Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 07, 2005

Андрей Артюхов: Кошка на свободе

Ситуацию в отечественном образовании и попытки его реформировать впору сравнить с поисками черной кошки в темной комнате. Все знают, что она «где-то тут» сидит, но как выглядит блудница и как поймать ее за хвост -никто не знает. А ведь упорно ищут. Ищут ректоры, ищет министр, наконец, сенат лоб зачесал. Может, депутаты знают тайный маневр, эдакий манок для всех ускользающих кошек? С тайной надеждой, что зампред Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии расставит точки над «i», корреспондент «Ст.М» отправился на встречу с Андреем Артюховым.

По бакалавру и шапка

Вы не смотрите на обширный профиль комитета: и чтец, и жнец, и на дуде игрец - присказка не про его обитателей. Андрей Артюхов, например, человек в образовании не случайный: простой тюменский парень, как сам он себя отрекомендовал, прежде всего – закончил Ленинградский политех. Затем побывал в деканах Тюменского индустриального института и директорах Новоуренгойского филиала Тюменской «керосинки». Так что с делами универскими знаком не понаслышке.

Вот и разговор с журналистами начал с наболевшего - с поправок в закон «Об образовании». Узнали мы, кому студиозы скажут теперь спасибо, если прием в вузы вдруг вырастет, а в аспирантуру - резко сократится. В том числе и Андрею Викторовичу. Но обо всем по порядку. Начнем, как водится, с плохого: еще в феврале сенатор внес в Думу предложение закрыть путь в аспирантуру бакалаврам и разрешить заниматься наукой только тем, кто получил диплом специалиста или магистра. То бишь «добро пожаловать» разрешено только гражданам, оттрубившим в вузе пяти- или шестилетку, всем же остальным - вход воспрещен. Не по Сеньке, видишь, шапка. Так, по сути, сенатор объясняет свою инициативу, более того, считает ситуацию очевидной.

- Бакалавриат дает высшее, но базовое образование, - объясняет Артюхов, - а аспирантура - это уже узкопрофильная научная деятельность, и степень магистра для нее просто необходима, потому что именно с магистратуры по-серьезному начинается специализация. Квалификация же «бакалавр», что ни говорите, не дает той глубокой и профессиональной подготовки, которую предполагает научное будущее выпускника вуза.

Никто и не собирается переубеждать законодателя, более того, ограничение на бакалавров на деле практикуется давно - ровно столько, сколько существует сам бакалавриат.

- Я и сам преподавал, и учился в аспирантуре. Защищался еще при совдепе в 1980 году, прошел весь кошмар, который тогда был. С соискателей на ученую степень драли три шкуры и проверяли будь здоров, - поделился сенатор с корреспондентом «Ст.М», - все по-настоящему, никакого подвоха: сидели до упора в лабораториях, таскали спирт токарям, чтобы они нам деталь по заказу выточили, на север ездили - производство изучать…Так что право на науку надо еще выстрадать. Проект закона хоть и готов, с ним еще будут знакомиться в регионах, а гарантии, что пройдет, нет. Если в моем собственном комитете нет единогласия, что ждать от думцев.

На самом деле, закон продиктован соображениями не столько научными, сколько утилитарными: как угодно, чем угодно, но сократить неконтролируемый поток алчущих познания. Якобы алчущих. Ибо из тех, кто поступает в аспирантуру, защищается только пятнадцать (!) процентов, а по некоторым специальностям - и того меньше. Вхолостую, получается, работают вузы. Даже младенцу видно, что качество подготовки кандидатов не стоит и тех крох, которые госказна дарствует вузам на подготовку научных светил.

- Что люди в аспирантуре делают? - дивится сенатор, - с парнями все ясно: косят от армии, ну а девчонки-то что? Престижно? Красиво звучит…

И то, и другое, и третье, скажу я вам, Андрей Викторович, как одна из… Нас, девиц, штурмующих ученые советы и отвергнутых, точно, не понять: особенно тех, кого оттолкнули могучие локти «защитников» отечества, а мы, дуры, все лезем и лезем… Вон на журфаке МГУ - ладно бы, аспирантов сверх нормы набрали (большею частью, конечно, мальчиков), так половину (разумеется, девочек) заставили платить. За аспирантуру (!). Не веря ушам своим, потребовала сатисфакции у государственного мужа:

- Скажите, это единичный случай, и такое безобразие творится только на отдельных факультетах МГУ или планомерная государственная политика?

- Это было завуалированной формой поддержки вузов. В девяностые годы федеральные власти, учитывая их тяжелое материальное положение, открыли все ворота для платных студентов, соответственно и аспирантов прибыло - за счет контрактников. При этом появилось много халтуры.

Правильно, а за ошибки «отцов» расплачиваемся мы, ни в чем неповинные «дети».

Ступени не для всех

Не только в грешках старших, дело, конечно. Россия переходит на двухуровневую систему образования - бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Вот в чем собака порылась. Кстати, идея эта мусолится несколько лет. А в 2003-м мы присоединились к Болонскому процессу, чем сразу дали понять буржуям: учить свою поросль «молодую, незнакомую» намерены по европейским стандартам. Решение, как известно, вызвало массу споров в кругу «своих». Ругаются до сих пор, посему и воз не сдвинулся с места.

Правда, в закон хотят внести поправку, которая помимо двухуровневой системы, оставит возможность еще и пятилетнего непрерывного образования на медицинских, инженерных и актерских факультетах.

- Там, где целесообразно ввести два уровня - когда четырьмя годами не обойтись, - оставим старую форму, - сказал Андрей Артюхов. - Я за гибкость реформ, нельзя всех равнять под одну гребенку, и еще раз убедился в этом на встрече с ректором Бауманки Игорем Федоровым. Для инженерных специальностей в его вузе евростандарт просто неприемлем, он на корню рушит сложившуюся в МГТУ систему подготовки кадров. Хотя тот же Федоров признался, что и у него в вузе имеются специальности, где хватит и четырехлетнего образования.

Речь идет скорее о менеджменте и прочих экономических делах, высказала я предположение, Но Артюхов не согласился:

- Слишком простой водораздел: и среди гуманитарных, и среди технических специальностей найдутся легкие и сложные. Какие можно без потерь ограничить, а какие нет, к 2008 году определят специалисты Минобрнауки. Если только утвердят соответствующий законопроект.

Кстати, закон, если он увидит белый свет, внесет в нашу жизнь еще и новшество забытое - подготовительные отделения для тех, кто отслужил в армии не менее трех лет. Те же советские рабфаки, но с новой физиономией. Понятный перец, просто так, из убеждений, нормальные люди в горячо нелюбимую армию служить не пойдут. Не кнутом, так хоть пряником: отведут служивым, как раньше, рабфак да стипендии, равные прожиточному минимуму, а потом, глядишь, человек уму-разуму наберется и в универ поступит. Но сомневаюсь я, что «служилые» пойдут учиться. И господин Артюхов чувствует явное противоречие:

- Кандидатов на рабфак много не предвидится: вряд ли народ после армии согласится жить на 2400 рублей в месяц. Надо себя кормить, семью. А кто захочет - тому и карты в руки. Правда, в законе об образовании говорится о наиболее подготовленных ребятах, но тут мы решаем социальную задачу. И в качестве поощрения за службу по контракту, я считаю, такую поправку в закон нужно ввести. Правда, и этот проект вызывает споры, но спорят по деньгам: во сколько бывшие солдаты обойдутся бюджету.

Едет ревизор…

Повторюсь, почти все новации, предлагаемые сенатором, ничего в жизни не меняют - только закрепляют существующие на практике, правда, пока в «свободном полете». То же касается законопроекта об Олимпиадах как альтернативе ЕГЭ. Идею давно озвучивает ректор МГУ Виктор Садовничий и его коллеги-единомышленники. Он же в качестве щита от министерских преобразований все время выставляет собственные эмгэушные олимпиады: чем больше образовательное ведомство наседает с ЕГЭ - тем активнее МГУ увеличивает внеконкурсный прием «олимпийцев». В регионах тоже местные вузы не дремлют, выделяют льготные квоты для умников и умниц. И вообще, пока должный закон не принят, универы занимаются самодеятельностью: собственные олимпиады, во всяком случае, вводят почти во всех крупных «вышках».

Теперь вот и федералы проснулись - здрась-с-те. Закон, внесенный комитетом Артюхова на рассмотрение парламентариев, дает победителям регионального этапа Всероссийской олимпиады (1-3 место) поступать в региональные вузы вне конкурса. Заметьте, только в региональные вузы: хочешь учиться в МГУ - езжай в Москву и сдавай экзамены на общих основаниях. Но даже с такой оговоркой поправка все равно прогрессивна: сейчас подобная норма действует только для победителей заключительного, федерального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Правда, и принимают вундеркиндов не только в регионах, но и в крупных государственных вузах. Но все равно нынешние олимпиадники - такая капля в море, что даже смешно о них говорить. Закон призван увеличить их число в десять раз и тем самым создать хоть какой-то баланс между поступающими в вузы егэшниками и одаренными школярами. Если считать по сумме баллов, как предлагают сторонники ЕГЭ, многие гении в штанишках останутся за бортом и наука, быть может, потеряет светил.

- Многие технические таланты не владеют грамматикой. У меня есть друг - сейчас известный физик, лауреат международных премий - в Новосибирский университет попал по результатам физической олимпиады, а не будь ее, провалился бы. Ведь по русскому он плавал между «двойкой» и «тройкой», - поделился мнением Андрей Артюхов.

По словам сенатора, школу в прошлом году закончили примерно 1 млн 400 тысяч человек, из них по результатам всероссийской олимпиады в вузы поступило всего 300 умников, то бишь 0,025 процента! Всего-то! О каком будущем науки можно говорить?! Должна быть планомерная государственная политика «по повышению интеллектуального потенциала страны», считает Артюхов. Спасибо госмужам, наконец-то подумали о талантах: Садовничий об этом уже трубить со всех трибун устал. Но все равно, даже новый закон, если только пройдет в Думе, не спасет ситуацию: 0,25 процентов из ста - тоже мизер. В парламенте звучат предложения принимать школьников, занявших места с первого, например, по пятое. Авторы проекта не против, но сначала нужно принять сам закон, а пока депутаты вносят дополнения, поезд уходит. Он вообще-то уже давно ушел, но пока не поздно поймать другой, и чего уж там бояться: на олимпиадах, считает депутат, контроль жестче, чем на экзаменах, так что подлоги исключены.

По этой же, видимо, причине Андрей Артюхов выступает за ЕГЭ:

- Тестирование куда более объективная система, нежели традиционные экзамены в школе. Если, конечно, соблюдать все инструкции. Я за то, чтобы учеников контролировали не «свои», а «чужие» учителя. Главное звено в ЕГЭ - момент сдачи экзамена. Если на месте добросовестно, по инструкции, провести тестирование - результат получим объективный.

Но я опасаюсь, что наш смекалистый ум и в ЕГЭ найдет лазейку. Сама ведь процедура экзамена не изменилась: сидят ребятки за партами и отвечают на вопросы в билете. Если им кто-то в этот момент поможет - все, оценка завышена.

Спасти ситуацию может только строгий общественный контроль, считает Артюхов: чтобы никаких «своих», только третьи лица. Этой же проблемой - созданием строгой «системы наблюдения», - по словам парламентария, - сейчас озабочен и Рособрнадзор. Звучит строго, почти как Рыбнадзор, так что хана халявщикам.

Мыльные пузыри

Если судьба трех первых уложений не очевидна, то поправку относительно училищ и техникумов депутаты приняли сразу. Да и поправка, казалось бы, яйца выеденного не стоила: только закрепила в законе право средних учебных заведений объединяться и прикрепляться к вузам. Но раньше ее «не стояло», и техникумы легко было закрыть за ненадобностью, теперь, надеюсь, сделать это будет сложнее. Не оставлять молодежь праздно шататься по улице - идея хорошая, но не в ней вовсе дело. Дело опять в вузах, а вернее в их безумном количестве.

За последние годы число универов и институтов разрослось до 1044, не считая ведомственных. Из них 588 – федеральные, и у каждого еще имеется по два-три филиала. Итого, резюмирует Артюхов, 1800 вузов! Целая армия, а при этом качество образования во многих, особенно новых «вышках», оставляет желать лучшего. Перечень предлагаемых ими специальностей легко пересчитать по пальцам: менеджмент, бухучет, юриспруденция, социология… Программ толковых нет, а педагоги - «бегунки», у них ни на что, кроме чтения лекций, времени не остается.

- Чересчур много желающих учиться в вузах, а в системе начального профессионального образования - явная нехватка: никто не хочет идти в токари и фрезеровщики, все хотят в университеты. - сетует Андрей Артюхов. - А те и рады: всеми правдами и неправдами заманивают студентов, ведь им это по финансам выгодно. Я тоже руководил вузом и скажу откровенно: активно привлекал студентов…В итоге в вузах страны по статистике за 2004 год учится около 7 млн студентов, в техникумах и колледжах - 2,6 млн, а в профучилищах и вовсе - 1,6 млн. Диспропорция выходит… Надо мягко ограничить прием в вузы, но не отказывать тем, кто действительно хочет учиться, а деликатно проверить качество подготовки в учебных заведениях, в ряде случаев оно просто безобразное. При этом надо поднимать престиж обучения в техникумах, а для этого их нужно объединять с вузами.

Не секрет, что есть намерение поделить вузы на университеты и институты «разной степени» уровня. Первая группа - десять-двадцать так называемых общенациональных «вышек» типа Гарварда и Принстона - получат право самостоятельно определять учебную и экзаменационную политику и сядут на бюджетную иглу, остальные – отправятся в свободное плавание.

Вузам «второго эшелона» (100 - 200 штук) казна выделит деньги только на подготовку бакалавров и магистров (с учебниками и оборудованием разбирайтесь, ребята, сами), вузам «третьесортным» - и вовсе только на бакалавров. Естественный отбор: заработают - выживут, нет - увы…

Какой же социальный разброд стране готовят горе-реформаторы! Но молчат государственные мужи, не дают ответа. А господин Артюхов «утешает»: чего, мол, так волнуетесь, все равно вузы сами скоро начнут лопаться, как мыльные пузыри. Естественный отбор будет, но совсем по другой причине: демографический кризис - тот самый, который пришелся на первую половину 90-х годов - даст первые плоды уже через год. И, правда, чего это мы?

О личном будущем печемся, вот чего. Сейчас, открыл Артюхов, число бюджетников в вузах превышает даже цифру, записанную в законе: при норме 170 бюджетников на каждые 10 000 человек в реальности за казенный счет обучается 219 студентов. Но им сокращение пока не грозит, успокоил сенатор и сослался на министерский указ, который немного изменяет расклад сил. По новому циркуляру в этом году в вузы примут столько же «бесплатных» студентов, сколько и в прошлом - 567 тысяч человек. Чуточку увеличат число бюджетных мест в сфере обслуживания (на 2,6 процента), автоматики и управления (на 1 процент), а вот специальностей, прием по которым сократится на 2 - 7 процентов, гораздо больше. Под «нож» попадут гуманитарии, экономисты, управленцы, а также педагоги. Зато в полку аспирантов прибудет: за счет госказны на звание кандидата наук теперь будут претендовать более 30 тыс. человек, но новых бюджетных докторантов прибавится всего на 1,5 тыс. Что же до ликвидации самих специальностей, которой грозится Минобраз, то и здесь черт не так страшен, как его малюют. Хотя чиновники и намерены сократить их число почти вдвое, но потесниться придется в основном непрофильным специальностям в отраслевых вузах. А то до абсурда доходит: в транспортных и сельхозуниверситетах юристов и экономистов готовят в разы больше, чем собственно инженеров, а программы по экономике и менеджменту (число их доходит аж до 1,5 тысяч) читают зачастую бывшие преподаватели научного коммунизма.

Все хорошо, но все эти министерские и сенатские «новшества» - детали, мелкие выщипывания «блох», а где же большая программа, призванная не жизнь догонять, а диктовать ей свои условия?

Нет черной кошки, пока не нашли…

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива