Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2005

Поднимающие дух

Музыка грянула неожиданно, мгновенно заполнив собой пространство, потеснив атмосферу официальности. Бравые марши и мелодичные вальсы гармонично сменяли друг друга. «День Победы», «Крейсер Аврора», «До свидания, мальчики» рождали теплые воспоминания школьного детства. На сердце сразу сделалось светло, тексты знакомых песен стали напеваться сами собой. Конечно, захотелось посмотреть, кто же так замечательно играет. Поспешила на звуки - и увидела человек двадцать бравых парней в военной форме, которых взмахами палочки, жестами и потрясающей мимикой направлял дирижер.

В перерыве состоялось личное знакомство с участниками оркестра Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.

Усилия не пропадают даром

В разговоре с Владиславом Коганом, помощником начальника оркестра по связям с общественностью выяснилось, что в феврале коллектив отметил 60-летие. За время существования он отличился многими славными делами: участием в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, встречей после полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина, работой на официальных церемониях Олимпийских игр.

В 60-е годы оркестр записал несколько собственных дисков. В 1994 году стал лауреатом Московского международного фестиваля военных биг-бэндов, а в 1997-м выезжал на Международный фестиваль военной музыки в Ниццу.

- В народе бытует мнение, будто военный оркестр может играть лишь на похоронах да парадах, - с сожалением говорит Владислав Коган. - На самом деле у нас богатый, разнообразный репертуар. В него входят джазовые и классические произведения, современные композиции.

Я работаю военным дирижером почти полвека. Руководил оркестром Иркутской военной академии, затем оркестром Высшего военного училища в Калининграде. Последние восемь лет передаю свой жизненный и профессиональный опыт ребятам в оркестре Академии им. Н.Е. Жуковского. Провожу некоторые групповые репетиции, как дирижер подменяю начальника оркестра на выступлениях, в случае необходимости занимаюсь с музыкантами индивидуально.

Свою роль в коллективе вижу в том, чтобы быть ребятам наставником и старшим другом. Не со всяким личным вопросом молодой музыкант решится обратиться непосредственно к руководителю оркестра, поскольку тот - лицо официальное, командир. Со мной такая стена в общении не возникает. В дружеской беседе могу юноше что-то ненавязчиво посоветовать, наставить на путь истинный.

И здесь, и в других коллективах, где я работал, значительную часть от общего числа музыкантов составляли выпускники музыкальных интернатов для детей-сирот. Эти юноши с искореженной психикой, зачастую озлобленные. Среди них встречается даже воровство. Когда в Калининградском военном училище случился подобный инцидент, я стал дознаваться: «Почему вы тащите у своих же?!» А те отвечают: «Когда жили в детском доме, у нас тоже все воровали!»

Коллектив военного оркестра обладает большой воспитательной силой, уверен дирижер. Надо только не стесняться разговаривать с юношами. Пытаться донести до «трудного» парня, что перед оркестром стоит общая задача, и выполнить ее можно только вместе.

Усилия не пропадают даром. Один из бывших подопечных сейчас руководит Колумбийским симфоническим оркестром, другой - поступил на работу в коллектив к прославленному Темирканову, третий... Он стал капитаном дальнего плавания.

В царстве гармонии

Кирпичный двухэтажный теремок, в котором разместился оркестр, не слишком приметен среди высоких учебных корпусов военно-инженерной академии. Длинная лестница ведет сразу на второй этаж в оркестровую студию, рядом с которой примостилась дверь с интригующей табличкой «Эстрадная кладовая».

Мне довелось в течение нескольких минут послушать репетицию из-за закрытой двери. Впечатления непередаваемые! На фоне мелодий доносится поставленный голос начальника оркестра и основного дирижера Геннадия Михайловича Лукина: «Ярче, ярче! Еще!», «На октаву выше!», «Потише, чтобы вас почти не было слышно», «Петя! Ну что ты делаешь! Напиши себе «литер» жирными буквами». «Шесть восьмых на ти-и-ра! Па-па-па-ра - ти-и-ра!»

Оказывается, на репетиции оркестр звучит иначе, нежели на выступлении, но в то же время совсем не создает какофонии, как при настройке перед началом концерта. Просто некоторые инструменты - литавры или труба - в какие-то моменты ярче выделяются из общего строя, придавая звучанию своеобразную изюминку. А еще одна и та же мелодия может быть сыграна и наподобие светлой радостной песни, и с похоронным оттенком.

Начальник оркестра

За время существования оркестра им руководили замечательные музыканты. Первым дирижером коллектива был назначен фронтовик, композитор, создавший множество произведений для духового оркестра Федор Никитич Акимов. «Морская сюита» Акимова весьма популярна и сегодня.

Его сменил известный педагог Федор Герасимович Ревчун, создавший еще в советское время Школу игры на саксофоне…

Композитор Дмитрий Викторович Фалилеев прославился своей «Русской рапсодией» и Концертным вальсом для саксофона-тенора с оркестром.

С 2002 года коллектив возглавляет энергичный, яркий, молодой Геннадий Михайлович. Капитану Лукину нет и тридцати. Он - выпускник военно-дирижерского факультета Консерватории, страстный поклонник джаза и почитатель творчества Чайковского.

- Наш коллектив отличается огромным разнообразием репертуара, - говорит Геннадий. - Наряду с традиционными для духового оркестра произведениями мы исполняем мелодии песен Эдит Пиаф, Мерлин Монро, в том числе и такую известную штучку, как «Бриллианты - лучшие друзья девушек», аранжировки Валерия Леонтьева. Существует отдельная программа по Глену Миллеру.

Мы активно сотрудничаем с так называемыми приглашенными специалистами: музыкантами из симфонических оркестров, артистами Большого театра и театра «Ромэн». Если говорить о приглашаемых «инструментах», то это арфа и контрабас. Крепкая дружба сложилась с джазовой певицей Евгенией Глейберман, лауреатом всевозможных фестивалей и конкурсов. Совместно с Женей мы подготовили 15 джазовых композиций.

Аранжировщик Анатолий Серебренников - мастер своего дела. Он творит настоящие чудеса с несколько приевшимися произведениями, придавая им новое, оригинальное звучание.

В оркестре существует художественно-репертуарный совет, на котором обсуждаем все ответственные решения. Но как начальник, я, выслушав всех, последнее слово оставляю за собой.

- В чем заключается ваша деятельность как начальника оркестра?

- У меня несколько сфер действия. Во-первых, я дирижер. Тут очень важно поддерживать музыкальную форму, чтобы оркестр «был теплым», играющим. Я должен знать последние исполнительские находки, новости музыкального мира, приходить на репетиции к ребятам в ровном, спокойном настроении. Иначе сделаешь кому-нибудь замечание не тем тоном, он замкнется - музыки не получится. Игра очень зависит от настроения музыкантов и дирижера. Даже одно соло меняется. Кроме того, существуют разные точки зрения на то, как должна звучать мелодия.

Народ у нас молодой, горячий. Много выходцев из детских домов: юношей крайне ранимых. К ним нужен особый подход. Таким образом, второе свое амплуа я бы охарактеризовал как амплуа воспитателя.

Помимо руководителей парней воспитывает музыка. К примеру, вы представить себе не можете, с каким вдохновением мальчишки играют «Полонез» Чайковского из оперы «Евгений Онегин». Важно отметить, в оркестре полностью отсутствует дедовщина. Здесь никого не обижают.

Третья сфера - административная, хозяйственная и финансовая работа. Если мы где-то выступаем, мне нужно договориться обо всех нюансах, распределить и раздать деньги в соответствии с разрядом каждого исполнителя. Потом, часть музыкантов живет при оркестре. На мне лежит обязанность обеспечить их хорошим питанием, одеждой, приличным бытом.

До консерватории я закончил военно-музыкальное училище, как барабанщик и волторнист участвовал в 15 парадах на Красной площади; сейчас, испытав все прелести армейской жизни, понимаю, как много нужно моим подопечным.

- Геннадий Михайлович, а какими качествами нужно обладать молодому человеку, чтобы стать музыкантом оркестра?

- Необходимо иметь базовую подготовку хотя бы на уровне музыкальной школы. Потом, каждый претендент обязательно проходит прослушивание. Принимаем тех парней, кто показывает лучшие результаты.

Основной состав коллектива, конечно, военные, хотя есть и ребята с гражданки. После нескольких лет работы музыканты многие произведения научаются играть по памяти, без нот. Их охотно берут в любой оркестр.

Светлана РАХМАНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива