этого было достаточно, ибо шел он на место взрывника. Сейчас не то: на стыке наук все время рождаются принципиально новые разработки, а соответственно, и специальности - без научного базиса тут вряд ли сориентируешься.

- То есть этот процесс связан еще и с отсутствием распределения?

- Отчасти: раньше мы готовили студентов под заказ, и заранее было ясно, чему их учить: отсюда четкое построение планов и программ. Сейчас даже когда известно место работы, как правило, не ясно, чем конкретно человек будет заниматься. Поэтому изменилась концепция всего технического образования: усилился научный блок, а профессиональная подготовка подана к нему как дополнение. И это не только у нас, многие европейские политехи перешли на университетскую систему образования. Вот это, считаю, главное в реформе образования, а не ЕГЭ, о котором все говорят.

- Ваши выпускники востребованы, известные государственные, правда, малооплачиваемые компании расхватывают их с руками и ногами, а сами-то студенты идут в профессию?

- Не поверите, процентов семьдесят устраиваются работать по специальности: цифры не с потолка, это данные нашей собственной социологической службы. Единственное, надо различать, что такое «специальность». Предположим, вас готовили в разработчики ракетных двигателей, а вы пошли на стартовые комплексы. В представлении вуза, вы не изменили «заданному курсу», потому как направления родственные, основаны на одних и тех же теоретических положениях, а в рубрике Госкомстата запишут: «работает не по специальности», но это старый, кондовый подход. Сегодня нормально, когда научно подкованный человек идет туда, где его широкая подготовка нужнее всего. В этом смысле, ребята, которые после МГТУ работают в банках - в своей тарелке вполне, а понятие «специальность» слишком узкое для современной экономики.

- Вот именно, и основная масса специалистов поэтому оседает в частных структурах?

- Не только, у наших выпускников предложение одно интереснее другого: космос, ракеты, авиастроение, роботы, современное машиностроение. Идут с удовольствием и в НПО «Энергия», и в Росавиакосмос, и много еще куда. Если, конечно, дают достойную зарплату, которая позволяет содержать семью, а у нас вуз ребята заканчивают в 23 - 24 года - глава семьи, считай, многие уже детьми обзаводятся. И они вынуждены требовать ставку хотя бы в 400 - 500 долларов. Я беседовал с выпускниками - теми, кто попал в банки, они говорят: не нужно нам супергонораров - дайте необходимое, и мы вернемся в профессию.

- А необходимое - это те 400 - 500 долларов: неужели госпредприятия способны разориться на это?

- «Разоряются», иначе бы не шли, но вы правы, престиж инженерного дела зависит от того, как развивается промышленность, а наши предприятия пока еще не в состоянии удовлетворить основным запросам молодых.

- Многие из ваших выпускников уезжают сейчас за границу?

- В 90-х много «мозгов» утекло, не одна сотня, причем практически все стремились получить ПМЖ. Сейчас картина изменилась: наши ребята охотно едут за рубеж на включенное обучение, на стажировки, на краткосрочные - не больше одного года, максимум двух лет - контракты, но долго там не задерживаются: возвращаются, несмотря на предложения продлить договор. Потому как видят, там тоже молочных рек с кисельными берегами нет, и еще боятся потерять возможности здесь.

- Разве есть у них перспективы здесь?

- А как же! Те же предприятия, сейчас уже фирмы, многие из которых встают на ноги: их пока мало, но сдвиг заметен. А потом российские представительства иностранных компаний, их в России полно. У нас есть соглашения с Боингом, Майкрософтом, Самсунгом, да много еще с кем, одно перечисление займет полстраницы.

- Как вы думаете, не пора ли вернуть распределение? Все-таки МГТУ всегда практиковал договоры с предприятиями…

- И сейчас практикует, но в инициативном порядке, а здесь нужна четкая законодательная база на уровне государства. Пока что получается? Студент, заключив договор с предприятием, легко может его нарушить. Заставь его отработать кредит - целая проблема, ибо на уровне государства долговые обязательства учащегося не оговорены. К тому же действует контраргумент: бюджетное обучение складывается из налогов, в том числе и студенческих. Выходит, мы требуем с подопечного двойную оплату, а это уже противоречит российскому законодательству. Получается палка о двух концах, но в идеале да - хорошо бы, если государство спускало заказ, а студент, предприятие и вуз заключали грамотно оформленный «тройственный союз», по которому предприятие выплачивало студенту субсидии и стипендии, а тот их отрабатывал на благо государства. И все это на добровольных началах: студент сам берет на себя обязательства, и это помогает и кадровые потоки планировать, и бреши закрыть. А вот контрактную систему «отъезд на Запад» я бы логично приравнял к работе не по специальности и в договоре оговорил бы это. И тогда тем, кто уезжает за границу, особенно на ПМЖ неплохо было бы компенсировать затраты на обучение за свой счет или за счет фирмы - те затраты, которые на него потратила наша страна. Но все снова упирается в закон.

- В конечном счете мы, наверное, придем к системе займов?

- Вполне справедливая схема, мне кажется, в Англии. Недавно там ввели платное образование, причем для всех. Но как там платят - по пять тысяч фунтов в год, это далеко не полное покрытие госрасходов: большую часть все равно берет на себя государство. Тем, кто не тянет сумму, дают беспроцентный кредит, а после окончания, когда зарплата выпускника достигает уровня 25 тысяч фунтов в год (в Англии четко следят за уровнем доходов), с него вычитают деньги, причем, повторюсь, без всяких процентов. Англичане, конечно, не в восторге, но понимают: только так можно резко повысить финансирование образования, а значит, и качество тоже. И страна пошла на уступку, но какая страна? Экономически благополучная. У нас, боюсь, подобная схема не пройдет: не все потянут финансовую нагрузку, да и где гарантия, что банки не лопнут или проценты вдруг не введут.

- Лучше просто сотрудничать с иностранцами. Кстати, у вашего вуза крепкие международные отношения?

- По многим специальностям контактируем с ведущими техническими университетами мира, особенно с французскими, которые из западных, пожалуй, самые сильные. Конечно, исключая оборонные кафедры. Причем обмен оживленный не только студентами, но и преподавателями. Ну, и Англия с Германией - там тоже традиционно сильные политехи, и мы не то, что дотягиваем до них, а еще и конкурируем: кое в чем наши программы превосходят их, и европейцы это сами признают. За дипломами Бауманки ежегодно по двести человек в Москву приезжает, столько же мы отправляем «своих» за границу: одной Франции в этом году «доставили» сорок стажеров.

- Еще, я знаю, вы «взаимное обучение» практикуете. Что это такое?

- Согласуем с европейскими университетами учебные планы и программы, что позволяет студентам - и нашим, и иностранцам - спокойно уезжать на полгода - год в вуз со схожим планом и, так сказать, без отрыва от «основного производства» там учиться, причем зачеты и оценки, полученные за границей, в Москве им автоматически перезачитываются. Вот такая академическая мобильность - в известных пределах, конечно. Студенты, понятное дело, не кочуют из вуза в вуз, уехать могут только раз - это единственное сдерживающее условие.

Кстати, с нашей стороны вообще никаких языковых проблем нет. Недавно на базе отдельных кафедр образовался лингвистический факультет, и университет очень ему помогает: компьютеры, классы для самостоятельных занятий, одних лингафонных кабинетов штук двадцать.

- Ничего себе! А иностранцы, у них есть языковой барьер?

- В том-то все и дело: русский европейцы совсем не знают. Поэтому обучение им предлагается пока только по магистерской программе: на иностранных языках занятия у нас ведут только на старших курсах, начиная с пятого.

- У МГТУ, выходит, свои способы вхождения в единое европейское пространство. А Болонский процесс Бауманка признает?

- С известными оговорками. Например, нас не устраивает двухступенчатость: четырех лет недостаточно даже для инженера-эксплуатационника, я уж молчу о разработчике. А мы готовим специалистов в высоких технологиях и какого, извините, «профи» в ракетных двигателях мы выпустим по системе «бакалавр»? Никакого. Поэтому для основных технических специальностей, считаю, нужно оставить монопрограмму, то есть непрерывное обучение, а на «бакалавра» и «магистра» разделить специальности попроще. В МГТУ есть такие: информационные технологии в библиотечном деле, инженеры-расчетчики, менеджмент - там стандартные жесткие учебные пакеты, вот они ничего не потеряют от нововведения. Если уж на то пошло, МГТУ уже сейчас готовит и бакалавров, и магистров, и просто специалистов. Но не надо все сводить к ступеням, давайте свое хорошее оставим себе. Даже иностранцы дивятся: в то время как Европа перенимает наши методики, мы, наоборот, отмахиваемся от них. Начинать нужно с высокого качества, а потом дипломы совмещать, а не с того, чтобы, совместив дипломы, потерять качество.

- Но есть опасность потерять качество и без Болонской конвенции: то же ЕГЭ - у него много противников. МГТУ долго держался, чтобы не принимать выпускников по результатам ЕГЭ, но все-таки сдался. Что стало решающим в том, что вы согласились брать егэшников?

- Недоразумение. Москва в прошлом году в половине округов ввела единый экзамен. Половина округов - подумайте, это сорок тысяч школьников. Что же, отказать им в дипломе Бауманки? А я председательствую в совете столичных ректоров и чтобы не подставлять москвичей, вынужден был показать коллегам пример. Пошел на уступку: половину специальностей, включая престижные, отдал и под экзамены, и под ЕГЭ.

- И что, оправдал ЕГЭ ваши опасения?

- Оправдал, но не опасения, а надежды. Единый экзамен, как выяснилось, вполне нам подходит, но только как один из видов поступления в вуз, с условием, что университет оставляет за собой право принимать еще и по собственным экзаменам, а главное - брать победителей олимпиад и профильных конкурсов без экзаменов. В общем, Минобраз пошел нам на встречу и сохранил традиционную для российских вузов схему поиска одаренных ребят. А потом, егэшников к нам поступило немного - четыреста человек, одна треть, если учесть, что всего у нас 1300 студентов. Между прочим, егэшники учатся не хуже других, и баллы при поступлении набрали неплохие. Кстати, наша физматшкола № 1580 тоже прошла проверку боем по единому экзамену: из тысячи человек пятеро набрали сто баллов, двое - из этой школы.

- Помимо физматлицея у МГТУ есть собственная вечерняя школа. Правда ли, что обучение там бесплатно?

- Все абсолютно бесплатно - и для слушателей, и для преподавателей. И представьте, школе сорок лет, и до сих пор там все делается на голом энтузиазме: уроки ведут исключительно студенты-добровольцы из МГТУ, университет только компьютерами им помогает, а так ребята сами со всем справляются, я в их педагогические дела даже не лезу. И, кстати говоря, в «вечерке» практически стопроцентная поступаемость к нам.

Если же говорить о плате, то у нас и студентов-контрактников немного: стараемся не превышать баланс в 13 - 14 процентов, но совсем отказаться от платных студентов не можем. И плата невысокая: могли бы выдавать кредиты, как делают это в МГУ, но наша схема приема просто не оставляет места для кредитников: одни дневники и ни одного вечерника или заочника, все забито под завязку.

- У МГТУ вообще традиционно крепкая связь со школой. Не боитесь, что ЕГЭ разрушит ее?

- Нет, как мы вели свои программы - «Шаг в будущее» и «Космонавтику» - так и будем вести. Это наше условие, без него университет на эксперимент не пошел бы. К тому же мы сейчас увеличиваем прием «всероссийских» олимпиадников и проводим собственные олимпиады по математике и физике, победители которых, как и призеры «Шага», идут в МГТУ без экзамена. Кстати, попасть в наши программы легче простого: оргкомитеты имеются в восьмидесяти регионах страны - или при местных департаментах образования, или при домах культуры. Нужно провести свое самостоятельное исследование, и тогда вы попадете на региональный конкурс, ежегодно проводимый МГТУ. В апреле 650 победителей съезжаются на третий тур в Москву, победителей мы приглашаем к себе без экзаменов. А поскольку МГУ тоже включился в проект, то выбор у призеров из двух вузов: кого-то берет МГУ, а двести «шагистов» забираем мы.

- Слышала, вы к себе даже вундеркиндов принимаете?

- Да, каждый год к нам какие-то странные люди поступают. Вот сейчас на третьем курсе четырнадцатилетняя девочка учится, а были и двенадцати-, и даже одиннадцатилетние. Один такой, Савелий - у него папа доцент в каком-то вузе, а мама учительница в школе: так мама работу бросила, чтобы возить мальчика из Перова к нам в университет, совсем ведь еще ребенок. Потом мы ее пристроили в вузовскую библиотеку, захожу как-то, спрашиваю: «Ну, как наш Савелий - адаптировался?» Все хорошо, говорит, и учиться нравится, и в группе его все на руках носят. Одно только «но»: мальчики идут в пивбар, и его с собой ведут. Вот они, плоды просвещения - но не горькие. Савелию уже двадцать, сейчас учится в Америке в аспирантуре.

- А у вас много людей идет в аспирантуру? Наука, как известно, живет и подпитывается только сменой поколений…

- Вот это больной вопрос, как и везде, проблема упирается в деньги. Хотя нам еще хорошо: мэрия денег подкидывает, всю правительственную матпомощь направляем молодым преподавателям-аспирантам, но все равно им этого мало. Поэтому стимулируем регалиями: скажем, защитил человек кандидатскую - сразу же, не дожидаясь трех-пяти лет, даем доцента, защитил докторскую - пожалуйста, звание профессора.

- Если не аспирантура, так второе образование. Кажется, МГТУ и такую возможность предоставляет?

- Не просто предоставляет - бауманцы по желанию проходят его параллельно с основным. На третьем курсе человек вправе выбрать вторую специальность - конечно же, модную: информатика, референт-переводчик, бизнес-администрейшн. Одну из трех. И одновременно с основным курсом проходит дополнительный, а поскольку, начала у специальностей одинаковые, многое перезачитывается автоматом, и студенту даже экзамены не надо сдавать. В итоге человек выходит из университета сразу с двумя дипломами. Второе высшее, как и положено, платное, но от желающих отбоя нет.

- Думаю, многие старшеклассники уже с осени думают, как поступить в университет. Как им самостоятельно выстроить дорогу в престижный вуз?

- Если честно, я сторонник традиционного пути в высшую школу. Главное - получить хорошее среднее образование, не обязательно в лицее. Достаточно обычной школы, но в старших классах вам надо определиться в пристрастиях, куда душа тянет - туда и идти. Почувствуйте вкус будущей профессии… Я вот, например, радист, радиоинженер по образованию, с седьмого класса ничего, кроме радио, вокруг себя не видел - так был увлечен. А когда человек увлечен, поверьте мне, он многое преодолеет - и сложности поступления, и превратности обучения, и на все ему хватит времени. А вот увлекаться профильным обучением не советовал бы: однобокое очень. Сейчас ребят заставляют выбирать профессию уже в седьмом - восьмом классе, я категорически против этого! В 15 - 16 лет они еще сами толком не знают, чего хотят и, как правило, действуют по принципу: куда подружка пошла - туда и я. Школьникам предлагают всяческие изыски, эдакие педагогические фортели, зачастую второстепенные, а базы, основы основ лишают. В результате на экзаменах сплошь и рядом казусы. Я по своим абитуриентам вижу: приходят, например, к нам на экономфак сдавать вступительные. Смотрим: вроде толковые ребята, умницы, но по математике плавают. Жалко их, но даем откат, потому как знаем: не сейчас, после первого курса вылетят. А они, бедняги, жалуются: мы в гуманитарном классе учились, это мы не проходили, это нам не задавали. И так сплошь и рядом! Согласен, не обязательно учить интегралы и диффуры, но азы математики нужны всем. Математика - это логика, это построение, это привычка к правильному системному мышлению. А у нас в МГТУ она и вовсе главный предмет: наш бауманец, если знает математику, нигде не пропадет.

- С абитуриентами все ясно, а что делать тем, кто собирается идти к вам в аспирантуру? Как им сделать карьеру ученого?

- Надо любить свое дело и много работать, а слава вас найдет. Вот и все, и отбросьте мысли о карьере: в науке все строится на риске, энтузиазме и любопытстве, а карьера - дело десятое, она сама собою как-то складывается.

Беседовала Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА

Физико-математический лицей № 1580 при МГТУ им. Баумана: (095) 316-5966, 316-5022; www.1580.ru - Москва, Балаклавский пр., 96 а

Подготовительные курсы: (095) 263-6422, 263-6164

Вечерняя физико-математическая школа: (095) 263-6847

По любым вопросам обращаться: physmath@bmstu.R4

2-я Бауманская ул., д. 5, ауд. 431 а (главный корпус МГТУ)


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива