Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 06, 2005

И РУКИ ТЯНУТСЯ К ПЕРУ

Да, и у шпионов есть своя болдинская осень. Наступает она обычно после долгожданной, а еще чаще - вынужденной отставки. Известное дело, мемуары - лучшее средство сведения счетов.

Так зачем же бывшие агенты, генералы и полковники, садятся за компьютеры или нанимают литературных субподрядчиков - легких на перо журналистов. Причем, если мемуары планируются выпустить за рубежами Отечества, то предпочтительнее подрядить виртуоза ротационной машины именно из тех краев. Естественно, что цели у писателей в штатском бывают разные.

Некоторые пишут, чтобы просто подработать к пенсии, а потому и их опусы выглядят скорее пересказом официально рассекреченных архивных материалов, где главным действующим лицом выступает вся Организация, а не отдельный носитель секретной информации. Чаще всего такие книги выходят с официального одобрения, поскольку любые, даже самые раскрученные «фирмы» нуждаются в постоянном пиаре и подкрашивании имиджа. К тому же после семидесяти, а иногда пятидесяти лет хранения многие документы действительно рассекречиваются, и наступает время вполне легальным путем довести их выигрышное содержание до досужей общественности.

Но есть мемуары и иного рода. Одни выглядят форменным предательством. Пример - публикации в Англии бывшего кагебистского архивариуса Митрофанова, который годами копировал секретные архивные документы, в том числе и содержащие информацию о действующих завербованных агентах. Затем выносил исписанные мелким почерком листки из комплекса зданий Внешней разведки, что в Ясенево, то в носках, то на теле, под рубашкой и зарывал извлеченное в молочном бидоне на дачном участке. Подобно герою «Двенадцати стульев» Митрофанов верил, что добытое обеспечит ему безбедную старость. Так оно и вышло. В один прекрасный день 1992 года пенсионер разведки сел в поезд, отправлявшийся в Ригу, а уж на территории независимой Латвии он сдался вместе с заготовленными «мемуарами» тамошнему английскому резиденту.

Наш антигерой недавно скончался на берегу Альбиона, даже немалая пенсия, выплачиваемая английскими властями, не прибавила ему особого долголетия.

Немало крови попортил бывшим коллегам своими открытыми мемуарами и пресловутый О. Калугин, которого многие считали цереушным «кротом» еще в последние годы его службы в КГБ. Хотя не исключено, что нынешнего американского гражданина просто недолюбливали по причине явно блатного генеральства.

А бывает, что и книга выходит с согласия «конторы», но содержащиеся в ней сведения в силу умения специалистов контрразведок читать между строк вносит сумятицу в размеренную работу конкурирующих спецслужб. Так случилось, например, с книгой одного из самых секретных сотрудников советских спецслужб, руководителя Управления «С», нелегальная разведка, генерала Дроздова. На основе анализа текста его книги, вышедшей довольно скромным тиражом и даже без переплета, немецкие коллеги сделали вывод о некоем источнике информации КГБ в правительственных кругах ФРГ, который так и не был разоблачен. Начались суетливые поиски с перетряхиванием биографий даже безнадежных отставников. Результатов не было.

Утверждают, что делались попытки выйти на самого Дроздова, чтобы узнать о неизвестном «кроте» в прямом смысле из первых уст. Причем-де опять-таки размахивали лозунгом о новом партнерстве России с НАТО. А когда и попытки взять на «общечеловеческие ценности» не удались, в немецком ведомстве по охране конституции призадумались: а, может быть, речь просто идет о стандартной дезинформации, чтобы их, любимых, загрузить сизифовым трудом и отвлечь от более реальных целей?

Ведь профессиональные мемуары могут содержать и такие изощренные подвохи, способные пустить потенциального противника по абсолютно ложному следу.

Подобный же вопрос возник уже в этом году по случаю выхода в США книги еще одного крупного фигуранта нашей разведки - Виктора Черкашина, который проработал во внешней разведке с 1952 по 1991 год, являясь между прочим в течение шести лет советским резидентом в Соединенных Штатах. Именно Черкашину приписывали руководство операциями по вербовке самых ценных наших агентов конца ХХ века - Роберта Ханссена и Олдрича Эймса.

Весьма характерно, что, по заявлению пресс-службы внешней разведки, Черкашин в последние десять лет, как утверждают, весьма успешный бизнесмен, свой текст на утверждение коллег не представлял и более того - печатать ее на русском языке не планировал.

Но интересно другое. Помимо общих шпионских историй и характеристик завербованных агентов все те же профессиональные читатели нашли в книге одно поистине сенсационное разоблачение. Причем касается оно фигуры предателя, вокруг которого было сломано столько копий - О. Гордиевского. До сих пор считалось, что «идейный борец против советского режима» был выдан нашим агентом Олдричем Эймсом, что выглядело вполне логично. Но, если верить Черкашину, все было не столь просто.

Вот что дословно написано в его опусе «Куратор шпионажа»: «Я знал, что Гордиевский был британским агентом, а потому, когда Эймс указал на него, я просто попросил его дать больше информации на этот счет. На самом деле Эймс не сделал для нас открытия, поскольку первым о работе Гордиевского на британские спецслужбы нам сообщил работавший в США один английский журналист, который поставлял нам информацию». Фраза одна, но сколько из нее можно сделать далеко идущих выводов.

Во-первых, выясняется, что опять-таки далеко не всех советских агентов цереушники разоблачили. Во-вторых, с особой силой вспыхнул спор о том, кого же Черкашин конкретно имел в виду. Западная пресса дружно сошлась на кандидатуре К. Райт, австралийке, работавшей в восьмидесятые году в журнале «Стэйсмен». Дама эта умерла еще в начале девяностых годов, а потому валить на нее можно все подряд. К тому же мало быть просто журналистской, надо еще иметь доступ к конфиденциальным материалам.

Следовательно, если даже допустить, что Райт была тем самым болтуном, что для любого шпиона находка, надо просчитать ее связи в разведывательных верхах. Кто-то ведь доверил ей самую что ни на есть секретную информацию. А если доверил, то с какой целью. Вдруг некто специально «слил» Гордиевского. Для чего? Ну хотя бы для того, чтобы спровоцировать всплеск напряженности между перестроечным Советским Союзом и Великобританией. Ведь в свое время утверждалось, что американцы специально сдали О. Пеньковского советской контрразведке, чтобы сорвать наметившееся потепление в отношениях Хрущева и Кеннеди.

Впрочем, о целях такой провокации можно только догадываться. Ведь с Гордиевским был разыгран, видимо, давно подготовленный спектакль с его долгие годы непонятным вывозом из страны, из-под носа КГБ. А ведь «железный занавес» тогда еще не был поднят, и границы России не были еще проницаемы с Севера на Юг. Это спустя годы стало известно, что Гордиевский, практически выявленный, но не арестованный агент, уже, будучи в Москве, сумел связаться с английским посольством и, получив инструкции, бросив семью, исчез с традиционной утренней пробежки.

За углом его, в спортивном костюме, подхватила машина британской резидентуры. Потом Гордиевского без затей погрузили в автомобиль с дипломатическим номером и в таком упакованном виде вывезли через нашу границу с Финляндией. А уж затем началась слезливая эпопея по вызволению из лап «советской империи» семьи предателя. Эпопея, в которую на правах субподрядчика в девяностые годы включились и наши журналисты-интернационалисты.

Но это дела давно минувших дней, а вот расшифровкой новой версии провала Гордиевского займутся компетентные органы всерьез и надолго. Естественно, всплывет версия и о преднамеренной «дезе», как же без этого. Не всем англосаксонским контрразведчикам понравится то, как копаются в их профессиональном прошлом.

Кстати, шпионская мемуаристика - это вообще мина далеко не замедленного действия. В этой связи главные ревнители свободы слова, американцы, уже вводят конкретные новые правила цензуры для носителей секретной информации, страдающих от литературного зуда. Отныне все бывшие и действующие сотрудники обязаны представлять свои рукописи для одобрения в Совет по надзору за публикациями. Причем члены такого совета могут проанализировать уже вышедшие книги и дать рекомендации и по их «закрытию» для широкой читающей публики.

Как свидетельствуют очевидцы, только за несколько последних месяцев прошлого года новоявленные цензоры просмотрели на предмет обнаружения информационных «утечек» более 30000 тысяч страниц, вышедших из-под перьев «тихих американцев». Руководство ЦРУ к тому же громогласно заявило, что в агентстве работают не литераторы, а разведчики.

К слову, сам факт введения такой относительно недавней цензуры свидетельствует об еще одном характерном явлении. В США с мемуарами разведчиков столкнулись относительно недавно. Причем отсчет такой публицистики идет примерно с рокового дня взрыва ньюйоркских «близнецов». Именно тогда разведчики, уходившие вместе с шефом ЦРУ Джорджем Тенетом, стали выбрасывать на рынок тома запоздалых оправданий и советов нации на будущее. А это стало знаком, что консервативное и эгоцентричное заокеанское общество наконец-то оказалось задетым за живое. Страна повернулась к своим спецслужбам, которые, как выяснилось, имели мало общего с их голливудскими клонами, а потому интерес к закулисной стороне деятельности разведки был мгновенно коммерциализирован. Спрос и родил массовое предложение. Причем столь массовое, что в Лэнгли за голову схватились.

В России, стране, которую западные учителя вечно упрекают в отсутствии истинной свободы слова и властной цензуре, никакой официальной цензуры на мемуары разведчиков не введено. Что также выглядит подозрительно: не иначе эти русские опять хитрят и под видом несанкционированных откровений вводят доверчивый Запад в новые заблуждения на свой счет.

Кирилл ЕРМИШИН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива