Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 06, 2005

Евгений Аметистов: Энергетиков готовить впрок бессмысленно

Мы знаем этот вуз как «МЭИ». Хотя вообще-то точный статус этого высшего учебного заведения - технический университет. Его МЭИ присвоили в 1992 году. Правда, в отличие от многих своих собратьев, вуз старое название менять не стал. А зачем? Ведь с советских времен МЭИ - крутой бренд, который в представлении не нуждается. И в этом году ему исполняется 75 лет...

«Родителями» МЭИ можно считать МВТУ им. Баумана и Институт народного хозяйства им. Г. В.Плеханова. Одному из них принадлежал когда-то электротехнический, а другому - электропромышленный факультет. В 1930 году их объединили, и родился Московский энергетический институт. «Ребеночек» развивался не по дням, а по часам. Еще до войны в вузе образовалось восемь факультетов. А всего спустя пять лет после Победы (в стране только-только отстроили разрушенные дома) МЭИ хвастался новинкой, да какой: учебной ТЭЦ. В 1957 году здесь заработали две проблемные лаборатории, год спустя - Вычислительный центр. Затем у МЭИ появился свой завод, где изготавливались образцы опытной продукции для оборонно-космического комплекса. Словом, до того как стать университетом, вуз прошел большой путь развития. Беседуя с его нынешним ректором, Евгением Викторовичем Аметистовым, я прежде всего поинтересовалась, какие принципы работы в МЭИ (ТУ) остались с далеких годов его рождения и что изменилось.

- У нас продолжает существовать сильная научная школа, никуда не исчез колоссальный опыт учебно-методической работы. А вот структура вуза отличается от прежней. После того как МЭИ стал университетом, мы из некоторых факультетов сделали институты, сейчас их 11: восемь госбюджетных и три хозрасчетных. Открылись новые очень перспективные специальности. Вот, например, сейчас на слуху слово «нанотехнологии» - технологии будущего. В 2004 году мы приняли на эту специализацию первых студентов. Они должны будут освоить тонкости этой науки.

- Вы им предварительно объясняли, что это такое?

- Конечно! Даже фильм о нанотехнологиях показывали на Дне открытых дверей. Нынешней осенью будет еще более широкий прием на это уникальное направление подготовки специалистов.

- В последние годы в ряде вузов России, в том числе и в вашем, открыта специальность «техническая физика термоядерных реакторов».

- У нас уже есть выпускники по этому профилю. В МЭИ (ТУ), в отличие от многих других вузов, кафедра физики не общеобразовательная, а профилированная. В недавнем прошлом ее выпускники в основном шли работать в Институт Курчатова, с которым мы тесно сотрудничаем. Долгое время кафедрой заведовал его сотрудник, известный ученый-ядерщик Н.Н. Семашко.

- Чем выпускники МЭИ (ТУ) отличаются от специалистов, учившихся в других вузах?

- Прежде всего – востребованностью. Специальности, по которым мы обучаем, – не сиюминутны, тепло и электроэнергия людям нужны всегда. Правда, со временем меняются приоритеты. Вот сейчас, например, очень популярны энергетические факультеты, мы их между собой называем «тяжелыми», ведь они связаны с железом, оборудованием, турбинами. А вот абитуриенты на них идут сегодня охотно, конкурс заметный, четыре – пять человек на место, и соизмерим с конкурсом, например, на сверхмодный когда-то, да и сейчас тоже – радиофакультет. Все потому, что после окончания вуза люди хотят хорошо зарабатывать. А радиофакультет МЭИ, смею утверждать, один из лучших в стране и, может быть, в мире. Все системы спутниковой связи бывшего СССР разработаны здесь, и аппаратура, на которую фотографировали обратную сторону Луны и Венеры, сделана у нас.

(Да что там межпланетная связь…Вспоминаю свой отдых в мэишном лагере «Алушта» - потрясающее радио делали ребята! Мы с подругами его обожали несмотря на то, что оно будило нас в 6.50 и действовало на перепонки весь день с чудовищной силой, поскольку радиоточка находилась прямо около нашего корпуса. Но все это можно было простить за отличную музыку и объяснения в любви, которые звучали в прямом эфире.)

- У вас, я слышала, учебный процесс полностью компьютеризирован?

- Мы создали систему, охватывающую все наши службы, студентов и преподавателей. В прошлом году получили за эту разработку Государственную премию в области образования. Когда я только пришел на пост ректора, лет 15 назад, компьютерную технику мы поставили во главу угла. Сначала гордились тем, что у нас 100 «персоналок», потом, что 200. Каждую машину считали... Но вот однажды в каком-то западном университете я задал ректору вопрос: «Сколько у вас компьютеров?». Он посмотрел на меня, как на ненормального, и ответил: «Столько, сколько надо». Я удивился: «Как, вы не считаете компьютеры?». Мой собеседник меня долго не понимал, потом сообразил, и спросил: «А сколько у вас телефонов?». Я говорю: «Не знаю». Он мне: «Ну и у нас точно так же с компьютерами». После этого мы стали стремиться к такому результату у себя в вузе. Сейчас пожинаем плоды многолетней подготовки... Профессура общается через Интернет со студентами...

- А какой у вас средний возрастной состав преподавателей?

- Я бы сказал что совсем не молодой. И это – самый больной вопрос.

- Профессорам не трудно работать на компьютерах?

- Но мы все-таки давно начали процесс компьютеризации. Сейчас у всех преподавателей, независимо от возраста, есть своя электронная почта. Я понимаю, о чем вы говорите. Долгое время у меня на столе стояла карикатура. Сидят молодые люди в классе, у них в головах электрическая лампочка, а у лектора – керосиновая. Не дожить бы до такого! Но все-таки эта история – не про МЭИ (ТУ), мы с компьютерной безграмотностью давно покончили.

- К ректору обращаются по электронной почте?

- Очень часто. Ко мне поступают жалобы, просьбы в чем-то разобраться от студентов, аспирантов, сотрудников... И я даю соответствующую команду.

- Если бы вы реформировали образование, что поменяли бы, а что оставили неизменным?

- Как председатель Учебно-методического объединения энергетиков я утверждаю, что сейчас статистика знает все, кроме того, сколько стране нужно инженеров и какого профиля. 163 вуза, в которых готовят по энергетическим специальностям в России - это, как мне кажется, неоправданно много. Раньше иногородние приезжали за знаниями в крупные ВУЗовские центры, например, Москву и Ленинград. Но после вуза всех ждало обязательное распределение. В МЭИ, например, почти половина выпускников отправлялись на периферию. Так разные области страны подпитывались кадрами высокой подготовки. Когда я 15 лет назад занял свой пост, то провел анализ, и обнаружил, что на каждой из существующих тогда 78 энергосистем работало много специалистов, закончивших наш вуз. А сегодня ситуация иная, за последние 15 лет ни один выпускник (ну, быть может, только единицы) не уехал дальше Московской области. Обязательное распределение отменили, и все иногородние оседают в столице или где-то поблизости. Периферия вынуждена готовить кадры для себя. Чем она и занимается, как правило, не имея базы, школ, опыта. Это трагедия!

Я говорил об этом с руководством, мне сказали: «Переизбыток вузов? Закрывай, сокращай». Но есть другая схема, которую я сейчас пытаюсь реализовать с помощью РАО ЕЭС. Недавно они организовали свой корпоративный университет, который будет служить неким менеджерским центром. С его помощью мы хотим наладить систему высокой подготовки кадров по всей стране. Для этого сначала требуется разобраться, сколько нам нужно инженеров. Сделать такой анализ достаточно легко – следует внимательно рассмотреть и проанализировать ситуацию в каждой энергосистеме, ее кадровый и возрастной состав.

Из ста с лишним вузов я выбрал, с моей точки зрения, 13 лучших и создал на их базе Ассоциацию в виде некоммерческого партнерства. Теперь мы говорим энергосистемам: «Хотите получить хорошего специалиста? Направляйте ребят учиться или доучиваться после третьего-четвертого курса в одно из этих высших учебных заведений». Конечно, за качество подготовки энергетикам придется платить. Зато работодатели смогут диктовать нам свои специфические условия, например, какие курсы надо прочитать дополнительно, с какими областями знаний должны познакомиться будущие инженеры и т.п., и мы обязательно это сделаем.

- В число этих 13 вузов входят филиалы МЭИ (ТУ) по России?

- Их два – в Волжском и в Смоленске, но вместе с Москвой они считаются единым учебным заведением. Раньше у нас были еще филиалы в Чебоксарах и в Казани, но теперь они стали самостоятельными университетами, которые конкурируют с вузами своих городов.

- Сейчас идут разговоры о том, что за последние десять лет обучение по энергетическим специальностям стало слабее, чем раньше...

- Нет, энергетики пока не жалуются. Единственное, что кое-кто из них выступает за то, чтобы мэишникам читали какие-то дополнительные курсы, например менеджмент качества, специальные разделы экономики и т.п. Мы сейчас, как и многие вузы, открыли второе образование - платное. То есть, учась на одном из наших факультетов, можно параллельно познавать экономику энергетики, учить углубленно языки и т.п.

Здесь есть один нюанс: мы все рождаемся либо гуманитариями, либо, простите за жаргон, «технарями» И в технический вуз, по моим подсчетам, приходит примерно 25-30 процентов людей с гуманитарным складом ума. Они могут прекрасно учиться, закончить вуз с красным дипломом, но потом все равно уходят на телевидение, в политику... куда угодно. У меня есть одна воспитанница – ныне поет в Большом театре. Закончила факультет Промышленной энергетики. Я ей говорю: «Лена, не жалко времени?» Она говорит: «Нет, я своим образованием довольна, оно дало мне потрясающий кругозор».

У нас учат мыслить рационально, и даже если люди потом идут работать не по своей специальности, все равно становятся специалистами высокого класса.

- А почему вы говорите про платное обучение языкам, разве у вас нет такой базовой дисциплины?

- Есть, конечно. На нашей кафедре преподают английский, немецкий, французский, японский, китайский... но по объему явно недостаточно. Потому что денег на действительно серьезное изучение языков в технических вузах государство не выделяет. А вот на платной основе сейчас даем диплом по языку, равный по уровню диплому института иностранных языков… И студентам, которые, начав учиться в МЭИ (ТУ), почувствовали, что инженерная подготовка, это не для них, я советую: «Возьмите дополнительно язык, тогда вы будете работать с ним и в то же время разбираться в определенной специальности».

Приведу другой пример. Из 2000 абитуриентов, которых мы каждый год принимаем, несколько сотен рисуют. Возможно, будь их воля, они с большим удовольствием пошли бы в художественный вуз. Я открыл факультет «Дизайн и мода». Говорю: «Ребята, идите факультативно слушать курсы рисунка, композиции... А потом, есть прекрасная специальность: дизайн в энергетике. Мы - единственный вуз в России, который готовит профессионалов в этой области. Ведь как обычно бывает: человек с художественным образованием начинает рисовать паровозы. Они красивые, но никогда не смогут поехать. А если этим займется технически грамотный специалист, результат будет иным».

- В ваши платные учебные центры может прийти и человек со стороны, и студент МЭИ (ТУ). Платить им придется одинаково?

- Нет. Мы стараемся, чтобы для мэишников цена за обучение была минимальная.

- У вас трудно учиться?

- Да, уже с первого курса мы, к сожалению, отчисляем за неуспеваемость примерно пятую часть.

- МЭИ (ТУ) считается одним из немногих «мужских» вузов столицы»...

- И все-таки у нас 40 процентов – девушки.

- Работают ли студенты в стенах вуза?

- В начале 90-х, чтобы наши активные ученые не уходили далеко, мы дали возможность создать на нашей территории десятка полтора наукоемких фирм. Теперь в них заняты студенты. На кафедрах они работают меньше, да и платить мы много не можем.

- А как же опытный завод МЭИ?

- Вы слышали о системе спутниковой связи «Орбита»? С ее помощью осуществлялись телевизионные передачи по всей стране. Вся аппаратура делалась у нас. Но сейчас заказы получить трудно, и на базе опытного завода мы создали технопарк.

- На ТЭЦ МЭИ ведутся исследовательские работы?

- Наша станция в прошлом году отметила пятидесятилетие. Она уникальна, ведь это единственная в мире учебная экспериментальная теплоэлектроцентраль. У нее две турбины, одна из них постоянно работает на отпуск тепла и электроэнергии для Мосэнерго, а другая эксплуатируется для обучения. Студенты могут полазить внутри котла, залезть в турбину, научиться ее запускать и останавливать. Кстати, эти процессы вам никто и никогда не позволит осуществить в учебных целях на обычных ТЭЦ. Сейчас А.Б. Чубайс обещает модернизировать нашу станцию, поставить на нее новое оборудование с КПД, доходящим до 56 процентов (а у старой КПД максимум- 37 процентов). Я вам пытаюсь показать различие старых и новых технологий, а ведь энергетики борются за каждую долю процента.

- Вы можете назвать нескольких наиболее выдающихся студентов вашего вуза?

- Что вы, это не в моей компетенции. Но талантливых ребят у нас много, это доказывает хотя бы то, что в университете около 700 особых стипендий, которыми лучших студентов поощряют Президент РФ, Правительство Москвы, РАО ЕЭС... Сегодняшняя молодежь вообще гораздо талантливее нас. Достаточно сказать, что по своей ценности кандидатская диссертация, написанная десять лет назад, сегодня приравнивается к диплому.

- Обычно, когда говорят о выпускниках МЭИ, очень любят вспоминать об иностранцах, учившихся у вас в прошлые десятилетия. Имена действительно громкие - бывший премьер-министр Китая Ли Пен, Президент Румынии Ион Илиеску, несколько министров энергетики разных стран. А кем из наших соотечественников, окончивших МЭИ, гордится вуз?

- Конечно, Нестором Ивановичем Серебрянниковым, который много лет возглавлял Мосэнерго и только недавно покинул свой пост. Генеральным директором ГУП «Мосгортепло» Вячеславом Фроловым. На слуху сейчас многие наши питомцы – политические деятели – Георгий Боос, Элла Памфилова, Сергей Байдаков (он, кстати, председатель нашего клуба выпускников). Конфеты «Коркунов» вы любите? Их создатель - наш выпускник. Пелевин вам нравится? Тоже мэишник.

- Есть какие-то черты, которые отличают выпускника МЭИ (ТУ)?

- Мое поколение отличалось от всех, потому что мы прошли стройотряды. Это была прекрасная школа, и те, кто в ней участвовал, потом выросли до крупных организаторов. Сейчас это утеряно. Но традиции организаторской работы в институте существуют. Еще я бы сказал о некоторой клановости энергетики, преемственности поколений. Четверть наших студентов - потомственные энергетики.

- Выпускники помогают вузу?

- Конечно. Да вот взять хотя бы юбилей вуза – миллиона полтора - два долларов на него выделили наши питомцы. Клуб выпускников сделал хорошие подарки преподавателям-ветеранам. Тем, кто уже на пенсии и из квартиры не выходит, их принесли с доставкой на дом, а всем остальным торжественно вручили в Малом театре перед спектаклем, на который педагоги были приглашены. И выпуск большого юбилейного тома о нашем вузе выпускники оплатили.

- О чем мечтает ректор МЭИ?

- Омолодить преподавательский состав! Как это сделать, пока не знаю. Кадры - это вообще главная беда высшей школы. Все упирается в деньги. Хотя МЭИ (ТУ) в финансовом плане и многое делает сам. Условно говоря, единицу мы получаем от государства, столько же денег зарабатываем нашими научными разработками, и такую же цифру, даже чуть больше, получаем за внебюджетные формы обучения.

- Что в юбилейный год вы пожелали студентам?

- Оставаться такими же умными, молодыми и красивыми как можно дольше.

Беседовала Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива