Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 09, 2005

Вячеслав Приходько: Букву «д» из правил исключить

У Московского автомобильно-дорожного государственного института (технического университета) юбилей - 75 лет. В 30-х годах, когда вуз создавался, в стране стремительно развивалось строительство дорог, мостов, аэродромов. Что уж и говорить про создание автомобилей, которые в те времена считались все-таки больше роскошью, чем средством передвижения! Как же много воды утекло с тех пор! К началу перестройки синонимом слова «инженер» стало «нищий», о дорогах вспоминали только в связи с гоголевским изречением о двух бедах, а на отечественные автомобили смотрели с плохо скрытым презрением. Но за какие-то два десятка лет все переменилось. Теперь, куда ни глянь, всюду стройка, от автомобилей вообще не продохнуть. А на инженера снова взглянули с уважением… Обо всем этом мы решили побеседовать с ректором МАДИ (ТУ) Вячеславом Михайловичем Приходько.

- Вы как-то раз сказали, что в МАДИ с первого курса и с тех пор никогда ему не изменяли. Можно сказать, что в вашей биографии отразилась история вуза. А помните, как решили туда поступать?

- Конечно! Работа отца была связана с автомобильным транспортом, и сам я рано сел за баранку. В нашей школе с политехническим уклоном выпускники получали водительские права и специальность автослесаря третьего разряда. Окончив одиннадцатый класс с серебряной медалью, я ни секунды не сомневался в том, что должен учиться в одном из автомобильно-дорожных вузов СССР. Их в то время было пять, жил же я в Архангельской области недалеко от теперь всем известного северного «Байконура» в Мирном. Вставал вопрос - куда ехать учиться?

Шел 1966 год, и все газеты писали о харьковском автомобильно-дорожном - там с участием студентов разрабатывали модели гоночных автомобилей и устанавливали мировые рекорды по скоростям. Но моих денег хватало только на дорогу до Москвы. Когда увидел красивое здание МАДИ, сразу влюбился в него и понял, что дальше никуда не поеду. Выбрал факультет автомобильного транспорта, в то время он был самый модный.

- Ваши самые яркие впечатления от студенческой жизни?

- Я был крепким парнем, нуждался в средствах – надеятся на помощь родителей не приходилось. И потому, начиная с первого курса, все годы обучения в институте я ра-бо-тал. Везде, где только было можно: сторожем, грузчиком - около МАДИ гостиниц много, мебель таскал. Это воспитывало характер, физически развивало. А после первого курса возглавил отряд из 175 студентов по уборке помидоров и арбузов в Астраханской области. Мы ехали поездом из Москвы до Волгограда, оттуда - грузовыми автомобилями, нас везли в далекий поселок... Спортивная, трудовая жизнь в этой местности - одно из самых ярких моих воспоминаний. Я ведь до этого был «северянином» и не видел никогда, как растут помидоры, арбузы. Путешествие подарило и ощущение студенческого братства. Потом уже работал в настоящем студенческом стройотряде, знакомился с Москвой за рулем большегрузной машины. Но это отдельная история...

Со второго курса занялся научной работой. По тем временам за нее неплохо платили. Я получал повышенную стипендию около 50 рублей, 52 - по науке плюс сторожем - 60. По окончании института таких денег еще долго не видел... А «приохотил» меня к науке Александр Петрович Панов, который на втором курсе у нас читал лекции. И делал это так мастерски, был таким интересным в общении, что я и не заметил, как оказался у него на кафедре «Технология конструкционных материалов». Под его руководством занимался проблемой применения ультразвуковых колебаний для интенсификации технологических процессов. По этой теме и диплом писал, и кандидатскую, и докторскую. В дальнейшем, уже в должности первого проректора естественно возникла необходимость профессионально владеть вопросами, связанными с информационными технологиями на транспорте, с безопасностью дорожного движения, транспортными потоками и т.п. Круг моих научных интересов расширялся, помимо любимого ультразвука занимаюсь и транспортной телематикой, логистикой на транспорте и другими проблемами дорожно-транспортного комплекса страны.

- В 1999 году вы получили премию Президента в области образования. Наверное, в вашей жизни идеалом инженера-педагога был именно Панов?

- Его внимание к человеку, увлеченность наукой и сила учительского слова оставили в памяти неизгладимый след. Одно плохо: Александр Петрович работал, не щадя себя, и ушел из жизни очень рано, в 57 лет. Мне сегодня идет 58 год, а я до сих пор себя считаю молодым...

- При вашем активном участии в 1994 году был создан Российский мониторинговый комитет как отделение Международного сообщества по инженерной педагогике. Четыре года спустя вы провели в МАДИ первый в нашей стране международный симпозиум по этой теме. Так что же все-таки такое - инженерная педагогика?

- Это комплексная наука о том, как эффективнее подготавливать будущих инженеров, преподавать технические дисциплины. Вам, как гуманитарию, трудно понять, в чем здесь сложность, но я попробую объяснить. Представьте себе, что преподавателей таких кафедр, как, например, строительная механика, технологии конструкционных материалов, двигатели, автомобили и других никто специально не готовит. То есть ими может стать каждый выпускник технического вуза, не знакомый с такими дисциплинами, как психология, дидактика. А ведь есть множество педагогических приемов, направленных на то, как наиболее эффективно донести технические знания студентам. У техника свой язык, более четкий, структурированный, по особому выстроенный. Это обязывает владеть методологией, применением технических средств в подаче этих дисциплин. Целая наука! При моем участии написано много книг, посвященных повышению эффективности инженерного образования. В центр обучающей системы инженерная педагогика ставит педагога. Лейтмотивом Международного сообщества по инженерной педагогике идет фраза, которую я люблю повторять: «Нобелевские лауреаты, открытия в области техники создают престиж инженерному образованию, но качество подготовки инженера определяется ежедневным трудом педагога».

- Но ведь в советское время существовала достаточно слаженная система повышения квалификации преподавателей в вузах?

- Она практически развалилась с распадом Союза. Теперь мы к подобной системе вернулись, но осуществляем ее уже через центры инженерной педагогики. Первый из них был создан на базе МАДИ (ТУ), сегодня в стране таких центров 13. Из них - 8 аккредитованы со стороны международных структур, что дает право на выдачу дипломов международного уровня.

- В 1995 году вы были первым, кто получил в России звание международного инженера-педагога. Сколько человек носят его в вашем вузе и сколько - в нашей стране?

- Более 20 человек в МАДИ (ТУ), а по России – более 200. может быть нескромно, но в этом достижении есть заслуга вашего покорного слуги.

- Преподаватели университета читают лекции за рубежом?

- Безусловно, кто-то работает по контракту, другие не на постоянной основе. Сам неоднократно читал лекции и выступал с докладами на немецком языке.

- Какое место сейчас занимает МАДИ (ТУ) в рейтинге вузов страны?

- Наш вуз всегда был в числе лучших 35 учебных заведений СССР. Мы напрямую подчинялись союзному главку, все остальные шли через республиканские министерства. Потом был период, когда МАДИ оказался аж в шестом десятке вузов. Но в рейтинге за 2004 год мы уже в тридцатке лучших. Считаю, что могли бы быть и выше, нас тянут вниз филиалы: в Чебоксарах, Челябинске, Смоленске, Махачкале... Мы их создали не по своей инициативе, а по просьбам региональных руководителей, чтобы экспортировать знания непосредственно на места. Ведь экономическая ситуация сейчас такова, что многие родители не в состоянии послать детей учиться в Москву.

Что касается рейтингов независимых организаций, то с удовольствием примерно полгода назад прочитал в русском издании «Newsweek», что МАДИ (ТУ) на восьмом месте среди вузов по востребованности наших направлений подготовки. А по престижности ставят МАДИ абитуриенты на 17 место.

- Какие факультеты пользуются наибольшей популярностью?

- Много желающих учиться на экономистов, управленцев и «автомобилистов». Менее востребованы до недавнего времени были строительные специальности. Но с 1997 года на них пошло увеличение конкурса. И сегодня он - порядка двух человек на место. Люди осознали, что нужно иметь специальность в той отрасли, которая быстро развивается. Строятся дороги, транспортные сооружения, резко увеличилось количество автомобилей в стране - может, и за счет иномарок, но ведь их нужно обслуживать! И сегодня из наших выпускников самые высокооплачиваемые - это именно инженеры-строители.

- Какова их первоначальная зарплата?

- Минимум 10, но, как правило, 15 тысяч рублей. Я вообще считаю, что в России нужно хотя бы одну букву «Д» убрать - вы знаете, у нас вечная беда с «дураками» и «дорогами». Ну, хоть с трассами-то давайте разберемся! Инвестиции в эту отрасль принесут колоссальную прибыль! Это ведь целая наука - дорожный и придорожный сервис. И студенты ею с удовольствием занимаются. Им нравится проектировать дороги, учитывая каждую мелочь. Например, предусмотреть, чтобы заправка была не на пыльной обочине, а, предположим, где-то за холмом, чтобы там глаз природа радовала, и можно было бы посидеть, отдохнуть, кофе выпить. С нашими протяженными границами и дальними дистанциями такие условия для водителей просто необходимы. Вообще убежден: экономику страны вытащит все, что связано с автотранспортом и дорожным комплексом России.

- А вы можете спрогнозировать, ожидаются ли инвестиции в эту область?

- Сегодня заговорили о ГЧП, государственном частном партнерстве. Оно предполагает, что инвестировать в строительные объекты будут и государство, и частники. Но для этого государство должно на себя взять обязательство, что за каждый рубль, внесенный в эту область, человек получит не три-четыре процента, а семь. На каком основании я называю такие цифры? В прошлом году я был в командировке в Германии недалеко от Бремена, там под каналом, где проплывают океанские корабли, за два с половиной года построили тоннель. Полностью за счет частных инвестиций! Но государство взяло на себя обязательство выплачивать всем, кто вкладывал деньги, семь процентов прибыли и погасить долги через семь - десять лет.

- Три года назад вы рассказывали об утилизации шин - одном из достижений вуза в области экологии транспорта. С тех пор появилось что-то новенькое в этом направлении?

- Кафедра инженерной экологии у нас работает совместно с НИИ шинной промышленности. Применение крошки от переработанных шин в дорожном строительстве экономит традиционные минеральные сырьевые ресурсы - песок, гравий и т.п., а по качествам ничуть им не уступает. Развиваются и альтернативные виды топлива на кафедре двигателей внутреннего сгорания. На кафедре под руководством профессора Хачияна А.С. разрабатывают двигатель для городских автобусов, работающий на газовом топливе, которое по экологическим требованиям дает лучший показатель, чем традиционные бензин и дизель. Правда, с дизелем у нас в стране вообще беда - не умеют его производить, да и потребность не формируют, несмотря на явные экологические и экономические выгоды. А вот в Германии приоритет отдается дизельным двигателям, потому что они сейчас могут работать не только на сырье нефтяного или газового, но и растительного происхождения. Я сам видел в Европе целые поля рапса, из которого оно делается. На таком топливе вместе с профессором Браннольте мы испытывали его автомобиль БМВ – 240 км/ч и никаких проблем! На Западе формируется государственная ценовая политика: цены на экологическое топливо намеренно занижаются.

- Востребованы ли у нас в стране инженеры-экологи?

- Да. Кстати, среди желающих посвятить себя этой профессии в МАДИ (ТУ) преобладают девушки, хотя вообще-то наш университет считается «мужским». По окончании вуза выпускницы работают на автотранспортных, дорожно-строительных предприятиях, фирмах отраслевой мадийской направленности.

- Трудно поступить к вам в вуз?

- Нет, если загодя к этому готовиться. Работа со старшеклассниками у нас ведется через Московский центр автомобильно-дорожного образования. В него входят четыре колледжа, техникум и более 40 общеобразовательных школ Москвы и Подмосковья. Эти учебные заведения оснащены хорошей компьютерной техникой, на которой ребята занимаются по программам, разработанным для них в МАДИ (ТУ).

- Вы в молодости подрабатывали сторожем, но сейчас вузовцы предпочитают находить себе работу по специальности...

- У них больше возможностей заработать на жизнь, чем в мои годы обучения. Могу привести впечатляющий пример – около 40 студентов с 4 и 5 курсов (специальность «Мосты и транспортные тоннели) работали над проектами Лефортовского тоннеля. Каждый его метр выполнен с их участием, и это приятно. Был у вуза и договор с Московским управлением капитального строительства по работе над третьим транспортным кольцом, где также активно сотрудничали студенты.

- Но когда «дневники» успевали над всем этим трудиться?

- Днем, вечером и даже в ночное время. Мы стараемся формировать учебные задания для работающих по специальности студентов, чтобы они соответствовали выполняемой практической работе. Я знаю по фамилиям многих ребят, которые по окончании работы достигли такого профессионализма, что уже могли не просто быть рядовыми инженерами, но возглавлять целые рабочие группы и коллективы.

Сегодняшние вузовцы очень предприимчивы, они еще во время учебы жаждут трудиться и получать результаты от своего труда, многие имеют свой бизнес. В МАДИ (ТУ) мы выделили коммерческую зону, где работает много студентов дневных и очно-заочных форм обучения. Как правило, на первом этапе не на квалифицированных местах: мойщиком, уборщиком территории, автослесарем. А потом, имея соответствующую подготовку, люди быстро продвигаются по служебной лестнице. У вуза много совместных предприятий с иностранными фирмами: корейскими, японскими, немецкими. Приятно, что мадийцы и на них востребованы.

- Назовите имена нескольких выпускников, которыми гордитесь.

- Владимир Витушкин - на 4 и 5 курсах работал над проектированием и сооружением элементов Лефортовского тоннеля, а через несколько лет возглавил Инженерный центр по проектированию и строительству транспортных сооружений в Москве.

Михаил Скрипников практически все годы обучения в университете работал в одном из наших предприятий по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей, защитил диплом с отличием.

Василиса Архипова – будучи студенткой старших курсов работала в инженерном центре по строительству Третьего транспортного кольца, потом закончила с отличием МАДИ. И Василиса и Миша Скрипников завоевали право учиться за рубежом, добившись Президентской стипендии. Сейчас в одной из известных голландских школ они уже второй год осваивают популярную во всем мире программу МВА – мастер делового администрирования.

Недавний выпускник МАДИ Вячеслав Некрасов – сегодня замдиректора аэропорта Домодедово.

- О чем мечтает ректор МАДИ?

- Завершить начатое нами строительство нового учебно-лабораторного корпуса. Нам просто необходимы дополнительные площади. Мечтаю также найти как можно больше достойных спонсоров, которые помогли бы воздвигнуть и оснастить новый корпус. А еще хочу, чтобы за профессиональный труд педагогам платили достойную зарплату. Хотя в МАДИ (ТУ) научились зарабатывать средства. За те четыре года, что я возглавляю это учебное заведение, внебюджетные поступления увеличились в два с половиной раза. Сегодня они превышают бюджетные ассигнования уже более чем в 1,5 раза. И если на первом этапе мы получали деньги за счет сдачи в аренду помещений, то сейчас 70 процентов прибыли приносят платные образовательные услуги. Поэтому мы будем постепенно возвращать площади, которые когда-то сдавали, - сами мы на них заработаем куда больше.

- Кому вы предоставляете платные услуги?

- И нашим соотечественникам, и представителям зарубежных государств. В МАДИ (ТУ) учатся студенты из Индии, Китая, Вьетнама, стран Ближнего Востока, Африки. К сожалению, не могу похвастаться тем, что в университет приезжают ребята из бывших стран народной демократии. Хотя в шестидесятые - семидесятые годы в нашем вузе подавляющее число иностранцев были из ГДР, Польши, Болгарии, Венгрии. И я до сих пор сохраняю теплые отношения с представителями этих стран, с которыми жил в общежитии.

- Если бы вы реформировали систему образования, то с чего бы начали?

- С уважения к традициям и к завоеваниям в области образования России и СССР. Вот вы сегодня поздравляли нас с юбилеем университета. Так давайте вспомним тридцатый год – время создания более двух десятков учебных заведений, среди которых МАДИ, МЭИ, МАИ, Волгоградский тракторный институт... У руководителей страны хватило государственной мудрости открывать новые вузы для того, чтобы осуществлялся подъем страны. А сегодня, к сожалению, большая часть того, что делается в образовании, – это реформы ради реформ. На Совете ректоров мы говорим о том, что инженерное образование нужно сохранить. Читаем проект закона об образовании, который рассматривается в Думе, – слово «инженер» вообще отсутствует!

Или возьмем Программу (комплексную!) по модернизации транспортной системы. В государственной программе раздел автомобильного транспорта не прописан, о нем забыли! Как результат в федеральном и региональных бюджетах практически отсутствуют средства на приобретение новых автобусов, возят на старых, изношенных… Потом мы содрогаемся от известий об автокатастрофах с человеческими жертвами. Отсутствие профессионализма – одна из главных наших бед и разочарований и в образовании, и на транспорте, и в строительстве. Всем своим сегодняшним ресурсом МАДИ мобилизован на решение этих проблем.

Беседовала Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива