Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2005

Как построить книжный город?

Не всякий, кто днюет и ночует в Интернете, попадает на библиотеку Максима Мошкова. Но если срочно нужна книжка или учебник - на кого выходим сразу? Конечно, на Мошкова, главного библиотекаря Рунета, держателя самого масштабного и посещаемого в сети библиофильского сервера. Шутка ли сказать, на портале висит больше пятидесяти тысяч книг, и читают их каждый день (!) или, по крайней мере, просматривают десятки тысяч глаз. А говорим еще, «самая читающая» не читает. Чушь все это, если верить статистике он-лайновых посещений: страна просто поголовно уходит в сеть - так дешевле и проще. Из чего и делайте выводы, господа: за электронками будущее. Но Максим Мошков пришел в Федерацию Интернет-образования не ради утверждения известных истин, а с одной целью - раз и навсегда покончить с финансовыми претензиями коллег и рассказать, как без единой копейки сделать популярную электронку. Итак, каша без топора от отца литературного он-лайна, или другими словами - мастер-класс.

Забор не для двоих

Хоть это к делу и не относится, но начнем с факта биографии, с того, что Мошков не ставил цели создать аналог РНБ в Инете. Как раз наоборот, дело было в середине девяностых, в жизни и головах бардак, а в кармане младшего научного сотрудника НИИ системных исследований РАН мышь повесилась: до книг ли дело? Быть бы живу, но тут и с аспирантурой мехмата МГУ пролет: он вообще-то пытался, но его не взяли. И грустно, и скучно… Хорошо, остались подростковые интересы: Станислав Лем, Стругацкие, толстые журналы конца 80-х с неизменными Маркесом и Фолкнером в каждом номере «Иностранной литературы» да тексты с фидошных конференций - таких, знаете ли, домашних любительских сетей, к которым в Москве всего-то человек сто подключены были. Не было гроша, как говорится, да вдруг алтын: хобби помогло, да еще русский Инет наклюнулся, денег в кармане сисадмина типичного советского разлива не прибавилось, зато идеи появились: как организовать дело с минимальными затратами времени и целковых. Дело, разумеется, не доходное, а так, для души, для себя и друзей - складывать любимые книжки сначала в компьютер, потом на всеобщее обозрение в паутину.

И так, по текстику, по файлику в день - песни, опусы, документация - весь бумажный архив с полок перекочевал на хостинг. Пока еще не лично мошковский, а его друзей. Но тексты выросли как на дрожжах и довольно быстро подмяли под себя содержание приятельских хостингов, впору было переезжать на другой адрес. И тут в ход пошел рабочий сервер (отделение математики РАН), а еще любимый Марк Твен помог:

- Схема простая: если есть Интернет-сервер, мы на него кладем немножко книжек, в электронной форме. Туда приходят читатели: народу в сети много и с каждым годом прибывает чуть ли не в арифметической прогрессии. Из сотни-другой парочка желающих подложить в читалку что-то свое да найдется. Но дабы книжка попала в Инет, ее нужно оцифровать.

Это сейчас Максим так просто и непринужденно излагает свой подход, а тогда, в 94-м такая мысль никому и в голову не приходила. Да что там 90-е, обычные наши библиотеки - та же Ленинка с ее неиссякаемой спонсорской поддержкой - до сих пор не доехали до мошковской истины: дабы оцифровать фонды, не надо грантов - достаточно тысячи-другой рук добровольцев. Но у главной читалки страны деньги, у нее обязательства их освоить, а у Максима никакого долга, кроме как перед самим собой, посему и дело сдвинулось сразу.

На первый в Рунете читальный портал www.lib.ru народу посыпалось легионы, кое-кто изредка, а вернее, очень редко, присылал книжку или две. Мало, конечно, но если учесть изо дня в день растущее число юзеров - а в месяц их набегало не меньше 250 тысяч человек, - то и этого достаточно, чтобы заставить электронные полки. Плюс личная коллекции Мошкова, плюс дюжина-другая верных ему помощников, почти профессионально сканирующих десятки книжек. Не забывайте, у читателей тоже увлечения!

- Есть любители сканировать книги. Их мало, но они ударная сила: половину из того, что вы видите на сайте Мошкова, присылают именно они, - делится секретом Максим. - Причем помогают не случайные люди, а те, кто занимается оцифровкой целенаправленно, изо дня в день, а иногда даже, как я, три раза в день: утром перед уходом на работу, в обед, и вечером. У них свои резоны - такой, знаете ли, соревновательный момент, как можно больше выставить в Инет любимых авторов.

Иногда Максим пускается на маленькие хитрости. Скажем, читательские гонки подогревает рейтингами, которых полно и они до неприличия тенденциозны, то есть подбираются по принципу «Скажи, какая книжка понравилась тебе, и я скажу, какой рейтинг тебе смотреть». Ясное дело, любителям детективов в духе Марининой и Донцовой вряд ли по вкусу придется рафинированный Михаил Шишкин с его «Взятием Измаила» или даже балансирующий на грани элитарности и китча Пелевин. Но и для тех, и других имеются свои хитпарады, в то же время и у любителей посканировать тексты всегда есть стимул поспорить с рейтингами - очередной книжкой, выброшенной в сеть. Или вот еще вполне томсойеровский способ заставить Геков Финнов и прочих друзей активнее махать кисточками по забору: запросить на сайте ту или иную книжку. Будьте уверены, достанут и помогут - это уже дело престижа. Вот так без пота и крови и поддерживается постоянный круговорот литературы в Инете: девяносто книжек в неделю прибывает, не меньше - случается больше.

В итоге с миру по нитке собралось несколько десятков тысяч файлов с книгами, на подготовку которых один человек потратил бы не меньше двадцати лет. А тут, поскольку на сканирование время потратило тысячи людей - каждый пожертвовал днем или неделей. Труд сложили, и получился общественный ресурс, в буквальном смысле общественный: проект ведь целиком и полностью построен на бесплатном труде бесплатных читателей. Затрат нет, и никто не обижается.

- Очень часто, когда делают какой-нибудь общеполезный проект, вкладывают только личные силы и средства. А о том, что остается энное число людей, для которых создается ресурс, и что незазорно потребовать от них в качестве оплаты поучаствовать трудом, причем добровольно, без приказов и уговоров, вот об этом никто не думает. А ведь это так просто, только клич кликнуть и денег не надо, это же как субботник: кто заинтересован в чистоте - тот берет грабли, - шутит Максим.

Читатели на страже

Кстати, сам Максим Мошков, как отдал детище на откуп общественности, так с тех пор книжек с экрана не читает. Результат налицо: слегка систематизированный бардак, отсутствие в списках некоторых классиков и присутствие явных графоманов современности. Хаос, как известно, оборотная сторона демократии, что библиотека Мошкова весьма наглядно и подтверждает. Если решитесь создать собственный книжный портал - имейте в виду и этот нюанс: если «слова народные, музыка народная» - огрешек не избежать. И удач, впрочем, тоже - вкусы ведь разные. Допустим, пушкинский цикл Лотмана, за который я бы не пожмотничала отдать полторы тысячи целковых (примерная цена в столичных магазинах), у Мошкова выставлен совершенно бесплатно, но кому-то он и даром не нужен. Или целые сборники научпоповской литературы по модным ныне политологии и психологии, не говоря уж о философии и эстетике: Гегель, Мишель Фуко, Ролан Барт - «золотой фонд» на сайте представлен в объеме более чем… Посему простим порталу казусы вроде рассказов о жизни дождевых червей в разделе «Мемуары»: незнание жанров - это уже дело читательской непросвещенности. Или, скажем, сборной солянки из арий мистера «Икса», российского гимна, Макаревича, дембельской лирики и рок-музыки в разделе «Авторская песня». Очевидно, слово «авторское» народ у нас понимает куда шире, нежели отдельные любители бардов и поэтов-песенников, даже более широко, чем вы думаете. Иначе с какого перепугу в состав авторской песни вошли застольные и походные кричалки, сопелки и вопилки, отнюдь не всегда авторские.

Но – договорились – путаница в жанрах и стилях - отдельная песнь. Тем более, это такая мелочь, если учесть все богатство мошковских фондов. Проза и поэзия, русская и зарубежная, современная и античная, западная и восточная, публицистика и фантастика, религия и эзотерика, юмор и книги по программированию, в том числе собственные мошковские опусы. Самоучители игры на гитаре и учебники по английскому - это только малая толика того, что доступно юзерам на www.lib.ru и его сайтах-спутниках. А еще ведь имеются статьи об альпинизме, парашютизме и водном туризме, любовно собранные байдарочником Мошковым, а также mp3- и кинохостинги. Не будем о том, что Куприн попал в классики, а Бунин нет, что Белинского обделили программными статьями, а Пушкина снабдили не только комментариями Набокова, но и рецензиями на его «Капитанскую дочку» в РАМТе. Где-то прибыло - значит, где-то убудет: закон сохранения энергии, если помните. Дабы сохранить «прибывшее», нужно чем-то пожертвовать. В случае Мошкова - полной аутентичностью текста, иногда безвозвратно. На мою придирку к повальной неточности рубрикаторов и фрагментарности некоторых текстов Максим парировал:

- Когда мне приходит плохо отсканированный и с ошибками текст, что мне делать? Исправить его самому? Никому не показывать, чтобы не вводить в заблуждение читателей? Или бросить в сеть, как есть. Я выбрасываю, как есть - с ошибками, опечатками, проблемами нераспознавания. С пропущенными страницами, слипшимися строчками, возможно даже без курсивов и с потерянными заголовками. Текст прочтут несколько сотен или тысяч человек и есть надежда, что среди них найдутся те, кто не поленится привести его в удобоваримый вид. Некоторые книжки у меня по пять раз исправляли.

- Но текст в этом случае ничем не защищен. Где гарантии, что ему не припишут хвост или не поменяют в нем предложение?

- Никто и не дает вам гарантий, что текст в дешевой электронной библиотеке - «тот самый», авторский. Его могут исказить, тем более что сделать это на компе не составляет труда. Но есть другая гарантия: сотни тысяч читателей любые ошибки найдут и исправят. Дешевая «публичка» должна сама себя поддерживать - только так она выживает и оправдывает себя.

При условии, конечно, что мы решаем: у нас нет денег и никогда их не будет, а мы хотим читать книжки - и нам за это воздастся.

- Выходит, я не вправе ссылаться на ваш текст при его цитировании?

- Давайте зарубим себе на носу: файл не должен помнить, каким он был в бумажном виде, электронный текст - это не книжка. Современному читателю наплевать, на какой странице находится упомянутая фраза. Понимаю, вам в научной работе хочется процитировать строчку. Но есть обычный линейный поиск: я, например, спокойно им нахожу любую нужную мне фразу.

Мне самому даже искать не надо, за меня это делает компьютер.

Как книжка разбита на страницы, мне неважно, кто ее издал - тоже. Мне важно, чтобы там была фамилия автора/переводчика, год издания, полный текст - и все. По-моему, того же требует ВАК.

Не сказать, чтобы сам факт того, что книжка попала в библиотеку Мошкова, говорит о ее достойном уровне. Но и ярко выраженное барахло, как выражается Максим, к нему не попадает. По той простой причине, что нет дураков гробить свое время на забивание в компьютер откровенной халтуры. А уж если барахло все же просочилось - значит, для кого-то оно и «не барахло» вовсе.

Их-издат

Например, для самого автора. Ведь, помимо читателей, в сеть заглядывают и сами писатели, и среди них не только признанные мэтры словесности, но и личности неизвестные, но с амбициями.

Максим эти амбиции сначала пытался удовлетворить в одиночку, но снова столкнулся со сложностями: возни много - чем дальше в лес, тем больше книг присылают. Как бороться с лавиной доморощенных самородков? Разве что автоматизировать процесс. И вот, пожалуйста, у сайта Мошкова родился еще один собрат - журнал «Самиздат» (www.zhurnal.lib.ru)

- Я настолько устал выкладывать всех на сайте, а самодеятельных авторов, как и читателей, тысячи и тысячи, что мне ничего не оставалось, как запрограммировать сервер для автоматического размещения произведений. Где каждый желающий, с улицы пришедший может создать раздел имени себя и опубликоваться без бумажных волокит и, главное, денежных затрат, - поделился Максим

Любителей на халяву самовыразиться, естественно, больше, нежели любителей почитать. Чукча не читатель, как говорится, чукча сам писатель: у Мошкова таких «чукч» от литературы набежало в три с лишним раза больше, чем классиков и признанных современников:

- В основной библиотеке, где я сам выкладывал книжки, примерно две тысячи авторов, а в самиздате - пятнадцать тысяч. Ощутимая разница. Каждый день туда приходят и регистрируются по десять-двадцать новых авторов и размещают порядка двухсот произведений. За четыре года самиздат набрал в объеме книг где-то на две трети от общего фонда www.lib.ru. При том что труда в него вкладывалось значительно меньше, чем в основной наш фонд. Я просто размещение книг переложил на авторов. Вот эта схема и техника, когда привлекаются удаленные пользователи и писатели через Инет - второй принцип построения дешевой популярной электронки.

Мошков признается, среди тысячи его самиздатовцев истинных талантов раз и обчелся, большинство - просто графоманы и даже сумасшедшие.

Откровенной чернухи у Мошкова я, кстати, пока не встречала: может быть, не там искала. Но вот отдельные новоиспеченные литературные жанры, честно говоря, удивили. Не понятно, каким ветром обычные миниатюры и путевые заметки занесло в разделы «естествознание» и «изобретательство» - хоть убей, не вижу логики. И еще, темнота, ничего не знала о существовании киберпанка. Кстати, не поленилась - заглянула как-то и на него: на такие лингвоэксперименты наткнулась, Хармс с Хлебниковым рядом не стояли! Ну, про «мета-спаривание криптобаргов с нимфопативами» еще более-менее понятно, а вот всякие там «диффуру» и «дзайбацу» (и так в каждом предложении!) - уж увольте. Нихт-андерстэндую по флэш-контенту – икскьюземаюсь, челограждане. Тынянов, отец русского филологического романа, в гробу бы перевернулся, попадись ему современная самодеятельная «беллетристика на теории»: беллетристики - «зеро», зато теории - хоть «выаутайся». Но это еще цветочки, ягодки - это когда под видом пристойного опуса Мошкову пытаются подсунуть порнуху или какую-нибудь антисемитчину.

- С порнухой разделываемся легко и непринужденно: в сети не спрячешься - непременно настучат и нажалуются, а мне, как хозяину ресурса, совершенно не жалко снести к чертовой бабушке раздел неугодного мне человека.

В общем, самиздат хорош всем, кроме одного - наличия неудобоваримой литературы. Но не все, что публикуется по воле авторов, чепуха и отстой, встречаются и сильные опусы, и даже настоящие откровения. Есть десяток-два писателей, к кому Мошков питает симпатии. Фамилий, правда, Максим не назвал, но зато очень рекомендовал «Военные мемуары».

Фейс-контроль для…

Писателей-«ветеранов» хватает у многих военных сайтодержателей - у «афганцев», «чеченцев», есть даже участники ВОВ. Так вот, среди бывших солдат и офицеров полно, оказывается, талантов – что, в общем, не странно, ведь поэзия из гармонии никогда не рождается, только на надрыве… Серьезные писатели и самиздатом занимаются серьезно: на входе в военный раздел проходят фейс-контроль. Воевал, предъявил военный билет и сочинение хорошего качества про войну - тебя пропускают. Авторы на тематический портал отбираются из обычных самиздателей - тех как раз, кто лидируют в рейтингах и на ком лежит своего рода знак качества. В итоге, читатели получают добротную подборку, отсортированную по тематике, алфавиту, жанрам и направлениям, да к тому же снабженную подробным рубрикатором, а авторы - хорошую рекламу и возможность заработать деньги на продаже собственных книжек.

- Это мой первый подобный проект, второй такой же я придумал для музыкальных групп. Система себя оправдывает от и до: на «Военных мемуарах» сейчас сто писателей-ветеранов и их каждый день прочитывает по две тысячи человек. Нормальный «тираж», нормальный интерес - можно заняться коммерцией. Предлагаю «отборным» и годами проверенным авторам - кстати, не только военным - поторговаться. Говорю им: «Попробуйте продать себя сами», в скобках: «Я не уверен, что вам это удастся, но попробовать можно».

- Получилось?

- Проект появился только весной - результатов нужно немножко подождать.

Кстати, самиздат и самоуправление по ходу дела решают проблему с авторскими правами. Максим Мошков уже раз пострадал, когда писатель Эдуард Геворкян, с коим имелась устная договоренность о публикации, подал на сетевика иск о возмещении моральной компенсации. Теперь от подобных выстрелов в спину «он-лайновый букер» надежно защищен, - считает Максим. - С системой самиздата библиотека превратилась в конгломерат авторских разделов, которыми управляют сами авторы, по сути, каждый писатель имеет свое веб-представительство. И если бизнес пойдет, то часть сайта (разумеется, та, где публикуются отдельные произведения известных личностей вроде Андрея Волоса и Александры Марининой) станет платной.

- И авторские отчисления начнут распределяться через некую централизованную организацию, через коллективное управление правами, как это делается на радиостанциях, - подытожил грустную новость Максим.

Нос, впрочем, вешать рано: коммерцией, признался Мошков, он занимается только ради того, чтобы «прикрыть шею от вопросов, связанных с авторскими правами». Большинство же авторов гонораров не просят, они рады и так засветиться.

Том Сойер, как известно, с покраски забора еще и прибыль состриг. Насчет больших доходов Мошкова я лично сомневаюсь. Может, он теперь и получает их в качестве главного веб-мастера сразу четырех популярных проектов www.lenta.ru, www.gazeta.ru, www.itogi.ru и www.vesti.ru, но в качестве главного библиотекаря Рунета - вряд ли. Так что думайте, стоит ли вам затевать собственный он-лайн. Ведь советы Мошкова годятся всем, кроме профессиональных библиотекарей и любителей легкой наживы.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива